Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценить прибыль и рентабельность ООО «Ажур-Текс», выявить основные проблемы и определить основные пути улучшения деятельности организации.
Исходя из поставленной цели, сформулированы и решены следующие задачи:
- рассмотрены экономическая сущность, показатели и методика оценки рентабельности;
- проанализированы показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации;
- проведен анализ прибыли и рентабельности, по результатам которого определены основные резервы увеличения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. рентабельность: сущность, показатели оценки…
7
1.1.Экономическая сущность понятия рентабельности………………….
7
1.2. Основные показатели прибыли и рентабельности…………………..
10
1.3. Методика анализ прибыли и рентабельности……………………..…
18
Глава 2. анализ прибыли и рентабельности
ооо «АЖУР-ТЕКС»…………………………………........................................
23
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации……..
23
2.2. Анализ формирования и использования прибыли организации……
28
2.3. Факторный анализ прибыли и рентабельности организации……….
31
ГЛАВА 3. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «АЖУР – ТЕКС»………………………………………………………….
39
3.1. Пути повышения рентабельности…………………………………….
39
3.2.Экономическое обоснование объемов деятельности, исходя из
задач получения целевой суммы прибыли………………………………
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
54
- резервы выявляются тем полнее, чем больше количество работников разных профессий и специальностей участвуют в их поиске. Отсюда возникает принцип массовости поиска резервов, т.е. привлечение к этому процессу всех работников, развитие и усовершенствование общественных форм экономического анализа;
- при предварительном
определении направлений
Основными источниками резервов увеличения прибыли является рост оборота, снижение издержек обращения.
По результатам анализа определены следующие пути повышения эффективности деятельности организации:
Расширение масштабов деятельности. Данный способ характеризуется наращиванием объема товарооборота, который формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. К таким факторам относятся: спрос и предложение, поставщики и конкуренты. Кроме того, на объем реализации оказывают такие факторы, как: объем реализации, цена реализации; численность работников, выработка на 1-го работника. Поэтому для максимизации суммы прибыли необходимо разработать дополнительные мероприятия.
Разработка ценовой политики. Ценовая политика – это обоснование величины дифференцированных размеров торговых (оптовых) надбавок на реализуемые товары и определением мер по их оперативной корректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка, условий хозяйствования и других факторов. К стратегическим целям ценообразования относятся: оптимизация рентабельности продаж, собственного капитала, активов, достижение экономического роста, завоевание лидерства на рынке по объему продаж, качеству реализуемых товаров и обслуживания.
Управление финансами: формирование эффективного механизма управления финансами; разработка долгосрочной инвестиционной программы; внедрение бюджетирования, то есть технология планирования, учета и контроля денежных потоков и финансовых результатов.
Снижение издержек обращения Источниками резервов снижения издержек обращения являются: сокращение затрат на реализацию товаров за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования электроэнергии, топлива, оборудования.
Резервы сокращения издержек обращения выявляются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно – технических мероприятий (улучшений организации труда).
Экономию затрат по оплате труда в результате внедрения организационно- технических мероприятий можно рассчитать путем умножения разности между трудоемкостью реализуемых товаров до внедрения и после внедрения соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда и на количество планируемых к реализации товаров. Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда.
Резерв снижения материальных затрат на реализацию товаров за счет внедрения новых технологий и других оргмероприятий можно определить путем умножения разности расхода материалов на единицу реализованных товаров до и после внедрения организационно-технических мероприятий на количество планируемых к реализации товаров и на плановые цены на материалы.
Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, консервации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, машин, оборудования можно определить умножением первоначальной их стоимости на норму амортизации.
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфных и канцелярских расходов, сокращения потерь от порчи материалов.
Чтобы реально отслеживать наиболее важные статьи издержек обращения и реально планировать их, они должны быть выделены отдельными строками в переменных, и постоянных.
К переменным издержкам можно отнести:
- работы и
услуги, выполняемые сторонними
организациями (те из них,
- расходы на сдельную оплату труда, вместе с отчислениями на социальные нужды;
- вспомогательные материалы;
К постоянным издержкам относятся:
- расходы на тару и упаковку;
- расходы на транспортировку;
- расходы на рекламу;
-содержание аппарата управления;
- заработная
плата сбытовых работников
- расходы, связанные с содержанием здания.
В современных условиях надо использовать для наращивания прибыли не только, традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований. Среди них можно придерживаться основных:
- применение управленческих инноваций;
- определение
оптимальных масштабов
- использование
возможностей конъюнктуры
- размещение
финансовых вложений в
Рост издержек
обращения очень часто
Таким образом, на наш взгляд из вышеперечисленных резервов, ООО «Ажур – Текс»» необходимо расширение масштабов деятельности, который увеличит конечный финансовый результат.
3.2. Экономическое
обоснование объемов
задач
получения целевой суммы
Размер целевой прибыли, достаточной для самофинансирования, определяется исходя из потребностей организации в финансировании мероприятий по ее торговому и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и в создании соответствующих фондов.
Рассматривая проблему прибыли как источника собственных средств, следует учитывать, что организация покрывает за счет прибыли потребности на развитие материально-технической базы, а также на пополнение собственных оборотных средств.
Расчет ведется по каждому элементу потребности организации в финансовых ресурсах.
Главная роль в
процессе определения целевой суммы
прибыли отводится расчету
- прирост основных средств;
- прирост нематериальных активов;
- прирост собственных оборотных средств;
Так как ООО «Ажур - Текс» в 2010 г. ввело в эксплуатацию основные средства на сумму 9 206,0 тыс.руб., поэтому в 2011 г. ввода не ожидается. Нематериальные активы данная организация не имеет, поэтому рассчитаем прирост собственных оборотных средств.
Прирост собственных оборотных активов определяется на основе норматива собственных оборотных средств, разрабатываемого на плановый период, и фактического их наличия на начало планового периода. Основными направлениями развития прирост собственных оборотных активов определен в сумме 19 104,3 тыс.руб.
При расчете общего объема прироста собственных оборотных средств следует учесть, что определенная их часть будет финансироваться за счет прироста внутренней кредиторской задолженности. Поэтому сумма собственного капитала, инвестируемого в плановом периоде в прирост собственных оборотных средств, должна быть соответствующим образом скорректирована:
где – потребность в собственном капитале, инвестируемом в прирост собственных оборотных средств в плановом периоде;
– общий прирост собственных
оборотных средств организации
в плановом периоде (
– прирост отчислений на пополнение собственных оборотных средств за счет внутренней кредиторской задолженности («устойчивых пассивов») в плановом периоде.
План внутренней кредиторской задолженности принят в размере 50 % от фактических данных на начало года в размере 10 619,3 тыс.руб. (21 238,6 Ч 50 %).
Таким образом,
общий прирост собственных
Общая потребность в приросте собственных финансовых ресурсов организации определяется путем суммирования всех рассчитанных элементов (табл.3.1). Из объема общей потребности вычитаем планируемую сумму амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления приняты на уровне отчетного года.
Планирование целевой суммы прибыли, предполагаемой к использованию на цели потребления, осуществляются в разрезе следующих основных элементов:
- выплаты дивидендов;
- бюджет премирования;
- бюджет внешней
и внутренней социальной
Таблица 3.1
Расчет необходимой прибыли в части накопления
ООО «Ажур - Текс» на 2011 гг.
Направления использования |
Сумма, тыс.руб. |
Прирост основных средств |
- |
Прирост нематериальных активов |
- |
Прирост собственных оборотных средств |
8 484,96 |
Амортизационные отчисления |
6 367,20 |
Привлечение средств из внешних источников |
- |
Убыток прошлых лет |
- |
Итого прирост накоплений |
14 852,16 |
Общая сумма прибыли, намечаемая к потреблению в плановом периоде, определяется путем суммирования всех вышеперечисленных элементов.
Процесс прогнозирования
целевой суммы прибыли
где ЧП – плановая сумма чистой прибыли организации;
П – плановая сумма прибыли до налогообложения;
ПО – плановая
сумма прибыли отчетного
РТО – плановая сумма товарооборота;
Д – плановая сумма дохода от реализации.
Базовым показателем расчета приведенной системы показателей выступает плановая сумма чистой прибыли организации, которая определяется путем суммирования потребности в сумме накопляемой прибыли и потребности в сумме потребляемой прибыли.
Из предыдущих расчетов плановая сумма прибыли на 2011 г. ООО «Ажур - Текс» определена в сумме 14 852,16 тыс.руб.
Плановая сумма прибыли до налогообложения определяется по формуле 3.3 на основе суммы чистой прибыли и средневзвешенной ставки налога на прибыль:
где – средневзвешенная ставка налога на прибыль, %.
В ООО «Ажур - Текс» она составит 18 565,2 тыс. руб.
Плановая сумма
прибыли отчетного периода
Плановая сумма переменных расходов на реализацию определяется на основе их базисного уровня, в нашем случае она равна 4 466,78 тыс.руб. Плановая сумма постоянных затрат корректируется на темп изменения. По прогнозам специалистов темп изменения с учетом роста тарифов составит 6,7 %, тогда сумма постоянных затрат составит 5 730,93 тыс. руб.
За счет совершенствования ассортиментной политики, схем завоза товаров предполагается довести уровень доходов от реализации в 2011 г. до 15 %. Тогда, плановая сумма объема розничного товарооборота, которая рассчитывается по формуле 3.4 составит 134 232,8 тыс. руб.
где – плановая сумма постоянных расходов;
– базисный средний уровень дохода от реализации товаров остающегося в распоряжении организации;
– базисный уровень
Завершающим показателем в совокупной системе, обеспечивающей формирование суммы чистой прибыли является плановая сумма дохода от реализации. В 2010 г. плановая сумма дохода от реализации равна 29 465,7 тыс. руб. Основу расчета этого показателя составляют плановая сумма объема товарооборота и базисный средний уровень дохода:
где - средневзвешенная ставка косвенных платежей, взимаемых с дохода организации.
Полученная сумма дохода от реализации товаров в 2010 г. в сумме 29 465,7 тыс. руб., обеспечит покрытие затрат и запланированный объем прибыли. Однако для этого ООО «Ажур - Текс» необходимо увеличить объем реализации в 2,5 раза ( ), что на данном этапе не является возможным.
Таблица 3.2
Показатели хозяйственной деятельности ООО «Ажур - Текс»
в отчетном 2010 и плановом 2011 гг.
Показатели |
Единица измерения |
Отчетный год |
Планируемый год | |
Расчеты | ||||
1-й вариант |
2-й вариант | |||
Объем товарооборота |
тыс.руб. |
53 096,5 |
134 232,8 |
56 176,1 |
Доход от реализации |
тыс.руб. |
24 424,4 |
29 465,7 |
28 088,0 |
к обороту |
% |
46,0 |
21,2 |
50,0 |
Налог на добавленную стоимость |
||||
ставка |
% |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
сумма |
тыс.руб. |
2 676,1 |
5 303,8 |
5 055,8 |
Издержки обращения |
тыс.руб. |
9 557,4 |
16 314,3 |
10 197,7 |
к обороту |
% |
18,0 |
18,0 |
18,2 |
В том числе: |
||||
- условно-переменные |
тыс.руб. |
4 186,3 |
10 583,3 |
4 466,8 |
к обороту |
% |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
- условно-постоянные |
тыс.руб. |
5 371,1 |
5 730,9 |
5 730,9 |
к обороту |
% |
10,1 |
4,3 |
10,2 |
Прибыль от реализации |
тыс.руб. |
14 867,0 |
12 195,3 |
17 890,3 |
к обороту |
% |
28,0 |
9,1 |
31,8 |
Налог на прибыль: |
||||
ставка |
% |
20,0 |
20,0 |
21,0 |
сумма |
тыс.руб. |
2 973,4 |
2 439,1 |
3 757,0 |
Чистая прибыль: |
тыс.руб. |
11 893,6 |
9 756,3 |
14 133,4 |
к обороту |
% |
22,4 |
7,3 |
25,2 |