Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:56, курсовая работа
Цена как статистическая категория1 есть выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Предметом статистики цен выступают процессы образования и изменения цен на товары и услуги. Целью статистики цен является получение наиболее полной, достоверной и оперативной информации об уровне цен в различных секторах экономики и тенденциях изменения цен, а также своевременное предоставление информации о ценах в удобной для потребителей форме. Достижение поставленной цели определяет круг задач, решаемых статистикой цен.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и сущность цены. Теории стоимости……………….....5
1.1 Система стоимостных экономических категорий и характеристика ее составляющих…………………………………………...5
1.1.1Понятия и экономическая природа цены…………………………..…5
1.1.2 Функции цены……………………………………………………………..8
1.1.3 Теории стоимости……………………………………………………….11
1.2 Задачи и система показателей статистики цен……………………13
1.3 Принципы и методы регистрации цен…………………………………20
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен……………………23
Глава 2. Расчетная часть…………………………………………………..28
2.1 Методы оценки уровня и динамики……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………….38
Раскрыта методология изучения уровня и структуры цен. На ряду с расчетом средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен, позволяющий к тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным группам населения.
Показаны основные методы анализа колеблемости цен в увязке с принципами действия рыночного механизма. Рассмотрена проблема изучения влияния качества товара на уровень его цены. Отмечая, что цены образуют единую взаимосвязанную систему, авторы обращают особенное внимание на анализ соотношений цен, их эластичности (изменчивости) под влиянием различных факторов, в том числе перекрестной эластичности цен. Приводятся методы региональных сопоставлений цен. Рассматривается социальная дифференциация цен с позиций покупательских предпочтений.
Центральным моментом в анализе цен остается использование индексного метода. Авторы знакомят с различными концепциями индексов цен, раскрывают современную методологию построения индексов цен, соответствующую международной практике, объясняют преимущества и недостатки индекса Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем.
Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.
В целях создания инструмента ценообразования
и регулирования цен
Список используемой литературы
1.Ценообразование: учеб.
2.Статистика: Учебник для вузов (+CD) / Под ред. И.И. Елисеевой.–
СПб.: Питер, 2010.– 368 с.
3. Статистика: Учебник / Под ред. проф. И.И. Елисеевой.– М.: ТК Вел-
би, Изд-во «Проспект», 2010.– 448 с.
4. Цены в России. 2008: Стат. сборник/ Росстат.– М., 2008.– 198 с.
5. Цены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2006–2008 гг.:
Стат. сборник.– СПб.: Петростат, 2009.– 98 с.
6.Баздникин А.С. Цены иценообразование,-М.:Юрайт-
8.Н.В. Бурова Статистика цен: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.– 68 с.
9. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю.. Ценообразование: практикум.- М.: Эксмо,2008.
10.Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 480 с. — (Серия «Высшее
образование»).
Интернет ресурсы:
Методологические положения по
исчислению индексов тарифов [Электронный
ресурс].– Режим доступа:http:/
Методологические положения по наблюдению за ценами производи-
телей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей
[Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/
Дополнительная литература
Журналы: «Вопросы экономики», «Консультант», «Деньги и кредит», «Новая бухгалтерия», «Российский экономический журнал», Статистическое обозрение», «Хозяйство и право», «Эко», «Экономист», «Экономические науки».
Газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая газета».