Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа
Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих…………………………………………...5
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………….38
лен на рис. 1.
Производственные издержки |
Прибыль |
Налоги |
Транспортные издержки |
Торговые наценки |
Цена производителя |
||||
Цена конечного потребителя |
Рис. 1. Состав цен производителей и конечных потребителей.
Цена производителя – цена, полученная производителем за единицу выпущенного товара или услуги. Формируется как цена франко-станция отправления (то есть без учета стоимости доставки продукции до потребителя) и не включает налог на добавленную стоимость, дотации и акциз.
Цена покупателя (конечного потребителя) – цена, складываемая из цены производителя, чистых налогов на продукты (за вычетом субсидий на продукты) и торгово-транспортных издержек.
Понятия, связанные с изменениями цен во времени
Инфляция – сложное многофакторное явление, характеризующее на-
рушение воспроизводственного процесса, присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение, и сопровождаемое ростом цен в настоящем периоде по сравнению с прошлым. По темпам выделяют:
• ползучую инфляцию, характерную для промышленно развитых
стран (темп роста составляет по разным оценкам от 3 до 10% в год);
• галопирующую инфляцию – для развивающихся стран и стран с
переходной экономикой (от 10-50% до 200-300% в год);
• гиперинфляцию (при темпах, превышающих 50% в месяц, если они
сохраняются в экономике на протяжении полугода и более).
Стагфляция (стагнация + инфляция) – состояние экономики, харак-
теризующееся застоем (низкими темпами экономического роста), наличием инфляции и ростом безработицы. Дезинфляция – снижение темпов роста инфляции или ее полное прекращение.
Статистика
исследует и другие виды
Система показателей статистики цен, формируемая как результат статистического наблюдения за ценами, представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и изменения цен. Наиболее значимыми становятся такие показатели статистики цен, как индексы цен, средние цены, пространственные и динамические ряды цен, каждый из которых играет важную содержательную роль в понимании инфляции, других рыночных
процессов и в анализе их причин.
Система показателей статистики цен
Статистика цен представляет собой важный раздел экономической статистики. Ее показатели являются значимым компонентом системы макроэкономической информации, необходимой для анализа социально-экономического развития страны. Данные статистики цен используются органами государственного управления для принятия решений по вопросам формирования социально-экономической политики, разработки мер по регулированию рыночной экономики.
Данные статистики цен
Особое место в статистики
цен занимают международные
Таким образом, можно выделить
три основных направления в
использовании данных
1.органами государственного управления – как инструмент реальной экономической политики (анализ инфляционных процессов); Изучают цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.
2. хозяйствующими субъектами – для принятия различных экономических решений (например, по вопросам инвестирования); Изучают цены, как инструмент маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.
3. статистическими ведомствами – для дефлятирования показателей экономической статистики с целью исчисления их в постоянных ценах и определения на этой основе индексов физического объема ВВП, динамики конечного потребления, накопления основного капитала, реальных доходов населения и др.
Система показателей статистики цен охватывает следующие индексы:
Цены - сложная система, составной
элемент рыночного механизма. Следовательно,
статистическое изучение цен требует
развернутой системы
Таблица 1. – Система показателей статистики цен
Блоки показателей |
Показатели |
Субпоказатели |
Уровень цен |
Индивидуальный уровень |
Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя |
Средний уровень |
Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей | |
Обобщающий уровень |
Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу | |
Структура цены |
Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги |
Удельный вес каждого
элемента в конечной (розничной) цене
товара; удельный вес валового дохода
(реализованного наложения) в товарообороте;
соотношение оптовых и |
Соотношение цен |
Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров |
Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике |
Вариация цен |
Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени |
Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки) |
Блокипоказателей |
Показатели |
Субпоказатели |
Динамика цен |
Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров |
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен |
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям |
Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен |
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
Эластичность |
Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других |
Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности |
Рынок делает цены гибкими,
чутко реагирующими на изменение
различных факторов. Поэтому показатели
эластичности цен, их соотношений должны
найти отражение в системе
показателей статистики цен. Возможность
для населения выбора товаров
с определенным сочетанием качества
и цен, соответствующих определенному
уровню дохода и потребительским
требованиям, определяет необходимость
использования в системе
Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
1.3. Принципы и методы регистрации цен
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.
По мере расширения объема
и ассортимента товаров стали
накапливаться серьезные
Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
- отказ от массового
документированного учета,
- отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
- формирование потребительской корзинки, т.е. набора товаров-представителей;
- введение системы поправок на изменение качества товаров;
- полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться.
Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
1. Выборка во времени.
Оптимальной считается
2. Отбор товаров-представителей.
Отбор товаров-представителей
из генеральной совокупности, сгруппированной
по характеру использования