Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфраструктуры рынка методом группировок и применении полученных знаний на практике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1)Теоретическая часть:
- Понятие рыночной инфраструктуры, её элементы……………………….....4
- Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………………10
2) Расчетная часть:
- Постановка задачи……………………………………………………………..17
- Решение задачи…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсач-2.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

Финансовый университет  при Правительстве РФ

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету «Статистика»

Вариант №1

Метод статистических группировок  в анализе рыночной инфраструктуры

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Работа выполнила:

Факультет:

Специальность:

Номер личного дела:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 

Владимир

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1)Теоретическая часть:

- Понятие рыночной  инфраструктуры, её элементы……………………….....4

- Применение метода  статистических группировок в  анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………………10

2) Расчетная часть:

- Постановка задачи……………………………………………………………..17

- Решение задачи…………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Роль статистики при переходе к рыночным отношениям неуклонно возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития. Одновременно с этим она является мощным орудием преобразования рыночных социально - экономических отношений, важным дополнительным фактором оперативного, предприимчивого и эффективного их совершенствования.

Статистические  исследования рынка и его инфраструктуры предполагают проведение статистического наблюдения, организацию сбора статистической информации, а также ее систематизацию и группировку. Это позволяет с помощью статистических методов получить обобщающие характеристики и выявить закономерности, которые существуют на рынке в конкретных условиях места и времени.

Целью данной работы является изучение инфраструктуры рынка методом  группировок  и применении полученных знаний  на практике.

В соответствии с целью  сформулированы задачи работы:

  • Дать общую характеристику инфраструктуры рынка, её элементов;
  • Раскрыть общее понятие статистической группировки;
  • Рассмотреть виды группировок и принципы их построения.

В расчетной части курсовой работы представлены решения 4 заданий, в которых  рассчитываются различные статистические показатели.

В аналитической части  работы анализируется изменение 2 экономических  показателей по Владимирской области  за 2 года.

Для написания курсовой работы были использованы материалы  нормативных источников, периодической  литературы, учебной литературы, сайтов сети Internet.

 

 

Теоретическая часть

 

Понятие рыночной инфраструктуры, её элементы.

Известно, что рынок  представляет собой единую систему  со своими взаимосвязями и пропорциями  между отдельными секторами экономики, с определенной иерархией. Рыночная система обеспечивает контакты множества контрагентов, внутри неё совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом  общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему,

которая требует существенных затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынку необходима соответствующая  инфраструктура. От процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Таким образом, одной  из особенностей современного этапа  развития страны является повышение  роли и совершенствование инфраструктуры [7, с. 334].

Термин "Инфраструктура" был впервые использован еще  в начале нынешнего столетия в  экономическом анализе для обозначения  объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных  сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой  стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – рыночную экономику.

Сейчас инфраструктура - это категория, обозначающая сферу  услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:

- снижение степени  риска благодаря различным видам  страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным  услугам; 

- ускорение  оборачиваемости оборотных средств  за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;

- развитие предприятий  за счет расширения деятельности  аренды и лизинга, эмиссии ценных  бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.

- содействие  маркетингу по доведению товаров  и услуг до потребителей с  применением рекламы и других  средств продвижения, использование  прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков[3, с. 279-280].

Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, она во многом определяет ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.

Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.

Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается  в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.

Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в  расширении возможностей занятости  населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему  места в системе общественного  разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход [4, с. 322].

В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики  лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

В зависимости от уровня анализа, инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно  – технических сооружений, необходимых  для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиумуровне (нередко  говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих  экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура на макроуровне  подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих  непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

Социально – бытовая  инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации  и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости от степени  обеспеченности экономики инфраструктурой  выделяют три ее типа:

  • опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственный и индивидуальные потребности;
  • одновременный (синхронный), когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;
  • запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

Применительно к рынку  как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, регулирующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи.  Другими словами, это совокупность институтов, систем, служб и предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Экономика предполагает создание товаров и их доведение  до потребителей, т.е. организации сферы  обращения товаров. Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.

Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем возникает понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику, так как основным экономическим оборотом является: производство, распределение, обмен, потребление. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны  между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Основными  элементами инфраструктуры современного рынка являются:

  1. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
  3. кредитная система и коммерческие банки;
  4. эмиссионная система и эмиссионные банки;
  5. система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
  6. информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  7. налоговая система и налоговая инспекция;
  8. система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
  9. специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  10. торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  11. таможенная система;
  12. профсоюзы, работающие по найму;
  13. коммерческо-выставочные комплексы;
  14. система высшего и среднего экономического образования;
  15. аудиторские компании;
  16. консультативные (консалтинговые) компании;
  17. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  18. специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.

Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры