Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа
Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих…………………………………………...5
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………….38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости………………………………………………………
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….38
В свою очередь предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные социально-экономические показатели.
Многоаспектный комплекс проблем, именуемый статистикой цен, существует как самостоятельный блок показателей и является составной частью социально-экономической статистики и статистики финансов. В органах государственной статистики созданы управления статистики цен, кроме того, анализом цен и проблемами ценообразования занимаются Минэкономики РФ, научно-исследовательские институты и научные центры.
Статистика цен всегда
использовалась для решения
В современных условиях цены
являются сложной экономической
категорией, основой рыночного механизма,
а ценообразование –
Преобразования российской экономики, проводимые последние
17-20 лет, коренным образом
Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.
Цель: раскрыть понятие цены и тарифа, выявить задачи их статистического изучения и систему показателей статистики цен, рассмотреть методы исследования и наблюдения цен.
1 Методологические положения по статистике. Выпуск 1. 1996 г. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/ свободный.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ
1.1. Система стоимостных экономичес
Цена и рынок — категории, обусловленные товарным производством. При товарном производстве экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:
- финансы — экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением;
- кредит — экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;
- заработная плата — экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственно участникам воспроизводственного процесса;
- себестоимость — экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство;
- прибыль — экономические отношения, связанные с формированием средств, направленных на расширенное воспроизводство;
- цена.
Все СЭК взаимосвязаны. В системе СЭК цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.
1.1.1 Понятие и экономическая природа цены.
Цены и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена- историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена.
Цена:
- сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена на товара на деньги (Ф.Котлер);
- экономическая категория,
обусловленная товарным
- фактор уровня жизни
населения, влияние на рынок
труда, объем и структуру
Цены применяются в любой экономической системе, но формулируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике- цена как часть саморегулирования рынка.
Цена — рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
если спрос превышает
Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из двух частей:
- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
ценообразование — процесс формирования новых и изменения действующих цен на товары и услуги. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.
- Цены и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.
При формировании цены существует:
- нижний предел цены, ниже которого производитель (продавец) не может снизить цену и продать товар, так как полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение)средств;
- верхний предел цены, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
- цена как индикатор, отражающий ценность
товара, политику и конъюнктуру рынка
(соотношение спроса и предложения, экономии-ческий
риск и т.п.). Цена как индикатор ценности
играет
- Цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.
1.1.2. Функции цены
Сущность цены проявляется в ее функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, так как без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.
Сущность функции цены заключается в ее предназначении управ- пи п. национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности.
Выделяют следующие основные функции цены:
В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшении его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, так как в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.