Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – составить общее представление о методе статистических группировок о возможностях его применения в изучении финансовых результатов деятельности организаций. В работе рассматривается понятие прибыли, как объекта статистического изучения. Работа содержит описание метода статистической группировки, виды группировок, описание каждого метода, их преимущества и недостатки. Для каждого вида приведены примеры из расчетной части и таблицы с расчетами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………………………...……4
1.1 Прибыль как объект статистического изучения………………………....4
1.2 Метод статистической группировки, его суть. Виды группировок. Приемы вторичной группировки……………………………...…………..8
1.3 Этапы проведения группировки с равными интервалами……………..14
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………16
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….......………44

Файлы: 1 файл

Статистика КР.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Сумму прибыли от реализации рассчитываем как произведение затрат на производство и реализацию продукции и коэффициента рентабельности

 

 

Вид продукции

Базисный период

Отчетный период

Затраты на производство и реализацию продукции, млн.руб.

Z0

Рентабельность  реализованной продукции

 

R0

Прибыль

Затраты на производство и реализацию продукции, млн.руб.

Z1

Рентабельность  реализованной продукции

 

R1

Прибыль

А

8

0,165

1,32

7

0,2

1,4

Б

6

0,15

0,9

6,4

0,145

0,928

итого

14

 

2,22

13,4

 

2,328


 

     4.2  Найдем абсолютные изменения прибыли от реализации продукции в результате влияния на нее изменения затрат и рентабельности и обоих факторов вместе по каждому виду и по двум видам продукции.

Абсолютный прирост  суммы прибыли в текущем периоде  по сравнению с базисным (DПб) обусловлен:

  • изменением общей рентабельности предприятия:

По  продукции А:

По  продукции Б:

По двум:

  • Изменением суммы затрат:

По  продукции А:

По  продукции  Б:

По двум:

    

где  R1, R0 — общая рентабельность предприятия в отчетном и базисном периодах соответственно;

Z1, Z0— выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) в отчетном и базисном периодах соответственно.

По  продукции А:

 

По  продукции  Б:

По  двум:

Проверка:

0,108 = 0,203 + (-0,095)

0,108=0,108

    Вывод: По  продукции А: прибыль выросла на 0,08 млн.руб., причем, за счет рентабельности она выросла на 0,245 млн.руб. и уменьшилась  на  0,165 млн.руб. за счет  затрат.

По  продукции Б:  прибыль выросла  на 0,028 млн.руб., причем, за счет рентабельности она  уменьшилась на 0,032 млн.руб. и возросла на 0,06 млн.руб. за счет затрат.

По двум  видам  продукции:  прибыль  возросла  на 0,108 млн. руб., причем за счет рентабельности она возросла на 0,203 млн.руб. и уменьшилась на 0.095 млн. руб. за счет затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.  Постановка задачи

При проведении статистического  наблюдения за деятельностью предприятий одного из регионов РФ за исследуемый период получены выборочные данные об объеме выпуска продукции и сумме ожидаемой прибыли по 30-ти предприятиям (выборка 20%-ная, механическая).

Собранный статистический материал представлен в табл.1.

Таблица 1

Показатели объема выпуска  продукции и суммы ожидаемой 

прибыли предприятий

Номер

п/п

Выпуск продукции

млн руб.

Сумма прибыли,

млн руб.

Номер

п/п

Объем кредитных вложений,

млн руб.

Сумма прибыли, млн руб.

1

44,631

11,324

16

51,678

13,476

2

37,23

9,112

17

22,3

5,245

3

27,4

6,558

18

78,13

19,873

4

44,,874

11,678

19

45,092

12,807

5

31,2

8,229

20

68,663

19,276

6

42,493

11,209

21

54,329

14,086

7

38,905

9,565

22

46,26

12,995

8

33,9

8,405

23

51,73

13,312

9

15,8

4,576

24

29,1

7,864

10

38,604

9,306

25

41,783

10,105

11

18,6

4,939

26

58,116

15,763

12

59,036

16,269

27

36,74

8,882

13

65,987

18,326

28

75,35

19,451

14

39,104

9,734

29

42,157

10,437

15

61,364

17,451

30

56,223

15,543


 

    1.1  Требуется  построить интервальный ряд распределения  по сумме ожидаемой прибыли и определить количество предприятий в каждом интервале;

     1.2  Установить наличия и характера корреляционной связи между признаками Выпуск продукции и Сумма ожидаемой прибыли методами аналитической группировки;

2. Методика  решения задачи

 

     2.1 Построение интервального ряда распределения предприятий по сумме ожидаемой прибыли. Число групп – пять.

Сортируем таблицу 1 по признаку – сумма ожидаемой прибыли, (табл.2.)

При построении ряда с  равными интервалами величина интервала h определяется по формуле:                                                                    

                                                                                    (1)

Отсюда  путем  прибавления  величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим  следующие группы предприятий по сумме ожидаемой прибыли (табл. 3).

     2.1 Установление  наличия и характера корреляционной  связи между признаками Выпуск продукции и Сумма ожидаемой прибыли методами аналитической группировки

 Сортируем таблицу 1 по признаку – выпуск продукции (табл.4).

Факторным признаком  является признак Выпуск продукции, а результативным - признак Сумма ожидаемой прибыли.

    Находим интервал  по формуле 1. Путем прибавления  величины интервала  к минимальному уровню признака в группе получим следующие группы по объему  выпуску продукции (табл. 5).; Строим рабочую таблицу (табл.6).;

    Для установления  наличия и характера связи  между выпуском продукции и  суммой ожидаемой прибыли по  данным рабочей таблицы строим итоговую аналитическую таблицу (табл.7).

3. Методика  выполнения компьютерных расчетов

  Статистический анализ  выпуска продукции, суммы ожидаемой  прибыли и их взаимосвязи выполнен  с применением пакета прикладных  программ обработки электронных  таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем  листе Excel исходных данных (табл.1) и расчетной формулы (1) и других расчетов (в формате Excel) представлено  в табл. 2 - 7.

 

Рис.1. Расположение cсортировочных и расчетных таблиц на рабочем листе MS Excel

               Рис. 2.Формульный шаблон формирования таблиц с выходными данными

 

 

Рис.3. Расположение cсортировочных и расчетных таблиц на рабочем листе MS Excel

 

 

Рис. 4.Формульный шаблон формирования таблиц с выходными данными

Таблицы с полученными итоговыми данными приведены на рис. 4-5

 

Рис. 4. Распределение  предприятий по сумме прибыли

 

Рис.5. Взаимосвязь между  признаками

 

 

Рис. 6. Диаграмма распределения  предприятий по группам

 

      На рис. 6 представлено графическое изображение  результатов расчета  распределения предприятий по группам.

4.  Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

            Проведенные статистические расчеты  позволяют сделать следующие  выводы.

   Анализ интервального  ряда распределения изучаемой  совокупности предприятия показывает, что распределение предприятий по сумме ожидаемой прибыли  примерно равномерно: преобладают предприятия с уровнем ожидаемой прибыли от 7,6354 до 10,6948 млн. руб. (это 10 предприятий, доля которых составляет 33,3%). Самые малочисленные группы предприятий имеют уровень ожидаемой прибыли 4,576-7,6354 млн. руб. и 13,7542-16,8136 млн. руб., каждая из которых включает по 4 предприятия, что составляет по 13,3% от общего числа предприятий.

Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением выпуска продукции от группы к группе систематически возрастает и средний уровень суммы ожидаемой прибыли по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между  исследуемыми признаками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, метод статистических группировок – это расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным, существенным для них признакам.

      Группировка является важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.

С помощью метода группировок  решаются следующие задачи:

- выделение социально-экономических  типов явлений;

- изучение структуры  явления и структурных сдвигов,  происходящих в нем;

- выявление связи и зависимости между явлениями.

    Главную задачу группировок можно сформулировать как задачу выделения в составе массового явления тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности влияния факторов.

     В данной  работе  было рассмотрено понятие  прибыли, как объекта статистического  изучения. Был изучен метод статистической  группировки, его суть,  виды (на  примере прибыли), рассмотрен прием  вторичной группировки ,а так  же  этапы проведения вторичной группировки.

      В расчетной  части работы  были решены задачи: исследование  структуры совокупности; выявление наличия корреляционной  связи между признаками, установления  направления связи и измерение  ее  тесноты; графическим методом  получены мода и медиана; рассчитаны характеристики ряда распределения; найдена ошибка выборки;  решена  задача  на  прибыль.

Сделаны выводы по всем разделам.

   В аналитической  части работы изложены результаты  использования структурного и  аналитического методов статистической группировки в изучении совокупности предприятий.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Васнев С.А. Статистика: Учебное пособие  Москва: МГУП, 2001.
  2. Гусаров В. М.Теория статистики. – М.: Издательское объединение «Юнити», 2001.
  3. Елисеева И. И. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Елисеевой И. И. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  4. Курс социально – экономической статистики: учебник для вузов / Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  5. Мелкунов Я.С. Социально – экономическая статистика: Учеб. пособие – М: ИНФРА-М. 2008
  6. Практикум по статистике: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В. М. Симчеры. – М.: Финстатинформ, 1999.
  7. Статистика финансов предприятий и организаций Лосева О.В., к.п.н., доцент кафедры статистики (Пенза).
  8. Теория статистики: Учебник/Под ред. Р.А. Шмойловой.-3-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2001.

Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)