Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:00, курсовая работа
Современный период реформирования России характеризуется радикальными изменениями в системе отношений собственности, резким усилением роли финансовой деятельности, особенно в сфере государственных денежных фондов. В любом государстве бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Сегодня бюджетный процесс в России во многом имеет политический характер.
В рамках новых процедур бюджетного
планирования нашли применение четыре
преимущественно новых для
- доклады о результатах и
основных направлениях
- бюджетные целевые программы (федеральные и ведомственные), которые конкретизируют тактику работ;
- перспективный финансовый план,
создающий условия для
- реестр расходных обязательств
Российской Федерации,
Проводится эксперимент по распределению средств федерального бюджета между федеральными органами исполнительной власти на конкурсной основе, в зависимости от степени использования ими методов бюджетирования, ориентированного на результат. Постепенно активизируется региональный уровень реформирования бюджетного процесса. Принят Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", что означает переход на многолетнее бюджетное планирование, с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований, повышением предсказуемости объема ресурсов, управляемых администраторами бюджетных средств. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период Президент РФ предлагает рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию (на период до 10-15 лет и более).
Бюджетирование, ориентированное на результат, требует системной перестройки всего процесса исполнения бюджета (табл. 5)
Таблица 5. Отличие БОР от затратного метода бюджетирования в процессе исполнения бюджета, контроля и отчетности
Затратный метод |
БОР | |
Ответственность министерств |
За целевое использование |
+ За достижение плановых |
Самостоятельность министерств |
Ограничена |
Свобода распоряжения ресурсами (в рамках программ; отчасти между программами и фин. гг.) |
Уровни принятия решений |
Высокая степень централизации |
Делегирование на уровни эффективного исполнения |
Система контроля |
Доминирует внешний контроль за деятельностью министерств |
Доминирует внутренний самоконтроль министерств |
Фокус контроля |
"Целевое" (по видам расходов) использование бюджетных средств |
Достижение запланированных |
Главные объекты внешнего контроля |
Дробные статьи затрат |
Результаты и общий объем расходов; качество системы внутреннего контроля |
Отчет об исполнении бюджета |
Фактические Расходы относительно утвержденных |
Акцент на достижение результатов, причины отклонений, необходимость корректировки программ |
Другая отчетность |
Отчеты по мониторингу и оценке |
Дальнейшее продвижение
Для того чтобы бюджет работал в
качестве проводника общественных интересов,
- он должен быть доступен обществу, причем,
в такой форме, которая облегчает
анализ эффективности государственных
расходов и содействует подотчетности.
Необходимо на практике решать задачи,
поставленные высшим руководством страны:
расширять состав и улучшать качество
предоставляемой
Бюджетный
процесс – это
На современном
этапе бюджетный процесс
Качество бюджетного процесса можно определить как совокупность обеспечивающих признаков (характеристик), позволяющих реализовывать возложенные на него задачи, в том числе:
- уровень
нормативной правовой
- разработанность
и степень использования
- информационное обеспечение;
- контроль
за движением бюджетных
- прозрачность
деятельности органов
Составление проектов бюджетов – это начальная стадия бюджетного процесса в Российской Федерации. Составлению проекта бюджета предшествует Бюджетное послание Президента Российской Федерации. Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов был утвержден федеральным законом от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Ежегодно доходы федерального бюджета должны увеличиваться. В 2009-2011 гг. увеличение доходов запланировано в 1,2 раза. Все три года бюджет будет с профицитом, т.е. доходы бюджета превышают его расходы.
В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Исполнение бюджета включает следующие процедуры: составление и ведение сводной бюджетной росписи; составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам; внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете; заключение бюджета.
Анализ исполнения федерального бюджета 2007 г. показал, что доходы бюджета составили в 2007 году 7 781,1 млрд. рублей, что составляет 104,5% к объему утвержденных доходов, расходы - 5 986,5 млрд. рублей (91,7% от утвержденных). Все фактические доходы и расходы федерального бюджета 2007 г. имеют отклонения от плановых показателей. Наиболее значительные отклонения выявлены у доходов от имущества и расходов на здравоохранение. Доходов от использования имущества поступило в 2007 году в 3 раза больше. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по здравоохранению составило 196 494,2 млн. рублей, или 71 % бюджетных ассигнований.
В курсовой работе показана необходимость перехода для повышения эффективности бюджетного процесса и качества государственных услуг от новаций в сфере бюджетного планирования к внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат, во все другие стадии цикла управления финансами: на стадию исполнения бюджета, учета и мониторинга, аудита и оценки. Необходимо создавать вертикальную связь между приоритетами, задачами, результатами и мероприятиями бюджетного процесса.
Предложено повысить эффективность исполнения бюджета через внедрение в общественный сектор экономики процессов и процедур финансового менеджмента: расширение полномочий главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств; установление ответственности за достижение результатов на всех уровнях бюджетных расходов и подотчетности; введение в действие эффективного механизма аудита и оценки, который обеспечит подотчетность за бюджетные расходы и достижение результатов.
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823; Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 30. - Ст.3636.
2. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: федеральный закон от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ // Российская газета. – 2008. – 26 ноября.
3. О федеральном бюджете на 2007 год: федеральный закон от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (II). – Ст.5504.
4. Об исполнении федерального бюджета за 2007 год: федеральный закон от 03.12.2008 г. № 228-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 49. – Ст.5726.
5. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации: от 23.06.2008 г. // Финансы. – 2008. - № 7. – С.3-12.
II. Специальная литература:
6. Агапова, Т.А. Расходы федерального бюджета до 2010 г. и экономический рост в России / Т.А. Агапова // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2008. - № 3. - С.70-79.
7. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 486 с.
8. Болтинова О. В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права / О.В. Болтинова // "Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. – С.314-316.
9. Бюджетная политика и бюджетное планирование в РФ. – Учебное пособие/Ковалева Т.М.- М.: Изд-во "КноРус", 2009–128с.
10. Виницина, В.В. Особенности бюджетной системы России / В.В. Виницина // ЭКО. - 2008. - № 1. - С.120-129.
11. Горегляд, В. Об особенностях
современного бюджетного
12. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы / Д.Ю. Завьялов // Финансы. - 2008. - № 6. - С.15-19.
13. Казанцев, С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.С. Казанцев // ЭКО. - 2008. - № 11. - С.19-40.
14. Князева, Е.А. Новые правовые
акты, регулирующие бюджетный
15. Мацкуляк, Д. И., Петров А. В.
О безопасном исполнении
16. Нешитой, А.С. Финансы:
17. Осадчий, Г.Н. Задачи
18. Селезнев, А. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // Экономист. - 2009. - № 2. - С.15-27.
Информация о работе Организация бюджетного процесса в России