Методы оценки уровня и динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих…………………………………………...5
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая Статистика цен и тарифов.docx

— 115.54 Кб (Скачать файл)

         Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию.

         На практике с помощью учетной функции цены исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: величина валового внутреннего продукта (ВВП), национальный доход, объем производимой продукции отраслями и предприятиями и т.п. С помощью цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т.д. Цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

  1. Регулирующая функция (функция балансирования спроса и предложения). Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, потребление и производство. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и потребления, которые выражаются в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия достигается увеличением или сокращением производства, увеличением или снижением цены.

 

          Регулирующее действие цены зависит от вида конкуренции. На рынке совершенной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил спроса и предложения. На рынке монополии производитель оказывает существенное влияние на формирование цены: а) в случае затоваривания монополист не будет снижать цену (как при совершенной конкуренции), а изменит предложение товара, сохранив прежнюю цену; б) в случае дефицита он не увеличит предложение, а поднимет цену.

  1. Стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя прежде всего через величину заключенной в ней прибыли. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товара, обновление ассортимента, снижение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств и т.п. Положительная роль цены заключается в снижении себестоимости и в результате в увеличении прибыли. Обратное воздействие цены может ограничивать производство, увеличивать морально устаревшие товары, товары низкого качества.

 

         Таким образом, с помощью цены можно стимулировать: а) научно- технический прогресс, б) экономию затрат ресурсов, в) улучшение качества продукции, г) изменение структуры производства и потребления.

         В настоящее время в России важным аспектом является стимулирование развития производства конкурентоспособных товаров как для внешнего, так и для внутреннего рынков.

  1. Перераспределительная функция. Цена выступает инструментом перераспределения капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные сектора. Основные направления перераспределения:

 

-  между отраслями и комплексами отраслей экономики (добывающая и обрабатывающая отрасли, промышленность и сельское хозяйство, промышленность и торговля);

-  между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши);

-  между регионами (угледобывающие и нефтедобывающие);

-  между группами населения;

-  между различными формами собственности;

-  между фондами накопления и потребления.

 

         Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение денежных средств части населения за счет бюджета на формирование фондов социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

          В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается слабо, и в нее вкладывается меньше денежных средств. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляция обесценивают средства, вложенные в сферу производства.

           Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но можно выделить различие. Стимулирующая функция поощряет дополнительные усилия предприятия на улучшение качества, объема производства и призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, т.е. стимулирующая функция цены действует на микроуровне. Перераспределительная функция связана с государственным воздействием на уровень и структуру цен, с действиями монополий и олигополии, т.е. эта функция работает на макроуровне.

 

7. Информационная функция. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Так как цена является носителем информации, то она выступает инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех показателей в денежном выражении. Цена занимает ключевое место в системе управления предприятием, регионом, национальной экономикой.

              Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.

              Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, так как от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров или услуг, расчет издержек производства, определение объемов инвестиций.

 

 

 

1.1.3. Теории стоимости: трудовой стоимости, предельной полезности, интегрирования

 

Выделяют следующие теории стоимости:

 

1. Теория трудовой стоимости. Ее сторонниками являются представители классической политэкономии А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, В. Петти.

 

              Исходя из этой теории стоимости: цена — денежное выражение овеществленного (содержащегося) в товаре общественно необходимого труда производителя.

Формула стоимости по данной теории имеет вид

 

W=c+v+m,            

 

Где     W     — стоимость товара, совокупность общественно необходимых затрат труда,

 

             с      — затраты овеществленного труда,

            

             v      — оплата труда работников,

 

            т      — прибавочная стоимость, основа прибыли,

 

            (с + v) — издержки предпринимателя, затраты хозяйствующего  

субъекта.

         

              В основе формирования цены лежат связанные с выпуском товара производственные затраты (издержки производства): цена товара анализируется «изнутри», с позиций производителя (продавца), т.е. учитывается предложение.

              На практике теория трудовой  стоимости использовалась в СССР  и странах социализма в рамках  модели затратного ценообразования,  когда цены строились на основе затрат труда, не учитывая множество других ценообразующих факторов. Это привело к низкой эффективности производства, тормозило развитие научно-технического прогресса.

2. Теория предельной полезности (субъективно-психологическая концепция) появляется в 70-х годах XIX в. Ее представляют ученые неоклассического направления экономической теории: К. Менгер, Э. фон Бем-Баверк, Ф. фон Визер, В. Парето, Л. Вальрас и др.

 

Неоклассики утверждали следующее:

 

  1. у каждого потребителя есть своя шкала ценностей, т.е. один и тот же товар имеет разную ценность;
  2. по мере удовлетворения потребности ценность блага снижается;
  3. чем реже благо, тем выше его ценность;
  4. блага, имеющиеся в изобилии, имеют низкую ценность;
  5. затраты труда не находятся в непосредственной связи с величиной ценности.

 

        Исходя из этой теории цена — продукт субъективных со стороны покупателя определений стоимости, где общая стоимость благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечного продукта.

         Цена обусловлена субъективной оценкой полезности товара. Полезность представляет собой ту цену, по которой потребитель готов приобрести товар. Концепция отражает интересы покупателя (потребителя) — цена устанавливается исходя из спроса потребителей.

        Таким образом, классики (теория трудовой стоимости) решающую роль в установлении цены отводили предложению товаропроизводителей, которые исходят из учета труда, затрачиваемого на создание товара, а основатели теории предельной полезности определяющее значение отводили спросу потребителей.

 

3. Интегрированная теория. Ее создатели — представители кембриджской школы: А. Маршал и др.

             Суть теории — равная роль издержек и полезности в формировании цены. Цена формируется под воздействием как спроса, так и предложения.

 

 

 

1.2  Задачи и система показателей статистики цен

 

         Одной из важных задач правительств во всем мире является сдерживание инфляции. В этой связи данные статистики цен используются для анализа инфляционных процессов, определения роли отдельных факторов, влияющих на динамику инфляции, и разработки на основе такого анализа конкретных мер по снижению темпов роста цен. Индексы цен используются органами государственного управления для индексации различных выплат из государственного бюджета (пенсий, пособий и др.). Данные региональной статистики используются для анализа состояния и динамики региональной экономики, необходимого для разработки правительством региональной политики. Также данные статистики цен используются для принятия решения по формированию кредитно-денежной политики; составления экономических прогнозов.

         

 

     К задачам статистики цен относятся:

 

-  отбор товаров-представителей продукции как производственного,

так и потребительского назначения, по которым можно судить об

уровне и динамике цен в целом;

-  формирование репрезентативной совокупности предприятий и организаций (отдельно торговых и производственных) для выполнения

выборочного наблюдения за уровнем  и динамикой цен;

-  регистрация цен и тарифов по сформированному кругу товаров-

представителей, наблюдение за изменением цен;

-  создание системы показателей статистики цен и выполнение на ее основе анализа ценовых процессов по экономике страны или региона в целом, а также по конкретным видам экономической деятельности, товарным и ассортиментным группам;

-  изучение динамики цен на основе расчетов индексов цен, принятых

в международной статистической практике;

-  определение и анализ индексов цен для отдельных территорий, ре-

гионов и субъектов Российской Федерации;

-   определение уровня и темпов инфляции на основе системы стати-

стических показателей, определение индекса-дефлятора ВВП как

обобщающего показателя инфляции и  корректировка на его основе

обобщающих показателей системы  национальных счетов как на

уровне страны, так и для отдельных территорий и регионов;

-  выполнение прогнозных расчетов о тенденциях изменения цен и по-

строение экономико-математических моделей, позволяющих оцени-

вать влияние цен на качество жизни, расходы и потребление населе-

ния в целом и для его отдельных групп;

-  ряд других.

        Говоря о цене как объекте статистического исследования, нельзя не рассмотреть множество существующих видов цен и понятий, связанных с изменениями цен.

        Многообразие цен и показателей, рассчитываемых на их основе, позволяет классифицировать цены по отдельным видам и группам. Так, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и цены потребительские (рыночные). Кроме этого, цены можно классифицировать в зависимости от вида экономической деятельности (тарифы на транспорт, цены в строительстве, в обрабатывающих производствах и т. д.), от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен, от степени обобщения и т. п.

 

Состав цен производителей и  цен конечных потребителей представ-

Информация о работе Методы оценки уровня и динамики