Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение инфраструктуры рынка методом группировок и применении полученных знаний на практике.
Введение………………………………………………………………………….3
1)Теоретическая часть:
- Понятие рыночной инфраструктуры, её элементы……………………….....4
- Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………………10
2) Расчетная часть:
- Постановка задачи……………………………………………………………..17
- Решение задачи…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Используя разработочную таблицу (приложение 1), строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х- Торговая площадь предприятия и результативным признаком Y – Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади.
Групповые средние значения получаем из разработочной таблицы, основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл.:
Таблица 7
Зависимость розничного товарооборота на 1 м2 от торговой площади
Номер группы |
Группы предприятий по торговой площади, м2, x |
Число предприятия fj |
Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб. | |
всего |
в среднем на одну фирму, | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4:3 |
1 |
140-180 |
2 |
48,464 |
24,232 |
2 |
180-220 |
8 |
194,345 |
24,293 |
3 |
220-260 |
10 |
245,080 |
24,508 |
4 |
260-300 |
8 |
213,787 |
26,723 |
5 |
300-340 |
2 |
60,078 |
30,039 |
ИТОГО |
30 |
761,755 |
25,392 |
Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением торговой площади предприятия от группы к группе систематически возрастает и розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади по каждой группе предприятий розничной торговли, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле
,
где –групповые средние,
– общая средняя,
–число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для расчета показателей и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
Значения числителя и знаменателя формулы имеются в разработочной таблице (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :
Для расчета общей дисперсии применим вспомогательную таблицу (приложение 2).
Рассчитаем общую дисперсию:
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 8. При этом используются групповые средние значения из табл. 7 (графа 5).
Таблица 8
Группы предприятий по торговой площади, м2, x |
Число предприятий, fj |
Среднее значение в группе, тыс. руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
140-180 |
2 |
24,232 |
-1,160 |
2,691 |
180-220 |
8 |
24,293 |
-1,099 |
9,656 |
220-260 |
10 |
24,508 |
-0,884 |
7,811 |
260-300 |
8 |
26,723 |
1,332 |
14,184 |
300-340 |
2 |
30,039 |
4,647 |
43,196 |
Итого |
30 |
77,540 |
Рассчитаем межгрупповую дисперсию:
Определяем коэффициент детерминации:
Вывод. 37,5% вариации розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади предприятий розничной торговли обусловлено вариацией торговой площади предприятия, а 62,5% – влиянием прочих неучтенных факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле
Рассчитаем показатель :
Вывод: согласно шкале Чэддока связь между торговой площадью предприятия и розничным товарооборотом на 1 м2 торговой площади является заметной.
Задание 3.
Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.
Принято вычислять два вида ошибок выборки - среднюю и предельную .
Для расчета средней ошибки выборки применяются различные формулы в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную.
Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка для выборочной средней определяется по формуле
где – общая дисперсия изучаемого признака,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n – число единиц в выборочной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:
где – выборочная средняя,
– генеральная средняя.
Предельная ошибка выборки кратна средней ошибке с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия):
Коэффициент кратности t зависит от значения доверительной вероятности Р, гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал , называемый доверительным интервалом. По условию задания доверительная вероятность составляет 0,954, значит t=2
По условию Задания 2 выборочная совокупность насчитывает 30 предприятий, выборка 2% механическая, следовательно, генеральная совокупность включает 1500 предприятий. Выборочная средняя , дисперсия определены в Задании 1 . Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 9:
Таблица 9
Р |
t |
n |
N |
||
0,954 |
2 |
30 |
1500 |
240,000 |
1706,667 |
Рассчитаем среднюю ошибку выборки:
Рассчитаем предельную ошибку выборки:
Определим доверительный интервал для генеральной средней:
Вывод. На основании проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,954 можно утверждать, что для генеральной совокупности предприятий средний размер торговой площади находится в пределах от 225,067 до 254,993 м2.
Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой
где m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
n – общее число единиц в совокупности.
Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле
где w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
(1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n– число единиц в выборочной совокупности.
Предельная ошибка выборки определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих исследуемым признаком:
По условию Задания 3 исследуемым свойством фирм является равенство или превышение цены за 1 кв. м. величины 29,4 тыс. руб.
Число фирм с данным свойством определяется из разработочной таблицы.
m=10
Рассчитаем выборочную долю:
Рассчитаем предельную ошибку выборки для доли:
Определим доверительный интервал генеральной доли:
0,163
или
16,3%
Вывод. С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в генеральной совокупности предприятий розничной торговли доля предприятий с торговой площадью 260 м2 и более будет находиться в пределах от 16,3% до 50,4%.
Задание 4
В задании необходимо определить средний размер торговой площади, абсолютные и относительные изменения показателей, а также абсолютное изменение общей площади предприятий вследствие влияния отдельных факторов.
Средний размер торговой
площади предприятия
S = S / N
Вычислим средний размер торговой площади предприятия в базисном периоде:
S = 400000 / 2500 = 160 м2.
Вычислим средний размер торговой площади предприятия в отчетном периоде:
S = 420000 / 2410 = 174,274 м2.
Абсолютное изменение каждого показателя вычисляется путем вычитания из показателя отчетного периода значения показателя базисного периода.
Относительное изменение показателя – это отношение показателя отчетного периода к показателю базисного периода, а замет умножение на 100% и вычитание 100%.
Результаты вычислений представим в табл. 10
Таблица 10
Абсолютные и относительные изменения показателей
№ п/п |
Показатели |
Периоды |
Изменения | ||
базисный |
отчетный |
абсолютные |
относительные | ||
1 |
Торговая площадь предприятий, тыс. м2 (S) |
400 |
420 |
20 |
5 |
2 |
Число предприятий, ед. (N) |
2500 |
2410 |
-90 |
-3,6 |
3 |
Средний размер торговой площади предприятия, м2 (S) |
160 |
174,274 |
14,274 |
8,9 |
Вывод. На основании проведенных расчетов можно сказать, что торговая площадь предприятий в отчетном году увеличилась на 20 тыс. м2, т.е. на 5%, при этом число предприятий сократилось на 90 ед. или на 3,6%. Средний размер торговой площади предприятия увеличился на 14,274 м2, или на 8,9%.
Абсолютное изменение общей площади торговых предприятий за счет изменения среднего размера торговой площади предприятия:
Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры