Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель работы – составить общее представление о методе статистических группировок о возможностях его применения в изучении финансовых результатов деятельности организаций. В работе рассматривается понятие прибыли, как объекта статистического изучения. Работа содержит описание метода статистической группировки, виды группировок, описание каждого метода, их преимущества и недостатки. Для каждого вида приведены примеры из расчетной части и таблицы с расчетами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………………………...……4
1.1 Прибыль как объект статистического изучения………………………....4
1.2 Метод статистической группировки, его суть. Виды группировок. Приемы вторичной группировки……………………………...…………..8
1.3 Этапы проведения группировки с равными интервалами……………..14
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………16
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….......………44
2) выбираются группировочные признаки, формирующие описание типов (Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени);
3) устанавливаются границы интервалов;
4) группировка оформляется
в таблицу, выделенные группы
(на основе комбинации
1. Типологическая группировка
должна выполняться только по
существенным признакам.
2. При необходимости
для выделения одних и тех
же типов в разных условиях
используются различные
Примерами типологической группировки могут служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности (группы предприятий государственной собственности, федеральной собственности, муниципальной собственности, частной собственности и смешанной собственности).
. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени.
Структурной группировкой характеризует структуру совокупности по какому-либо одному признаку.
Например, распределение предприятий по сумме ожидаемой прибыли, где указывается число предприятий в каждой группе: Пример: ( стр 21, табл. 5).
Признак, по которому производится образование групп, называется группировочным признаком или основанием группировки. Для образования групп обычно устанавливают интервалы. В статистике интервалы бывают 2-х видов:
Закрытые - это, когда указывается верхняя и нижняя границы интервала. Такая запись предполагает, что единица, у которой значение признака совпадает с верхней границей интервала, относится к следующей группе.
Открытые - имеют неопределенные границы, они сопровождаются словами «до», «свыше», «примерно».
По величине группировочного признака интервалы подразделяются на:
Равные,
Неравные интервалы.
Величину равных интервалов определяют путем деления разности максимального и минимального признака на число образующих групп.
Ориентировочно определить оптимальное количество групп с равными интервалами можно по формуле американского ученого Стерджерса:
n = 1 + 3,322 lg N
где N – численность едениц совокупности.
Если для типологической группировки чаще используются открытые и неравные интервалы, то для структурной группировки более характерны закрытые равные интервалы. Структурная группировка позволяет изучать динамику структуры совокупности. Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов времени. Показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.
Аналитическая (факторная) группировка позволяет изучать взаимосвязь факторного и результативного признаков.
Основные этапы проведения: обоснование и выбор факторного и результативного признаков, подсчет числа единиц в каждой из образованных групп, определение объема варьирующих признаков пределах созданных групп. А также исчисление средних размеров результативного показателя.
Пример: В качестве примера изучения прибыли с помощью аналитических группировок можно привести задание 2 табл. 9 практической части, в котором рассмотрено построение аналитической группировки. Основанием группировки является факторный признак – сумма ожидаемой прибыли, результативным признаком является выпуск продукции. С помощью аналитической группировки установлено, что сумма ожидаемой прибыли находится в весьма тесной зависимости от выпуска продукции: величина объёма выпуска продукции вызывает рост суммы ожидаемой прибыли, и наоборот, снижение объёма выпуска продукции вызывает снижение суммы ожидаемой прибыли. Пример (стр. 27, табл. 9).
Используя в аналитических группировках методы математической статистики, можно определить показатель тесноты (силы) связи между изучаемыми признаками.
Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта. Многомерная классификация (группировка) основана на измерении сходства или различия между объектами (еденицами): еденицы, отнесенные к одной группе (классу), различаются между собой меньше, чем еденицы, отнесенные к различным группам. Мерой близости (сходства) между объектами могут служить различные критерии, [ 2 ].
Вторичная группировка – операция по образованию новых групп на основе ранее осуществлённой группировки. Она применяется для лучшей характеристики изучаемого явления (в случае, когда первоначальная группировка не позволяет чётко выявить характер распределения единиц совокупности) либо для приведения к сопоставимому виду группировок с целью проведения сравнительного анализа, а также при преобразовании группировок, построенных на основе количественного признака, в качественно однородные группы.
Применяют два способа образования новых групп:
№ п/п |
Группы предприятий по величине прибыли, тыс.руб. |
Число предприятий, ед. |
1 |
До 400 |
16 |
2 |
400-1000 |
20 |
3 |
1000-1800 |
44 |
4 |
1800-3000 |
74 |
5 |
3000-4000 |
37 |
6 |
4000 и более |
9 |
Итого: |
200 |
№ п/п |
Группы предприятий по величине прибыли, тыс. руб. |
Число предприятий, ед. |
1 |
До 500 |
16+100/600*20=19 |
2 |
500-1000 |
20-3=17 |
3 |
1000-2000 |
44+200/1200*74=56 |
4 |
2000-3000 |
74-12=62 |
5 |
3000 и более |
37+9=46 |
Итого: |
200 |
Рис. 1. Метод долевой перегруппировки.
1.3 Этапы проведения группировки с равными интервалами.
Группировки с равными интервалами целесообразны в тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным.
Пример: В практической части данной курсовой работы группировочный признак – сумма ожидаемой прибыли.
Вопрос
о числе групп и величине
интервала следует решать с
учетом множества
Ориентировочно определить оптимальное количество групп с равными интервалами можно по формуле Стерджесса:
n = 1 + 3,322 lg N
где N – численность единиц совокупности.
В тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным (например, при группировки предприятий по сумме ожидаемой прибыли) и число групп заранее известно, то величина интервала находится по формуле:
, где xmax, xmin - наибольшее и наименьшее значение признака соответственно;
k - число групп.
Пример: Максимальная сумма прибыли -18,216 млн руб., минимальная сумма прибыли - 1,872 млн руб.: (табл 2)
Путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака в группе получаем группы. (Пример:, стр. 20-21, табл. 4,5).
РАССЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности региона в отчетном году (выборка 20% - ая механическая), млн. руб.:
№ организации |
Выпуск продукции, млн руб. |
Затраты на производство продукции, млн руб. |
Сумма ожидаемой прибыли |
1 |
36,45 |
30,255 |
6,195 |
2 |
23,4 |
20,124 |
3,276 |
3 |
46,54 |
38,163 |
8,377 |
4 |
59,752 |
47,204 |
12,548 |
5 |
41,415 |
33,546 |
7,869 |
6 |
26,86 |
22,831 |
4,029 |
7 |
79,2 |
60,984 |
18,216 |
8 |
54,72 |
43,776 |
10,944 |
9 |
40,424 |
33,148 |
7,276 |
10 |
30,21 |
25,376 |
4,834 |
11 |
42,418 |
34,359 |
8,059 |
12 |
64,575 |
51,014 |
13,561 |
13 |
51,612 |
41,806 |
9,806 |
14 |
35,42 |
29,753 |
5,667 |
15 |
14,4 |
12,528 |
1,872 |
16 |
36,936 |
31,026 |
5,91 |
17 |
53,392 |
42,714 |
10,678 |
18 |
41 |
33,62 |
7,38 |
19 |
55,68 |
43,987 |
11,693 |
20 |
18,2 |
15,652 |
2,548 |
21 |
31,8 |
26,394 |
5,406 |
22 |
39,204 |
32,539 |
6,665 |
23 |
57,128 |
45,702 |
11,426 |
24 |
28,44 |
23,89 |
4,55 |
25 |
43,344 |
35,542 |
7,802 |
26 |
70,72 |
54,454 |
16,266 |
27 |
41,832 |
34,302 |
7,53 |
28 |
69,345 |
54,089 |
15,256 |
29 |
35,903 |
30,159 |
5,744 |
30 |
50,22 |
40,678 |
9,542 |