Методы оценки уровня и динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих…………………………………………...5
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая Статистика цен и тарифов.docx

— 115.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5

1.1 Система стоимостных экономических  категорий и               характеристика ее составляющих…………………………………………...5

1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5

1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8

1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11

1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13

1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20

1.4. Методы   расчета   и   анализа   индексов   цен……………………23

Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28

2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28

Заключение……………………………………………………………………36

Список используемой литературы……………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В свою очередь предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные  социально-экономические показатели.                  

 Многоаспектный комплекс проблем, именуемый статистикой цен, существует как самостоятельный блок показателей и является составной частью социально-экономической статистики и статистики финансов. В органах государственной статистики созданы управления статистики цен, кроме того, анализом цен и проблемами ценообразования занимаются Минэкономики РФ, научно-исследовательские институты и научные центры.

 Статистика цен всегда  использовалась для решения всех  государственных программ экономического  и социального развития страны, для принятия и анализа выполнения  перспективных планов. Значение  всестороннего изучения цен в  настоящее время трудно переоценить.  Оно возрастает в связи с  анализом осуществляемой в стране  экономической реформы. 

В современных условиях цены являются сложной экономической  категорией, основой рыночного механизма, а ценообразование – инструментом маркетинга. Взаимосвязь цен с  системой народнохозяйственных, отраслевых и региональных экономических показателей в большинстве  случаев характеризуется тем, что цена выступает как один из факторов, оказывающих влияние на закономерности социально-экономических процессов и явлений. Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны. Цена существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов – федерального, регионального и д.р. Цены выступают как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных групп населения. Динамика цен оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребления населения, на соотношение в потреблении материальных и духовных благ, уровень и качество жизни народа в целом и его различных социальных групп.

             Преобразования российской экономики, проводимые последние

17-20 лет, коренным образом изменили  механизмы формирования цен по сравнению с механизмами, существовавшими в условиях нерыночной экономики. Новая система ценообразования и многообразие цен, присущие рыночной экономике, повлекли за собой неизбежное изменение российской статистики цен. Современная статистика цен должна была, с одной стороны, создать новые механизмы наблюдения и регистрации цен, с другой стороны, совершенствовать методологию измерения и прогнозирования сводных индексов цен с тем, чтобы максимально достоверно отразить существующую ситуацию на рынке товаров и услуг. В связи с переходом российской экономики на рыночные условия хозяйствования и внедрением рыночных механизмов воздействия на цены, а также с целью гармонизации международных экономических стандартов российская статистика цен после 1992 года была практически сформирована вновь и модернизация ее продолжается до сих пор.

          Цена как статистическая категория есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).

         Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.

 

 

Цель: раскрыть понятие цены и тарифа, выявить задачи их статистического  изучения и систему показателей  статистики цен, рассмотреть методы исследования и наблюдения цен.

 

1 Методологические положения по статистике. Выпуск 1. 1996 г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/ свободный.

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ

 

1.1. Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих.

 

           Цена и рынок — категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

           Выделяют следующие СЭК:

-  финансы — экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением;

 

-  кредит — экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;

 

-  заработная плата — экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственно участникам воспроизводственного процесса;

 

-  себестоимость — экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство;

 

-  прибыль — экономические отношения, связанные с формированием средств, направленных на расширенное воспроизводство;

 

-  цена.

 

            Все СЭК взаимосвязаны. В системе СЭК цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.

 

 

1.1.1 Понятие и экономическая природа цены.

             Цены и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена- историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена.

Цена:

-  сумма денег, уплачиваемая  за единицу товара, эквивалент  обмена на товара на деньги (Ф.Котлер);

-  экономическая категория,  обусловленная товарным производством,  при котором экономические отношения  проявляются главным образом  через рынок;                                                                                                    -  денежное выражение стоимости  товара. Стоимость товара определяющая  общественно-необходимыми затратами  труда на его производство;                                                                                                 -  не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория: регулирует, как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом,  включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг;                                                                                                  -  комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т.е. под ценой понимается множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования;                                                                              -инструмент рыночной конкуренции;                                                            -  один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);                                                                                                             -  показатель конъюнктуры рынка, фактор соотношения спроса и предложения;                                                                                                         -  составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инфляционную политику (повышение цены обеспечивает привлекательность инвестирования);                                       

-  фактор уровня жизни  населения, влияние на рынок  труда, объем и структуру потребления,  уровень реальных доходов;                                             -  инструмент образования прибыли  и управления эффективностью, фактор  налогообложения;                                                                                       -  характеристика товара на  рынке;                                                                        -  один из элементов комплекса   маркетинга.   

 

Цены применяются в любой  экономической системе, но формулируются  и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как  внешний регулятор, инструмент воздействия  со стороны правительства; в рыночной экономике- цена как часть саморегулирования рынка.

 

Цена — рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

  1. По классической схеме возможны следующие варианты:

если спрос превышает предложение (рынок продавца), то цена увеличивается, и наоборот (рынок потребителя); если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;

  1. конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;
  2. монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.

Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из двух частей:

 

-  цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;

ценообразование — процесс формирования новых и изменения действующих  цен на товары и услуги. Ценообразование  выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.

-  Цены и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.

При формировании цены существует:

-  нижний предел цены, ниже которого производитель (продавец) не может снизить цену и продать товар, так как полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение)средств;

 

-  верхний предел цены, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

 

              Цена  может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

 

              Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:

 

-  цена как индикатор, отражающий ценность товара, политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономии-ческий риск и т.п.). Цена как индикатор ценности играет                                                                                 большую роль, особенно если потребитель имеет незначительный опыт приобретения определенных товаров. Например, покупатель, приобретающий продукты для дружеской вечеринки, скорее отдаст предпочтение более дорогой, но известной марке. Опытные покупатели способны объективнее оценивать ценность продукта и принимать более верные решения;

 

-  Цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.

 

 

1.1.2. Функции цены

 

             Сущность цены проявляется в ее функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, так как без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.

             Сущность функции цены заключается в ее предназначении управ- пи п. национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности.

 

Выделяют следующие основные функции  цены:

 

  1. Измерительная функция. Цена — количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.
  2. Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые. Таким образом, цена выполня-ет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
  3. Учетная функция (функция учета и измерения затрат общественного труда). Данная функция определяется самой сущностью цены. Цена — денежное выражение общественно необходимых затрат труда. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья и материалов и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает величину совокупных издержек производства и обращения, размер прибыли.

 

          В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшении его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, так как в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.

Информация о работе Методы оценки уровня и динамики