Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение инфраструктуры рынка методом группировок и применении полученных знаний на практике.
Введение………………………………………………………………………….3
1)Теоретическая часть:
- Понятие рыночной инфраструктуры, её элементы……………………….....4
- Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………………10
2) Расчетная часть:
- Постановка задачи……………………………………………………………..17
- Решение задачи…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
На основе этих данных, можно сделать вывод, что инфраструктура рынка сложна и многообразна, сложность заключается в многообразии функций и элементов инфраструктуры, её значимости для общества.
Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры
Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.
Группировка производится с целью установления статистических связей и закономерностей, построения описания объекта, выявления структуры изучаемой совокупности.
Особым видом группировки
Метод группировок позволяет разработать первичный статистический материал. На основе статистических группировок рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучение взаимосвязи между признаками.
Группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.
Группировки бывают первичная и вторичная. Первичная группировка – прямая группировка данных статистического наблюдения по определенному признаку.
Процесс образования новых групп на основе группировки, произведенной по первичным данным, называется вторичной группировкой. Необходимость во вторичной группировке возникает в случаях:
Вторичная группировка может быть осуществлена по признаку, положенному в основу первичной группировки, или по удельному весу групп в общей численности единиц совокупности, подвергнутой первичной группировке. При этом в обоих случаях показатели новых групп, т.е. групп, образованных при вторичной группировке, могут быть получены путем простого суммирования показателей первичной группировки или в результате специальных расчетов.
Различия в целевом назначении группировки выражаются в существующей классификации группировок: типологические, структурные, аналитические.
Типологическая группировка - разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на классы, социально – экономические типы.
Признаки, по которым производится
распределение называется основанием
группировки или групповым
Рассмотрим последовательность действий для проведения типологической группировки:
Многообразие общественных явлений
обусловливает необходимость
Изменение границ интервалов группировочного признака при выделении одних и тех же типов в разных условиях называется специализацией интервалов группировочного признака.
Иногда условия формирования типов приводят к различиям в их описании, в самом круге признаков. Изменение круга группировочных признаков при выделении одних и тех же типов в разных условиях называется специализацией группировочных признаков.
Предположим, что мы располагаем данными 150 организаций, представляющих три подотрасли промышленности (пример условный). Проведем их группировку с учётом подотасли, к которой относятся предприятия и уровня производительности труда (табл. 1).
Таблица 1
Группировка организаций по уровню производительности труда
Подотрасль производства пищевых продуктов |
Производительность труда, тыс. руб./час. |
Тип компании |
Число компаний |
Макаронные изделия |
До 5 |
Н |
- |
5 – 10 |
С |
10 | |
10 и более |
В |
40 | |
Кондитерские изделия |
До 10 |
Н |
10 |
10 – 20 |
С |
20 | |
20 и более |
В |
- | |
Колбасные изделия |
До 10 |
Н |
20 |
10 – 30 |
С |
40 | |
30 и более |
В |
10 |
В данном примере выявлены три типа компаний: с низким уровнем производительности (Н), со средним уровнем (С) и с высоким уровнем (В).
Результат группировки компаний по уровню производительности представлен в табл. 2.
Таблица 2
Распределение организаций по уровню производительности труда
Тип компаний |
Число компаний | |
абсолютное |
в процентах к итогу | |
Н |
30 |
20,0 |
С |
70 |
46,7 |
В |
50 |
33,3 |
Итого |
150 |
100,0 |
Структурная группировка характеризует структуру совокупности по какому-либо одному признаку. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.
Если для типологической группировки чаще используются открытые и неравные интервалы, то для структурной группировки более характерны закрытые равные интервалы. Структурная группировка позволяет изучать интенсивность вариации группировочного признака. [13, 96]
Пример структурной группировки организаций по объему выпуска продукции представлен в Задании 1 расчётной части работы.
Последовательность действий для проведения структурной группировки:
При составлении структурных группировок по варьирующему количественному признаку необходимо определить количество групп и интервалы группировки.
Интервал – количественное значение, отделяющее одну группу от другой.
Вопрос о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств: исходя из целей исследования, значения изучаемого признака и т.д.
Количество групп зависит в большей степени от числа единиц исследуемого объекта. При небольшом объеме совокупности нельзя образовать много групп.
При определении количества групп необходимо стремиться к тому, что бы были учтены особенности изучаемого явления. Количество групп должно быть оптимальным.
Аналитическая группировка используется для изучения вероятностной взаимосвязи между взаимодействующими признаками.
Аналитическая группировка характеризует взаимосвязь между двумя и более признаками, из которых один рассматривается как результат, другой (другие) – как фактор (факторы). Например, можно изучать зависимость объема выпуска продукции от среднесписочной численности работников (Задание 2 расчётной части работы).
Особенность аналитической группировки заключается в том, что каждая группа характеризуется средним значением результативного признака. Это позволяет выявить наличие и направление связи между результативным и факторными признаками.
Для оценки тесноты связи между результативным и факторным признаками рассчитывают коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.
Коэффициент детерминации определяется отношением межгрупповой дисперсии к общей дисперсии:
По значению коэффициента можно судить, какая часть общей дисперсии результативного признака обусловлена вариацией признака, положенного в основу группировки. Чем больше значение этого показателя, тем теснее связь между результатом и фактором.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, которая зависит от всех условий, влияющих на совокупность.
По правилу сложения
дисперсий общая дисперсия
Межгрупповая
дисперсия характеризует
Средняя дисперсия из
внутригрупповых дисперсий
Эмпирическое корреляционное соотношение рассчитывается как корень квадратный из коэффициента детерминации и характеризует тесноту связи между результативным и факторным признаками:
Направление связи между результативным и факторным признаками наглядно видно из таблицы, в которой представляются результаты группировки. Так, если с ростом факторного признака от группы к группе растёт значение результативного признака, то говорят, что связь прямая, если же с ростом факторного признака значение результата сокращается, то связь обратная.
Пример аналитической
Сводные показатели для отдельных групп являются типичными и устойчивыми, если:
во-первых группировка проведена правильно,
во-вторых группы имеют достаточную численность.
Первое условие связано с тем, что деление на группы далеко не всегда очевидно. Выполнение второго условия необходимо, так как при достаточно большом числе единиц (не менее 5 единиц в группе) в сводных показателях взаимопогашаются случайные характеристики и проявляются закономерные, типичные.
Для решения задачи группировки нужно установить правила отнесения каждой единицы к той или иной группе.
В эти правила входят определения тех характеристик, по которым будет проводиться группировка (так называемых группировочных признаков), и их значений, отделяющих одну группу от другой (интервалов группировки).
Группировка называется простой (монотетической), если для ее построения используется один группировочный признак. Если группировка проводится по нескольким признакам, она называется сложной (политетической). Обычно такая группировка проводится как комбинационная, т.е. группы, выделенные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому признаку. Казалось бы, этот метод выделения групп должен быть лучше простой группировки, ведь трудно ожидать, что различия между группами можно уловить лишь на основе одного признака. Однако комбинация признаков приводит к дроблению совокупности в геометрической прогрессии: число групп будет равно произведению числа группировочных признаков на число выделенных категорий по каждому из них. Данные становятся труднообозримыми, группы включают малое число единиц, групповые показатели становятся ненадежными.
Комбинированные группировки - образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании. При этом группировочные признаки принято располагать в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.
Применение комбинированных
Расчетная часть
Имеются следующие выборочные данные за период по предприятиям розничной торговли одной из областей региона (выборка 2%-ная механическая):
Информация о работе Метод статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры