Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценить прибыль и рентабельность ООО «Ажур-Текс», выявить основные проблемы и определить основные пути улучшения деятельности организации.
Исходя из поставленной цели, сформулированы и решены следующие задачи:
- рассмотрены экономическая сущность, показатели и методика оценки рентабельности;
- проанализированы показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации;
- проведен анализ прибыли и рентабельности, по результатам которого определены основные резервы увеличения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. рентабельность: сущность, показатели оценки…
7
1.1.Экономическая сущность понятия рентабельности………………….
7
1.2. Основные показатели прибыли и рентабельности…………………..
10
1.3. Методика анализ прибыли и рентабельности……………………..…
18
Глава 2. анализ прибыли и рентабельности
ооо «АЖУР-ТЕКС»…………………………………........................................
23
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации……..
23
2.2. Анализ формирования и использования прибыли организации……
28
2.3. Факторный анализ прибыли и рентабельности организации……….
31
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «АЖУР – ТЕКС»………………………………………………………….
39
3.1. Пути повышения рентабельности…………………………………….
39
3.2.Экономическое обоснование объемов деятельности, исходя из
задач получения целевой суммы прибыли………………………………
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
54
где Н – величина налога на прибыль.
К основным направлениям использования прибыли относят:
- выполнение обязательств перед бюджетами (федеральным, региональным, местным);
- расчеты с банками, организациями;
- инвестиции в развитие организации;
- выплата дивидендов по акциям;
- удовлетворение социальных и материальных потребностей работников (материальная помощь, беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий, выходные пособия при увольнении и др.).
В деятельности любой организации широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли.
В зависимости от цели расчетов наиболее часто показатель рентабельности организации определяют через процентное отношение прибыли к таким показателям, как: объем продаж, (товарооборот), издержки обращения, оборотные средства, основные средства, средства на оплату труда, собственный капитал, (совокупный капитал организации, включающий собственные и заемные средства) [26,с.240].
Показатели
рентабельности определяют как
отношение различных видов
- рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:
где Пп – прибыль от продаж;
Т/об – объем продаж (товарооборот).
- чистая рентабельность рассчитывается по формуле:
где Чп – чистая прибыль.
Принцип получения прибыли отражает высшую цель деятельности организации в условиях рыночной экономики.
Рентабельность характеризует размер процента, который приносит вложенный капитал (активы), или какую долю (удельный вес) в цене товара составляет прибыль.
Для выражения относительной экономичности организации используют следующие важнейшие виды рентабельности:
- рентабельность совокупного капитала, рассчитывается по формуле:
где – прибыль до налогообложения;
– совокупный (общий) капитал;
- рентабельность собственного капитала, рассчитывается по формуле:
,
где – собственный капитал;
Прибыль представляет собой эффект от хозяйственной деятельности, а для ее оценки рассчитывают относительную эффективность хозяйствования в виде показателей рентабельности путем сопоставления прибыли или чистого потока денежных средств, к затратам или ресурсам. Использование различных показателей позволяет не только оценить экономическую эффективность работы организации, но и оценить отдельные стороны ее деятельности (эффективность использования отдельных видов ресурсов или затрат) [20,с.710].
Из перечисленных показателей, чистая рентабельность служит главным критерием оценки деятельности организации.
Эти показатели в странах с рыночной экономикой называют рентабельностью продаж, или маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл этих показателей состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 рублей объема продаж (или в руб. и коп. на каждые 100 руб. оборота). Подобные показатели в процентах к объему продаж используют при оценке не только прибыли, но и доходов, расходов на продажу и других расходов и доходов. Рост указанных показателей (кроме расходов) свидетельствует о повышении эффективности ведения деятельности организации. По этим показателям оценивают и конкурентоспособность организации.
В условиях рыночной экономики большое значение имеют показатели эффективности активов (совокупного капитала) и использования отдельных видов ресурсов. Рентабельность активов представляет собой критерий эффективности распределения и управления ресурсами. Этот показатель исчисляется по следующим формулам:
где – показатель рентабельности активов, который определяется с учетом чистой прибыли и суммы амортизации, используемой для обновления и реструктуризации основных фондов;
– сумма чистой прибыли;
– сумма амортизационных отчислений;
– величина активов (
где – коэффициент рентабельности активов;
– рентабельность продаж;
– оборачиваемость активов.
Маржа характеризует долю каждого рубля в объеме продаж, формирующего прибыль. Она отражает стратегию цен и качество контроля за расходами на продажу. Маржа и оборачиваемость активов находятся в обратно пропорциональной зависимости. Организации с высокой маржой обычно отличаются низкой оборачиваемостью. Высокая маржа и высокая оборачиваемость являются идеалом, но необходимо ожидать в этих условиях значительной конкуренции. По тенденции рентабельности активов делается выбор о целесообразности вложения средств, в соответствующий вид деятельности. Низкая оборачиваемость активов характерна для капиталоемкого бизнеса, а высокая наоборот [29, с.167].
Для целей анализа используют показатели рентабельности, которые характеризуют эффективность использования и управления отдельными видами ресурсов:
- стоимость основных средств;
- стоимость оборотных средств;
- численность работников;
- инвестированный капитал;
- собственный капитал.
В числе показателей
где – собственный капитал.
В зарубежной литературе этот показатель представляют как:
ROE=Маржа×Оборачиваемость активов×Финансовый леверидж (1.12)
В данном случае рентабельность собственного капитала представляет собой произведение трех коэффициентов: маржи, оборачиваемости и финансового левериджа. На рентабельность капитала в этом случае можно подействовать следующим образом:
- первый рычаг связан с увеличение прибыли с каждого рубля продаж;
- второй – увеличением объема продаж с каждого рубля использованных активов;
- третий – с отдачей от заемного капитала, используемого для финансирования активов.
Увеличение каждого из указанных трех коэффициентов оказывает влияние на рост рентабельности капитала организации.
Уравнение Дюпона представляет собой популярное выражение рентабельности собственного капитала через торгово-хозяйственную эффективность, эффективность использования активов и финансовый рычаг. Доходность собственного капитала может быть повышена увеличением заемных средств в капитале организации. Однако, это возможно только при превышении рентабельности активов над процентной ставкой по долгам. Указанные три коэффициента тесно связаны с основными аналитическими финансовыми документами. Рентабельность продаж (маржа) представляет собой обобщающий оценочный показатель отчета о прибылях и убытках всей торгово-финансовой деятельности. Другие коэффициенты – оборачиваемость активов и финансовый леверидж отражают состояние левой и правой стороны баланса. Увеличение маржи и ускорение оборачиваемости активов отражают положительные изменения. Однако величину финансового левериджа нельзя постоянно увеличивать. Увеличение финансового левериджа связано с увеличением заемного капитала. Поэтому нужно вести поиск разумного баланса между объемами активов и собственным капиталом, а также учитывать преимущества и недостатки заемного финансирования. Рентабельность активов и финансовый леверидж находятся по отношению друг к другу в обратной зависимости. Организации с низкой рентабельностью обычно берут больше заемных средств, и наоборот. Если значение ROE неудовлетворительно, то по уравнению Дюпона можно найти причину такого состояния [20,с.713].
Грамотное управление указанными тремя коэффициентами является одним из условий позитивного воздействия на рентабельность капитала.
У рентабельности три болезни – время, риск, стоимость. Высокая рентабельность капитала всегда лучше, чем низкая.
Фактор времени означает, что в делах каждой организации нужно жертвовать текущими интересами в пользу будущих. Для решения этих вопросов необходимо разрабатывать программы повышения рентабельности на перспективный период.
Риск возрастает при высокой доходности. Если организация хочет жить хорошо и спокойно, ей придется отказаться от высокой доходности.
При характеристике стоимости нужно иметь в виду, что рентабельность капитала измеряет прибыль на единицу инвестиции акционеров. При расчете этого показателя используется балансовая стоимость капитала организации, но не ее рыночная стоимость [20,с.714].
Таким образом, коэффициентами рентабельности являются:
- маржа прибыли;
- рентабельность активов;
- рентабельность собственного капитала (ROE).
Эти показатели
позволяют всесторонне
- эффективности
финансово-хозяйственной
- эффективности
использования активов (
- финансовым рычагом или долей заемных средств в капитале (измеряется коэффициентом собственного капитала) [20,с.729,730].
Названные показатели весьма удобны для практического использования различными участниками хозяйственного процесса. Для менеджеров и владельцев необходимо знать рентабельность продаж, которая характеризует долю прибыли в рыночной цене, для инвесторов и кредиторов – отдачу на вложенный капитал и тенденцию ее изменения, для собственников и учредителей – доходность акций (прибыль к рыночной стоимости акций).
Показатели
прибыли характеризуют
Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности (когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат). С другой стороны «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность». Не случайно отличают две группы показателей рентабельности как относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей организацию с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход (в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности). Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности:
- рентабельность капитала;
- рентабельность продаж.
В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателем дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае – показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).
Необходимо отметить, что существует множество коэффициентов рентабельности (как частных случаев показателей эффективности) в зависимости от того, с чьей позиции оценивается эффективность финансово – хозяйственной деятельности организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее от того, какой показатель прибыли используется в расчетах. Не случайно в мировой практике какого-то единого универсального коэффициента рентабельности не существует.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организацией на основе стабилизации взаимных зачетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Таким образом,
анализ показателей рентабельности
является одним из важнейших этапов
анализа хозяйственной
1.3. Методика анализ прибыли и рентабельности
К определению
целей анализа показателей
При убыточной работе за отчетный период перед организацией стоит задача: определить, когда и каким образом можно достичь безубыточности от хозяйственной деятельности, как закрепить эти успехи и можно ли обеспечить получение прибыли и улучшить финансовые результаты [41, с.98].
Таким образом, основная цель анализа прибыли и рентабельности – выявление резервов роста прибыли, повышение рентабельности и разработка конкретных мер по их использованию в текущей деятельности и перспективе.
Исходя из цели вытекают следующие задачи анализа прибыли и рентабельности организаций торговли и общественного питания: