Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа
Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих…………………………………………...5
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………….38
Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.
%
месяц
Дефлятор валового национального продукта (ВНП; в России этот показатель называется дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП)) оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран ИПЦ публикуется ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.
ИПЦ рассчитывается по формуле Ласпейреса. В «чистом» виде эта формула применяется в статистике Великобритании для построения индекса розничных цен (retail price index - RPI). В этом случае уровень инфляции по сравнению с любым периодом, принятым за базу, определяется по формуле
В США (consumer price index - CPI ) используется другая формула рассчета:
где qf -веса, фиксированные на каком-либо конкретном уровне f, или усредненное потребление за несколько периодов времени. Это позволяет напрямую сравнивать показатели текущего периода с любым другим, а не только с годом обследования потребительских расходов, проводя такие обследования один раз в несколько лет. В масштабах большой страны это немаловажно. В России в годы интенсивного раскручивания инфляционной спирали используемая для расчетов структура потребления товаров и услуг остается неизменной в течение года и ежегодно обновляется, а ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:
ДВВП (ДВНП) в большинстве стран определяется по методу Пааше. Известная формула может быть представлена в виде:
I =
Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП одределяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.
Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:
где It и It-1 - индексы цен смежных периодов.
Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 - 9%, инфляция называется «ползучей», 10 - 99% - «галопирующей». В случае 50% в месяц - экономика «больна» гиперинфляцией.
Кроме основных (обобщающих) показателей инфляции статистика рассчитывает показатели, характеризующие уровень инфляции в отдельных секторах экономики и т. д. (индекс цен производителей, индекс оптовых цен на отдельные товары, конечную и промежуточную продукцию, сырье и материалы).
Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:
Например, если индекс цен составил 125%, т. е. цены вы росли на 25% по сравнению с каким-либо уровнем, то покупательная способность рубля за этот же период времени снизилась на 20%:
Этот показатель может исчисляться по отношению к денежной единице текущего или базисного года; например, динамический ряд покупательной способности рубля в условиях инфляции может иметь вид: 5,838 1,903 1,529 1,281 1,000 (текущий год принят за базу) 1,000 0.326 0,262 0,220 0,171
Темп инфляции текущего периода по сравнению с начальным периодом ряда Тинф(t) определяется двумя способами:
где П.С.Р.(0) - покупательная способность рубля начального (базисного) периода;
где П.С.Р.(1) - покупательная способность рубля в последнем (текущем) периоде.
При построении прогноза уровня инфляции применяются традиционные методы прогнозирования: метод экспертных оценок, экстраполяции и т. д. Кроме того, исчисляется показатель количества лет (месяцев) - t , за которое уровень цен изменится в n раз:
Например, увеличение цен в 3 раза при имеющемся темпе роста ( Т ) за год 125% произойдет за 5 лет.
Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического объема, массы денег в обращении и скорости их обращения. Рассмотрим пример.
Динамика денежной массы
Исходные данные, млрд, руб |
Базисный год |
Текущий год |
Темп роста |
Д е н е ж н а я м а с с а: |
|||
на начало года |
945,0 |
1541,0 |
1,631 |
на конец года |
1511,0 |
11328,0 |
7,497 |
в среднем за год |
1243,0 |
6434,5 |
5,177 |
В В П: |
|||
в текущих ценах |
1822,3 |
22900,0 |
12,567 |
в постоянных ценах базисного года |
1822,0 |
1500,0 |
0,823 |
Отсюда дефлятор ВВП составил: 22900/1500=15,27.
Размер инфляции равен: (15,27-1)·100=1427%.
Количество оборотов денеж·ной массы (отношение ВВП в текущих ценах к среднегодовой денежной массе):
в базисном году: 1822,3: 1243,0=l,466;
в текущем году: 22900,0: 6434,5=3,559.
Ускорение оборачиваемости в текущем году по сравнению с базисным: 3,559: l,466=2,427.
Дефлятор ВВП также можно определить через изменение денежной массы, скорости оборота денег и физического объема ВВП: 15,27=5,177*2,427:0,823.
Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы ( в постоянных ценах).
Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.
Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью ряда показателей:
- соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;
- соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;
- соотношения темпов роста доходов и цен.
Изменение номинальных доходов ( p1q1-p0q0 ) складывается из изменения реальных (пересчитанных в сопоставимые цены) доходов ( p0q1-p0q0 ) и роста доходов за счет изменения цен ( p1q1-p0q1 ). Сопоставление этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или насколько рост доходов населения возмещал его потери от обесценения денег. Аналогично осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений населения.
В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные источники. Цены на товары и услуги-представители собираются статистикой методом выборочного наблюдения; структура потребительских расходов определяется статистикой семейных бюджетов в ходе регулярных обследований; система статотчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной массе статорганы получают от банков; баланс денежных доходов и расходов населения позволяет определять затраты на приобретение товаров и услуг.
Заключение
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен.
Современная методология регистрации
цен соответствует