Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа
В первой части курсовой работы раскрывается основные понятия, характеристики, состав и значение товарооборота.
Во второй части курсовой работы раскрывается практическая часть курсовой работы: изучается в какие года и какие субъекты РФ находились в определенных интервальных группах по розничному товарообороту, а также изучаются факторы, которые оказывают влияние на его изменение.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Описание объекта статистического анализа………………….…….....5
1.1. Оборот розничной торговли как индикатор
экономического развития……………………………………..…….………..….5
1.2. Состав и структура розничного оборота……………….…………………11
Глава 2. Статистический анализ данных о розничном обороте на
душу населения по субъектам РФ……………………………………………...19
2.1. Анализ вариационного ряда розничного оборота на душу населения
по субъектам РФ…………………………………………………………………19
2.2. Статистическое моделирование связи оборота розничной торговли
на душу населения по субъектам РФ с определяющими его
факторами методом корреляционно-регрессионного анализа…………..........28
Заключение……………………………….………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………...…36
2001 год
Визуализация данных: диаграмма рассеивания (Приложение, рисунок 11) показывает, что выборка Y за 2001 год случайна.
Коэффициент вариации V = 3226,102/11317,48*100 = 28,51, следовательно, выборка Y – однородна. По гистограмме (Приложение, рисунок 12) видно, что плотность распределения вектора Y ненормальна. По графику функции распределения вектора Y на нормальной вероятностной бумаге (Приложение, рисунок 13), увидим, что функция распределения вектора Y близка к нормальной.
Теперь проанализируем парные коэффициенты корреляции корреляционной матрицы.
Таблица 11. Корреляционная матрица за 2001 год
оборот розн. торговли на душу населения(У) |
численность населения(Х1) |
Плотность населения(Х2) | |
оборот розн. торговли на душу населения(У) |
1,0000 |
0,1991 |
0,2391 |
p= --- |
p=0,091 |
p=0,042 | |
численность населения(Х1) |
0,1991 |
1,0000 |
0,2953 |
p=0,091 |
p= --- |
p=,011 | |
Плотность населения(Х2) |
0,2391 |
0,2953 |
1,0000 |
p=0,042 |
p=0,011 |
p= --- |
ryx1=0,2, следовательно, связь прямая, то есть с ростом численности населения, растет розничный оборот на душу населения; связь слабая, что значит, что численность населения оказывает небольшое влияние на оборот розничной торговли на душу населения. ryx2=0,2 следовательно, связь прямая, то есть с ростом плотности населения растет розничный оборот на душу населения; слабая, что означает, что взаимосвязи между плотностью населения и оборотом розничной торговли на душу населения практически нет. rх1х2=0,3, следовательно, связь прямая, то есть с ростом населения растет его плотность; умеренная, т.е. плотность населения и численность населения не сильно взаимосвязаны.
2011 год
Визуализация данных: диаграмма рассеивания (Приложение, рисунок 14) показывает, что наша выборка Y – случайна.
Коэффициент вариации V= 14993,83/58078,77 *100= 25,82, т.е. выборка Y –однородна. Построив гистограмму (Приложение, рисунок 15), заметим, что плотность распределения вектора Y – нормальна. Также построив график функции распределения вектора Y на нормальной вероятностной бумаге (Приложение, рисунок 16), увидим, что функция распределения вектора Y близка к нормальной.
Проанализируем полученные парные коэффициенты корреляции в корреляционной матрице.
Таблица 12. Корреляционная матрица за 2011 год
Оборот розн. торг. на душу населения(Y) |
Численность населения(X1) |
Плотность населения(X2) | |
Оборот розн. торг. на душу населения(Y) |
1,0000 |
0,6098 |
0,3160 |
p= --- |
P=0,000 |
p=0,006 | |
Численность населения(X1) |
0,6098 |
1,0000 |
0,2942 |
p=0,000 |
p= --- |
p=0,012 | |
Плотность населения(X2) |
0,3160 |
0,2942 |
1,0000 |
p=0,006 |
p=0,012 |
p= --- |
Во-первых, эти парные коэффициенты корреляции значимы на 5-ти % уровне, так как в матрице они выделены жирным шрифтом. Таким образом, оба фактора ощутимо влияют на оборот розничной торговли на душу населения, причем везде связь прямая, что говорит о том, что с увеличение одного фактора следует увеличение другого. А теперь о каждом поподробнее. ryx1=0,6098, следовательно, связь прямая, то есть с ростом численности населения, растет розничный оборот на душу населения; связь средняя, что значит, что численность населения оказывает достаточно большое влияние на оборот розничной торговли на душу населения. ryx2=0,3160, следовательно, связь прямая, то есть с ростом плотности населения растет розничный оборот на душу населения; умеренная, что означает, что нет сильной взаимосвязи между плотностью населения и оборотом розничной торговли на душу населения. rх1х2=0,2942, следовательно, связь прямая, то есть с ростом населения растет его плотность; слабая, что значит, что плотность населения и численность населения не сильно взаимосвязаны.
Вывод: проанализируя наши данные с помощью эконометрических методов, можно отметить, что в 1996 и 2001 году наблюдалась похожая ситуация, это видно из графика диаграммы рассеивания, коэффициента вариации и графиков гистограммы и функции распределения вектора на нормальной вероятностной бумаге. В эти года наблюдалось не слишком сильная взаимосвязь между оборотом розничной торговли на душу населения, численностью населения и плотностью населения, более того в 1996 году связь между численностью населения и оборот розничной торговли на душу населения была обратная. Видимо в эти года существовали еще какие-то дополнительные факторы, которые сказывались на показателе розничного товарооборота. Возможно, это был объем получаемой заработной платы на человека, уровень безработицы или объем инвестиций, поступающий в регион. В 2011 году наблюдалось значительное увеличение взаимосвязи всех трех показателей, можно предположить, что стабилизировался объем заработной платы, уменьшился уровень безработицы и объем инвестиций в регион, поэтому численность населения и плотность населения стали оказывать значительное влияние на объем розничного оборота на душу населения.
Заключение
Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Изучение действительности показывает, что розничный душевой товарооборот находится в тесной взаимосвязи с другими показателями. При изучении этих зависимостей одни признаки выступают в качестве факторов, обусловливающих изменение других признаков.
Проанализировав розничный товарооборот на душу населения по субъектам РФ, я добилась заданной цели и выполнила все поставленные задачи.
Во-первых, по каждому выбранному году, то есть 1996, 2001 и 2011, мне удалось построить 8 интервальных групп, с помощью которых можно видеть, где сосредоточено наибольшее количество субъектов. Это дает возможность охарактеризовать покупательскую способность населения в каждом регионе и дать объективную оценку уровня жизни в регионе. Также были посчитаны такие показатели как средняя, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. С каждым годом они принимали все большее значение. По каждому из этих показателей были сделаны выводы.
Так
средняя величина исследуемого признака
отражает то общее, что характерно для
всех единиц совокупности, но в тоже
время игнорирует различия отдельных
единиц. Мода отражает значение признака,
которое имеет наибольшую частоту
распределения в статистическом
ряду распределения. Значение медианы
делит ранжированный ряд
Во-вторых, был проведен корреляционно-регресионный анализ и выявлены факторы, влияющие на размер розничного товарооборота на душу населения по субъектам РФ. Факторными признаками были выбраны: численность населения и плотность населения. По итогам проделанной работы видно, что самая тесная взаимосвязь между этими признаками наблюдалась в 2011 году; в 1996 и 2001 годах эта связь была не слишком сильна, это объясняется тем, что ситуация в России в эти годы была менее стабильная и поэтому существовало множество «подводных камней», которые оказывали наибольшее влияние на розничный товарооборот на душу населения. Нетрудно догадаться, что ими могли быть высокий уровень безработицы и низкий уровень заработной платы.
Проведя данное
статистическое исследование, удалось
построить упорядоченную
Список литературы
Приложения
Таблица 1. Оборот розничной торговли на душу населения по субъектам РФ (в фактически действовавших ценах; рублей; до 2001 г. - тыс. руб.)
1996 |
2001 |
2011 | |
Российская Федерация |
3451 |
16162 |
76460 |
Центр. Фед. Округ |
5107 |
26062 |
100579 |
Белгородская область |
2640 |
11820 |
55488 |
Брянская область |
2329 |
8267 |
48264 |
Владимирская область |
2182 |
7442 |
42987 |
Воронежская область |
2481 |
11713 |
51046 |
Ивановская область |
2113 |
6687 |
35041 |
Калужская область |
3431 |
8723 |
63074 |
Костромская область |
2924 |
9132 |
41920 |
Курская область |
2159 |
10271 |
54229 |
Липецкая область |
2456 |
13327 |
58669 |
Московская область |
2836 |
14616 |
99224 |
Орловская область |
2862 |
10831 |
46793 |
Рязанская область |
2097 |
8836 |
50622 |
Смоленская область |
2792 |
13648 |
58987 |
Тамбовская область |
2176 |
11286 |
56326 |
Тверская область |
2419 |
9488 |
57846 |
Тульская область |
2543 |
8676 |
53535 |
Ярославская область |
3491 |
10103 |
50331 |
Северо-Западный федеральный округ |
3950 |
14908 |
75304 |
Республика Карелия |
4523 |
13765 |
59753 |
Архангельская область |
3165 |
11845 |
60743 |
Ненецкий авт. Округ |
3023 |
13040 |
79364 |
Вологодская область |
3244 |
10665 |
46603 |
Калининградская область |
3030 |
13575 |
61512 |
Ленинградская область |
2944 |
9417 |
61275 |
Мурманская область |
4289 |
21984 |
76310 |
Новгородская область |
3236 |
12958 |
52522 |
Псковская область |
2243 |
10180 |
54984 |
Г. Санкт-Петербург |
5190 |
18292 |
98023 |
Южный Фед. Округ |
1726 |
10655 |
58431 |
Республика Адыгея |
1978 |
9712 |
37106 |
Республика Дагестан |
693 |
5620 |
54858 |
Кабардино-Балкарская респ-а |
1508 |
7249 |
39884 |
Карачаево-Черкесская респ-а |
1233 |
7659 |
42154 |
Республика Северная Осетия |
1728 |
9289 |
41080 |
Краснодарский край |
2286 |
12107 |
74018 |
Ставропольский край |
2039 |
11098 |
58714 |
Астраханская область |
2196 |
10876 |
56096 |
Волгоградская область |
1982 |
10958 |
56499 |
Ростовская область |
1794 |
13625 |
74909 |
Приволжский Фед. округ |
2563 |
12254 |
64319 |
Республика Башкортостан |
2124 |
11998 |
79820 |
Республика Марий Эл |
1868 |
6979 |
37349 |
Республика Мордовия |
1913 |
7267 |
34571 |
Республика Татарстан |
2447 |
11830 |
73494 |
Удмуртская республика |
2723 |
9510 |
42924 |
Чувашская республика |
2544 |
7451 |
37003 |
Пермский край |
3161 |
14103 |
80896 |
Кировская область |
3168 |
8946 |
40580 |
Нижегородская область |
2345 |
11952 |
68922 |
Оренбургская область |
1504 |
7747 |
42533 |
Пензенская область |
2499 |
9224 |
53009 |
Саратовская область |
2062 |
10872 |
47045 |
Ульяновская область |
2376 |
10008 |
54073 |
Уральский Фед. округ |
3273 |
13620 |
92259 |
Курганская область |
1535 |
8061 |
56608 |
Свердловская область |
3301 |
12860 |
85980 |
Челябинская область |
2628 |
10857 |
71632 |
Сибирский Фед. округ |
3320 |
12633 |
65187 |
Республика Алтай |
1790 |
6429 |
35406 |
Республика Бурятия |
2945 |
10959 |
56727 |
Республика Хакасия |
2629 |
10313 |
39695 |
Алтайский край |
2466 |
9221 |
52808 |
Красноярский край |
3875 |
16141 |
73880 |
Иркутская область |
3675 |
15903 |
60257 |
Кемеровская область |
4761 |
12994 |
79192 |
Новосибирская область |
2799 |
14573 |
80948 |
Омская область |
2904 |
10477 |
63487 |
Томская область |
2796 |
12387 |
62258 |
Читинская область |
3052 |
8419 |
50863 |
Дальневосточный Фед. округ |
3560 |
14200 |
64940 |
Республика Саха |
4713 |
21030 |
77910 |
Камчатский край |
5298 |
19297 |
62403 |
Приморский край |
3042 |
11819 |
60393 |
Хабаровский край |
3319 |
13723 |
65076 |
Амурская область |
3524 |
12303 |
48012 |
Магаданская область |
5345 |
14806 |
59080 |
Сахалинская область |
3731 |
14152 |
90049 |
Еврейская авт. Область |
2887 |
9198 |
49470 |
Чукотский авт. Округ |
2641 |
13723 |
54608 |
Таблица 2. Ранжированный ряд оборота розничной торговли на душу населения по субъектам РФ за 1996 год
693,00 |
2113,00 |
2481,00 |
2904,00 |
3431,00 |
1233,00 |
2124,00 |
2499,00 |
2924,00 |
3491,00 |
1504,00 |
2159,00 |
2543,00 |
2944,00 |
3524,00 |
1508,00 |
2176,00 |
2544,00 |
2945,00 |
3675,00 |
1535,00 |
2182,00 |
2628,00 |
3023,00 |
3731,00 |
1728,00 |
2196,00 |
2629,00 |
3030,00 |
3875,00 |
1790,00 |
2243,00 |
2640,00 |
3042,00 |
4289,00 |
1794,00 |
2286,00 |
2641,00 |
3052,00 |
4523,00 |
1868,00 |
2329,00 |
2723,00 |
3161,00 |
4713,00 |
1913,00 |
2345,00 |
2792,00 |
3165,00 |
4761,00 |
1978,00 |
2376,00 |
2796,00 |
3168,00 |
5190,00 |
1982,00 |
2419,00 |
2799,00 |
3236,00 |
5298,00 |
2039,00 |
2447,00 |
2836,00 |
3244,00 |
5345,00 |
2062,00 |
2456,00 |
2862,00 |
3301,00 |
|
2097,00 |
2466,00 |
2887,00 |
3319,00 |
Рисунок 2. Графическое изображение ранжированного ряда – огива
Рисунок 3. Графическое изображение интервального ряда – гистограмма
Таблица 4. Ранжированный ряд оборота розничной торговли на душу населения по субъектам РФ за 2001 год
6429 |
8946 |
10477 |
11952 |
13723 |
6687 |
9132 |
10665 |
11998 |
13765 |
6979 |
9198 |
10831 |
12107 |
14103 |
7249 |
9221 |
10857 |
12303 |
14152 |
7267 |
9224 |
10872 |
12387 |
14573 |
7442 |
9289 |
10876 |
12860 |
14616 |
7451 |
9417 |
10958 |
12958 |
14806 |
7659 |
9488 |
10959 |
12994 |
15903 |
7747 |
9510 |
11098 |
13040 |
16141 |
8061 |
9712 |
11286 |
13327 |
18292 |
8267 |
10008 |
11713 |
13575 |
19297 |
8419 |
10103 |
11819 |
13625 |
21030 |
8676 |
10180 |
11820 |
13648 |
21984 |
8723 |
10271 |
11830 |
13723 |