Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – составить общее представление о методе статистических группировок о возможностях его применения в изучении финансовых результатов деятельности организаций. В работе рассматривается понятие прибыли, как объекта статистического изучения. Работа содержит описание метода статистической группировки, виды группировок, описание каждого метода, их преимущества и недостатки. Для каждого вида приведены примеры из расчетной части и таблицы с расчетами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………………………...……4
1.1 Прибыль как объект статистического изучения………………………....4
1.2 Метод статистической группировки, его суть. Виды группировок. Приемы вторичной группировки……………………………...…………..8
1.3 Этапы проведения группировки с равными интервалами……………..14
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………16
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….......………44

Файлы: 1 файл

Статистика КР.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра Статистики

 

Факультет Менеджмента и маркетинга

Специальность  Экономика труда

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине   Статистика

Тема « Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов  деятельности организаций (на примере прибыли)»

Вариант 4

 

 

 

 

 

Студент 

(Ф.И.О.)

Курс 3    Группа  

Личное дело № 

Преподаватель к.п..н, доцент Лосева О.В.

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

Пенза  2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………………………...……4

    1. Прибыль как объект статистического изучения………………………....4
    2. Метод статистической группировки, его суть. Виды группировок. Приемы вторичной группировки……………………………...…………..8
    3. Этапы проведения группировки с равными интервалами……………..14

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………16

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….......………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность этой темы обусловлена тем, что метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.

Цель работы – составить  общее представление о методе статистических группировок о возможностях его применения в изучении финансовых результатов деятельности организаций. В работе рассматривается понятие прибыли, как объекта статистического изучения. Работа содержит описание метода статистической группировки, виды группировок, описание каждого метода, их преимущества и недостатки. Для каждого вида приведены примеры из расчетной части и таблицы с расчетами.

В расчетной части  работы  мы рассмотрим наименование задач:  исследование  структуры  совокупности; выявление наличия корреляционной связи между признаками, установления направления связи и измерение ее  тесноты; применение выборочного метода в финансово-экономических задачах; решение задачи на прибыль.

Содержание аналитической  части работы: Использование структурного и аналитического методов статистической группировки в изучении совокупности предприятий.

 В написании курсовой  работы были использованы программные  средства MS Word, MS Excel.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.  Прибыль  как объект статистического изучения

 

 

Прибыль − это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия на вложенный капитал, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли − это:

  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации (предприятия);
  • главный источник возрастания рыночной стоимости организации (предприятия);
  • индикатор кредитоспособности;
  • главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
  • индикатор конкурентоспособности организации (предприятия) при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством,  субъектами рынка, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Прибыль – это результативный показатель. В зависимости от порядка расчета различают прибыль от реализации продукции, работ и услуг ( ).Она характеризует результаты основной деятельности хозяйствующих единиц. Следующий показатель – это балансовая (общая) прибыль ( ), характеризующая конечные результаты деятельности как основной, так и не основной, т. е. всей деятельности, находящей своё отражение в Уставе предприятий всех форм собственности. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятий после платежей в бюджет – называется чистой прибылью ( ).

Рассмотрим порядок расчета показателей прибыли.

        Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов, иного имущества организации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:

Пб = Пр ± Ппр ± Пвнер,

где Пб – балансовая прибыль,

Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, работ и  услуг,

Ппр – прибыль (убыток) от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов, прочего имущества, нематериальных активов,

Пвнер – прибыль (убыток) от внереализационных операций.

В состав внереализационных  доходов входят доходы от долевого участия в капитале других предприятиях, дивиденды по акциям, доходы от ценных бумаг, доходы от операций с валютой, штрафы, пени, неустойки полученные и др.

В состав внереализационных  расходов входят убытки от содержания законсервированных объектов, штрафы, пени, неустойки уплаченные, судебные и арбитражные издержки, затраты, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой и др.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается  как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:

Пр = ∑(p – z)q= ∑pq − ∑zq ,

где p – цена единицы продукции;

z – себестоимость единицы продукции;

q – объем продукции.

Налогооблагаемая  прибыль − это прибыль, определяемая для целей налогообложения. Для ее исчисления валовая прибыль уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщикам, а также увеличивается (уменьшается) на суммы доходов (затрат), установленных законодательством.

Чистая прибыль рассчитывается по формуле:

Пч = Пб – ПБ,

где ПБ – платежи в бюджет.

Нераспределенная  прибыль  представляет ту часть балансовой прибыли, которая после использования последней в отчетном году на уплату налогов и другие платежи в бюджет остается в распоряжении организации и используется в следующем за отчетным году для стимулирования работников и финансирования затрат по созданию нового имущества, приобретения основных фондов, накопления оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг других организаций, на благотворительные нужды, текущие расходы по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

При анализе прибыли  исследуется:

  • динамика показателей прибыли предприятия за текущий анализируемый период, которая свидетельствует об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия;
  • структура прибыли;
  • влияние отдельных факторов на динамику прибыли от реализации продукции, в частности, под влиянием средних цен реализации, себестоимости единицы продукции, объема и структуры реализованной.

Общий абсолютный прирост (динамику) прибыли можно представить  следующим образом:

∆П = (∑p1q1 - ∑z1q1) – (∑p0q0 – z0q0).

 Прирост прибыли за счет изменения средних цен реализации:

∆Пр = ∑p1q1 - ∑p0q1 .          

Прирост прибыли в  результате изменения себестоимости производства продукции:

∆Пz = ∑z0q1 - ∑z1q1 .         

Влияние изменения объема реализованной продукции на прибыль  устанавливается сравнением прибыли базисного периода и прибыли от фактически реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости базисного периода:

∆Пq = П0 (Iq – 1) ,    где   Iq =    .

Прирост прибыли в  результате изменения объема реализации содержит и ту ее часть, которая образуется за счет структурных сдвигов в  ассортименте продукции. Рассчитывают ее следующим образом:

∆Пасс = (∑p0q1 - ∑z0q1) – П0 * Iq .            

Таким образом, отклонение суммы прибыли от реализации продукции  можно рассматривать как результат  изменения четырех вышеназванных  факторов:

∆П= ∆Пр+ ∆Пz+∆Пq +∆Пасс.

Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, проведения сравнительного анализа определяется относительный размер прибыли, который принято называть рентабельностью или прибыльностью, [ 7 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Метод статистической группировки, его суть. Виды группировок. Приемы вторичной группировки.

 

         Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности  на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка организаций по сумме ожидаемой прибыли, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода и т.д,

Метод статистических группировок  позволяет разрабатывать первичный  статистический материал. На основе группировки  рассчитываются сводные показатели по группам,, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Расчет сводных показателей в целом по совокупности позволяет изучить ее структуру. Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки.

Большие достижения в  области применения метода группировок  имеет современная отечественная  статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки  (классификации) в эффективный метод анализа  и вскрытия резервов в экономике.

Метод группировок применяется  для решения  задач, возникающих  в ходе научного статистического исследования:

    • Выделение  социально-экономических типов явлений;
    • Изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
    • Изучение связей и зависимостей между отдельными признаками явлений, [ 2 ];

По числу группировочных признаков группировки бывают:

    • простые- группировка по одному признаку;
    • сложные – комбинированные (путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками) и многомерные (строится с помощью специальные алгоритмов, когда осуществляется поиск скполения в N-мерном  пространстве, где каждый объект-точка, т.е., построить многомерную группировку -найти скопление точек).

По очерёдности обработки  информации группировки бывают:

    • первичные – составляются на основе первичных данных;
    • вторичные – являющиеся результатом группировки ранее уже сгруппированного материала.

По характеру решаемых задач статистические группировки  бывают:

Типологические, структурные, аналитические.

Типологическая  группировка  служит для выделения социально-экономических типов. Этот вид группировок в значительной степени определяется представлениями экспертов о том, какие типы могут встретиться в изучаемой совокупности. Чтобы пояснить особенность этой группировки, остановимся на последовательности действий для ее проведения:

1) называются те типы  явлений, которые могут быть  выделены;

Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)