Оборот розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В первой части курсовой работы раскрывается основные понятия, характеристики, состав и значение товарооборота.
Во второй части курсовой работы раскрывается практическая часть курсовой работы: изучается в какие года и какие субъекты РФ находились в определенных интервальных группах по розничному товарообороту, а также изучаются факторы, которые оказывают влияние на его изменение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава 1. Описание объекта статистического анализа………………….…….....5
1.1. Оборот розничной торговли как индикатор
экономического развития……………………………………..…….………..….5
1.2. Состав и структура розничного оборота……………….…………………11

Глава 2. Статистический анализ данных о розничном обороте на
душу населения по субъектам РФ……………………………………………...19
2.1. Анализ вариационного ряда розничного оборота на душу населения
по субъектам РФ…………………………………………………………………19
2.2. Статистическое моделирование связи оборота розничной торговли
на душу населения по субъектам РФ с определяющими его
факторами методом корреляционно-регрессионного анализа…………..........28

Заключение……………………………….………………………………………33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложения…………………………………………………………………...…36

Файлы: 1 файл

курса.docx

— 657.59 Кб (Скачать файл)

2001 год

Визуализация  данных: диаграмма рассеивания (Приложение, рисунок 11) показывает, что выборка  Y за 2001 год случайна.

     Коэффициент вариации V = 3226,102/11317,48*100 = 28,51, следовательно, выборка Y – однородна. По гистограмме (Приложение, рисунок 12) видно, что плотность распределения вектора Y ненормальна. По графику функции распределения вектора Y на нормальной вероятностной бумаге (Приложение, рисунок 13), увидим, что функция распределения вектора Y близка к нормальной.

Теперь проанализируем парные коэффициенты корреляции корреляционной матрицы.

Таблица 11. Корреляционная матрица за 2001 год

 

 
 

оборот розн. торговли на душу населения(У)

численность населения(Х1)

Плотность населения(Х2)

оборот розн. торговли на душу населения(У)

1,0000

0,1991

0,2391

 

p= ---

p=0,091

p=0,042

численность населения(Х1)

0,1991

1,0000

0,2953

 

p=0,091

p= ---

p=,011

Плотность населения(Х2)

0,2391

0,2953

1,0000

 

p=0,042

p=0,011

p= ---


 

 ryx1=0,2, следовательно, связь прямая, то есть с ростом численности населения, растет розничный оборот на душу населения; связь слабая, что значит, что численность населения оказывает небольшое влияние на оборот розничной торговли на душу населения. ryx2=0,2 следовательно, связь прямая, то есть с ростом плотности населения растет розничный оборот на душу населения; слабая, что означает, что взаимосвязи между плотностью населения и оборотом розничной торговли на душу населения практически нет. rх1х2=0,3, следовательно, связь прямая, то есть с ростом населения растет его плотность; умеренная, т.е. плотность населения и численность населения не сильно взаимосвязаны.

2011 год

Визуализация  данных: диаграмма рассеивания (Приложение, рисунок 14) показывает, что наша выборка  Y – случайна.

Коэффициент вариации V= 14993,83/58078,77 *100= 25,82, т.е. выборка Y –однородна. Построив гистограмму (Приложение, рисунок 15), заметим, что плотность распределения вектора Y – нормальна. Также построив график функции распределения вектора Y на нормальной вероятностной бумаге (Приложение, рисунок 16), увидим, что функция распределения вектора Y близка к нормальной.

Проанализируем  полученные парные коэффициенты корреляции в корреляционной матрице.

Таблица 12. Корреляционная матрица за 2011 год

 

 
 

Оборот розн. торг. на душу населения(Y)

Численность населения(X1)

Плотность населения(X2)

Оборот розн. торг. на душу населения(Y)

1,0000

0,6098

0,3160

 

p= ---

P=0,000

p=0,006

Численность населения(X1)

0,6098

1,0000

0,2942

 

p=0,000

p= ---

p=0,012

Плотность населения(X2)

0,3160

0,2942

1,0000

 

p=0,006

p=0,012

p= ---


 

Во-первых, эти  парные коэффициенты корреляции значимы  на 5-ти % уровне, так как в матрице  они выделены жирным шрифтом. Таким  образом, оба фактора ощутимо  влияют на оборот розничной торговли на душу населения, причем везде связь  прямая, что говорит о том, что  с увеличение одного фактора следует  увеличение другого. А теперь о каждом поподробнее. ryx1=0,6098, следовательно, связь прямая, то есть с ростом численности населения, растет розничный оборот на душу населения; связь средняя, что значит, что численность населения оказывает достаточно большое влияние на оборот розничной торговли на душу населения. ryx2=0,3160, следовательно, связь прямая, то есть с ростом плотности населения растет розничный оборот на душу населения; умеренная, что означает, что нет сильной взаимосвязи между плотностью населения и оборотом розничной торговли на душу населения. rх1х2=0,2942, следовательно, связь прямая, то есть с ростом населения растет его плотность; слабая, что значит, что плотность населения и численность населения не сильно взаимосвязаны.

Вывод: проанализируя наши данные с помощью эконометрических методов, можно отметить, что в 1996 и 2001 году наблюдалась похожая ситуация, это видно из графика диаграммы рассеивания, коэффициента вариации и графиков гистограммы и функции распределения вектора на нормальной вероятностной бумаге. В эти года наблюдалось не слишком сильная взаимосвязь между оборотом розничной торговли на душу населения, численностью населения и плотностью населения, более того в 1996 году связь между численностью населения и оборот розничной торговли на душу населения была обратная. Видимо  в эти года существовали еще какие-то дополнительные факторы, которые сказывались на показателе розничного товарооборота. Возможно, это был объем получаемой  заработной платы на человека, уровень безработицы или объем инвестиций, поступающий в регион. В 2011 году наблюдалось значительное увеличение взаимосвязи всех трех показателей, можно предположить, что стабилизировался объем заработной платы, уменьшился уровень безработицы и объем инвестиций в регион, поэтому численность населения и плотность населения стали оказывать значительное влияние на объем розничного оборота на душу населения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Розничный товарооборот относится к числу важнейших  народнохозяйственных показателей. Он отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Изучение действительности показывает, что розничный душевой товарооборот находится в тесной взаимосвязи с другими показателями. При изучении этих зависимостей одни признаки выступают в качестве факторов, обусловливающих изменение других признаков.

Проанализировав розничный товарооборот на душу населения по субъектам РФ, я добилась заданной цели и выполнила все поставленные задачи.

Во-первых, по каждому выбранному году, то есть 1996, 2001 и 2011, мне удалось построить 8 интервальных групп, с помощью которых можно видеть, где сосредоточено наибольшее количество субъектов. Это дает возможность охарактеризовать покупательскую способность населения в каждом регионе и дать объективную оценку уровня жизни в регионе. Также были посчитаны такие показатели как средняя, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. С каждым годом они принимали все большее значение. По каждому из этих показателей были сделаны выводы.

Так средняя величина исследуемого признака отражает то общее, что характерно для  всех единиц совокупности, но в тоже время игнорирует различия отдельных  единиц. Мода отражает значение признака, которое имеет наибольшую частоту  распределения в статистическом ряду распределения. Значение медианы  делит ранжированный ряд распределения  на две равные части со значениями признака больше медианы и со значениями признака меньше медианы. Дисперсией является средний квадрат отклонения индивидуальных значений признака от средней величины, а средним квадратическим отклонением является обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности. Коэффициент вариации использовался для оценки однородности исследуемой совокупности. Все эти показатели дали возможность проследить за изменениями, произошедшими с течением времени, а также обобщить все данные и достичь систематизированного представления о положении субъектов РФ в целом.

Во-вторых, был проведен корреляционно-регресионный анализ и выявлены факторы, влияющие на размер розничного товарооборота на душу населения по субъектам РФ. Факторными признаками были выбраны: численность населения и плотность населения. По итогам проделанной работы видно, что самая тесная взаимосвязь между этими признаками наблюдалась в 2011 году; в 1996 и 2001 годах эта связь была не слишком сильна, это объясняется тем, что ситуация в России в эти годы была менее стабильная и поэтому существовало множество «подводных камней», которые оказывали наибольшее влияние на розничный товарооборот на душу населения. Нетрудно догадаться, что ими могли быть высокий уровень безработицы и низкий уровень заработной платы.

Проведя данное статистическое исследование, удалось  построить упорядоченную систему  взаимосвязей между отдельными признаками и охарактеризовать все субъекты РФ в целом, что и являлось целью  моей курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ашуркевич С. С. Экономический анализ, розничный товарооборот в России. Перспективы и проблемы». Калининград. 2004г.
  2. Балинова В.С. Статистика в вопросах и ответах. Учебное пособие.- М.: Проспект, 2004 г. С. 14-34
  3. Белявский И. К., Кулагина Г. Д., Коротков А. В. Статистика рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1995 г. С. 432
  4. Волков О.Н. «Предприятие» М., 1995г.
  5. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник.- М.: Экономика, 1996 г. С. 54
  6. Громыко Г.Л. Теория статистики. Учебник.- М.: Инфра-м, 2002 г. С. 36-95
  7. Гусаров В.М. Статистика – М.: Юнити – Дана, 2002 г. С. 68
  8. Зандер Е.В.Эконометрика: Учебно-методический комплекс: РИО КрасГУ, 2003. С. 36
  9. Лапо В.Ф. Теория вероятностей, математическая статистика и эконометрика: Учеб. Пособие/ Кн. 2. КрасГУ. Красноярск, 1999. С. 330
  10. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие.- М.: Новое знание, 2003 г. С 132
  11.   Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия.. М.: Инфра-М, 2002 г.
  12.   Сидорович А.В. Курс экономической теории.. М.: МГУ, ДИС, 1997г.
  13.   Щедрин. Н. И. Статистика торговли. Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003 г.
  14.   www.gks.ru

 

 

Приложения

Таблица 1. Оборот розничной торговли на душу населения по субъектам РФ (в фактически действовавших ценах; рублей; до 2001 г. - тыс. руб.)

 

1996

2001

2011

Российская Федерация

3451

16162

76460

Центр. Фед. Округ

5107

26062

100579

Белгородская  область

2640

11820

55488

Брянская  область

2329

8267

48264

Владимирская  область

2182

7442

42987

Воронежская область

2481

11713

51046

Ивановская  область

2113

6687

35041

Калужская область

3431

8723

63074

Костромская область

2924

9132

41920

Курская область

2159

10271

54229

Липецкая  область

2456

13327

58669

Московская  область

2836

14616

99224

Орловская область

2862

10831

46793

Рязанская область

2097

8836

50622

Смоленская  область

2792

13648

58987

Тамбовская  область

2176

11286

56326

Тверская  область

2419

9488

57846

Тульская  область

2543

8676

53535

Ярославская область

3491

10103

50331

Северо-Западный

федеральный округ

3950

14908

75304

Республика  Карелия

4523

13765

59753

Архангельская область

3165

11845

60743

Ненецкий  авт. Округ

3023

13040

79364

Вологодская область

3244

10665

46603

Калининградская область

3030

13575

61512

Ленинградская область

2944

9417

61275

Мурманская  область

4289

21984

76310

Новгородская  область

3236

12958

52522

Псковская область

2243

10180

54984

Г. Санкт-Петербург

5190

18292

98023

Южный Фед. Округ

1726

10655

58431

Республика  Адыгея

1978

9712

37106

Республика  Дагестан

693

5620

54858

Кабардино-Балкарская респ-а

1508

7249

39884

Карачаево-Черкесская респ-а

1233

7659

42154

Республика  Северная Осетия

1728

9289

41080

Краснодарский край

2286

12107

74018

Ставропольский  край

2039

11098

58714

Астраханская  область

2196

10876

56096

Волгоградская область

1982

10958

56499

Ростовская  область

1794

13625

74909

Приволжский Фед. округ

2563

12254

64319

Республика  Башкортостан

2124

11998

79820

Республика  Марий Эл

1868

6979

37349

Республика  Мордовия

1913

7267

34571

Республика  Татарстан

2447

11830

73494

Удмуртская  республика

2723

9510

42924

Чувашская республика

2544

7451

37003

Пермский  край

3161

14103

80896

Кировская область

3168

8946

40580

Нижегородская область

2345

11952

68922

Оренбургская  область

1504

7747

42533

Пензенская  область

2499

9224

53009

Саратовская область

2062

10872

47045

Ульяновская область

2376

10008

54073

Уральский Фед. округ

3273

13620

92259

Курганская  область

1535

8061

56608

Свердловская  область

3301

12860

85980

Челябинская область

2628

10857

71632

Сибирский Фед. округ

3320

12633

65187

Республика  Алтай

1790

6429

35406

Республика  Бурятия

2945

10959

56727

Республика  Хакасия

2629

10313

39695

Алтайский край

2466

9221

52808

Красноярский  край

3875

16141

73880

Иркутская область

3675

15903

60257

Кемеровская область

4761

12994

79192

Новосибирская область

2799

14573

80948

Омская  область

2904

10477

63487

Томская область

2796

12387

62258

Читинская область

3052

8419

50863

Дальневосточный Фед. округ

3560

14200

64940

Республика  Саха

4713

21030

77910

Камчатский  край

5298

19297

62403

Приморский  край

3042

11819

60393

Хабаровский край

3319

13723

65076

Амурская  область

3524

12303

48012

Магаданская область

5345

14806

59080

Сахалинская область

3731

14152

90049

Еврейская авт. Область

2887

9198

49470

Чукотский авт. Округ

2641

13723

54608




 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Ранжированный  ряд оборота розничной торговли на душу населения по субъектам РФ за 1996 год

 

693,00

2113,00

2481,00

2904,00

3431,00

1233,00

2124,00

2499,00

2924,00

3491,00

1504,00

2159,00

2543,00

2944,00

3524,00

1508,00

2176,00

2544,00

2945,00

3675,00

1535,00

2182,00

2628,00

3023,00

3731,00

1728,00

2196,00

2629,00

3030,00

3875,00

1790,00

2243,00

2640,00

3042,00

4289,00

1794,00

2286,00

2641,00

3052,00

4523,00

1868,00

2329,00

2723,00

3161,00

4713,00

1913,00

2345,00

2792,00

3165,00

4761,00

1978,00

2376,00

2796,00

3168,00

5190,00

1982,00

2419,00

2799,00

3236,00

5298,00

2039,00

2447,00

2836,00

3244,00

5345,00

2062,00

2456,00

2862,00

3301,00

 

2097,00

2466,00

2887,00

3319,00

 

 

Рисунок 2. Графическое изображение  ранжированного ряда – огива

 

 

Рисунок 3. Графическое изображение  интервального ряда – гистограмма

 

 

Таблица 4. Ранжированный ряд оборота розничной торговли на душу населения по субъектам РФ за 2001 год

 

6429

8946

10477

11952

13723

6687

9132

10665

11998

13765

6979

9198

10831

12107

14103

7249

9221

10857

12303

14152

7267

9224

10872

12387

14573

7442

9289

10876

12860

14616

7451

9417

10958

12958

14806

7659

9488

10959

12994

15903

7747

9510

11098

13040

16141

8061

9712

11286

13327

18292

8267

10008

11713

13575

19297

8419

10103

11819

13625

21030

8676

10180

11820

13648

21984

8723

10271

11830

13723

 

Информация о работе Оборот розничной торговли