Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инфраструктуры рынка методом группировок и применении полученных знаний на практике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1)Теоретическая часть:
- Понятие рыночной инфраструктуры, её элементы……………………….....4
- Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………………10
2) Расчетная часть:
- Постановка задачи……………………………………………………………..17
- Решение задачи…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсач-2.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Используя разработочную таблицу (приложение 1), строим аналитическую  группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х- Торговая площадь предприятия и результативным признаком Y – Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади.

Групповые средние значения получаем из разработочной таблицы, основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл.:

Таблица 7

Зависимость розничного товарооборота на 1 м2 от торговой площади

Номер группы

Группы предприятий по торговой площади, м2,

x

Число предприятия

fj

Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.

всего

в среднем на одну фирму,

1

2

3

4

5=4:3

1

140-180

2

48,464

24,232

2

180-220

8

194,345

24,293

3

220-260

10

245,080

24,508

4

260-300

8

213,787

26,723

5

300-340

2

60,078

30,039

 

ИТОГО

30

761,755

25,392


 

Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением торговой площади предприятия от группы к группе систематически возрастает и розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади по каждой группе предприятий розничной торговли, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

,                                                       

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

,                                                 

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для расчета  показателей  и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

Значения числителя  и знаменателя формулы имеются  в разработочной  таблице (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти  данные, получаем общую среднюю  :

=
=25,394 тыс. руб.

Для расчета общей  дисперсии  применим вспомогательную таблицу (приложение 2).

Рассчитаем общую дисперсию:

=

Для  расчета межгрупповой дисперсии  строится  вспомогательная        таблица 8. При этом используются  групповые средние значения из табл. 7 (графа 5).

Таблица 8

  • Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

  • Группы предприятий по торговой площади, м2,

    x

    Число предприятий,

     fj

    Среднее значение в группе, тыс. руб.

     

    1

    2

    3

    4

    5

    140-180

    2

    24,232

    -1,160

    2,691

    180-220

    8

    24,293

    -1,099

    9,656

    220-260

    10

    24,508

    -0,884

    7,811

    260-300

    8

    26,723

    1,332

    14,184

    300-340

    2

    30,039

    4,647

    43,196

    Итого

    30

       

    77,540


    Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

    Определяем коэффициент  детерминации:

     или 37,5%

    Вывод. 37,5% вариации розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади предприятий розничной торговли обусловлено вариацией торговой площади предприятия, а 62,5% – влиянием прочих неучтенных факторов.

    Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

    Рассчитаем показатель :

    Вывод: согласно шкале Чэддока связь между торговой площадью предприятия и розничным товарооборотом на 1 м2 торговой площади является заметной.

     

    Задание 3.

    Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются  на некоторую величину ε.

    Принято вычислять два вида ошибок выборки - среднюю и предельную .

    Для расчета средней  ошибки выборки  применяются различные формулы в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.

    Для собственно-случайной  и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка для выборочной средней определяется по формуле

    ,

    где – общая дисперсия изучаемого признака,

    N – число единиц в генеральной совокупности,

    n – число единиц в выборочной совокупности.

    Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

    ,

    ,

    где     – выборочная средняя,

              – генеральная средняя.

    Предельная ошибка выборки  кратна средней ошибке с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия):

    Коэффициент кратности  t зависит от  значения  доверительной вероятности Р, гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал , называемый доверительным интервалом. По условию задания доверительная вероятность составляет 0,954, значит t=2

    По условию Задания 2 выборочная совокупность насчитывает 30 предприятий, выборка 2% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 1500 предприятий. Выборочная средняя  , дисперсия определены в Задании 1 . Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 9:

     

    Таблица 9

    Р

    t

    n

    N

    0,954

    2

    30

    1500

    240,000

    1706,667


    Рассчитаем среднюю  ошибку выборки:

    Рассчитаем предельную ошибку выборки:

    Определим доверительный  интервал для генеральной средней:

    Вывод. На основании проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,954 можно утверждать, что для генеральной совокупности предприятий средний размер торговой площади находится в пределах от 225,067 до 254,993 м2.

    Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой

    ,

    где  m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

            n – общее число единиц в совокупности.

    Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле

    ,

    где  w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

           (1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,

            N – число единиц в генеральной совокупности,

            n– число единиц в выборочной совокупности.

    Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих исследуемым признаком:

    По условию Задания 3 исследуемым свойством фирм является равенство или превышение цены за 1 кв. м. величины 29,4 тыс. руб.

    Число фирм с данным свойством  определяется из разработочной таблицы.

    m=10

    Рассчитаем выборочную долю:

    Рассчитаем предельную ошибку выборки для доли:

    Определим доверительный  интервал генеральной доли:

    0,163

    0,504

    или

    16,3%

    50,4%

    Вывод. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в генеральной совокупности предприятий розничной торговли доля предприятий с торговой площадью 260 м2 и более будет находиться в пределах от 16,3% до 50,4%.

    Задание 4

    В задании необходимо определить средний размер торговой площади, абсолютные и относительные  изменения показателей, а также абсолютное изменение общей площади предприятий вследствие влияния отдельных факторов. 

    Средний размер торговой площади предприятия вычисляется  следующим образом:

    S = S / N


    Вычислим средний размер торговой площади предприятия в  базисном периоде:

    S = 400000 / 2500 = 160 м2.


    Вычислим средний размер торговой площади предприятия в  отчетном периоде:

    S = 420000 / 2410 = 174,274 м2.


    Абсолютное изменение  каждого показателя вычисляется  путем вычитания из показателя отчетного  периода значения показателя базисного периода.

    Относительное изменение  показателя – это отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода, а замет умножение  на 100% и вычитание 100%.

    Результаты вычислений представим в табл. 10

    Таблица 10

    Абсолютные и относительные изменения показателей

    № п/п

    Показатели

    Периоды

    Изменения

    базисный

    отчетный

    абсолютные

    относительные

    1

    Торговая площадь предприятий, тыс. м2 (S)

    400

    420

    20

    5

    2

    Число предприятий, ед. (N)

    2500

    2410

    -90

    -3,6

    3

    Средний размер торговой площади предприятия, м2 (S)

    160

    174,274

    14,274

    8,9


    Вывод. На основании проведенных расчетов можно сказать, что торговая площадь предприятий в отчетном году увеличилась на 20 тыс. м2, т.е. на 5%, при этом число предприятий сократилось на 90 ед. или на 3,6%. Средний размер торговой площади предприятия увеличился на 14,274 м2, или на 8,9%.

    Абсолютное изменение  общей площади торговых предприятий  за счет изменения среднего размера  торговой площади предприятия:

    Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры