Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – составить общее представление о методе статистических группировок о возможностях его применения в изучении финансовых результатов деятельности организаций. В работе рассматривается понятие прибыли, как объекта статистического изучения. Работа содержит описание метода статистической группировки, виды группировок, описание каждого метода, их преимущества и недостатки. Для каждого вида приведены примеры из расчетной части и таблицы с расчетами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………….………………………………...……4
1.1 Прибыль как объект статистического изучения………………………....4
1.2 Метод статистической группировки, его суть. Виды группировок. Приемы вторичной группировки……………………………...…………..8
1.3 Этапы проведения группировки с равными интервалами……………..14
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………16
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………...….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....43
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….......………44

Файлы: 1 файл

Статистика КР.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

2) выбираются группировочные  признаки, формирующие описание типов (Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по  определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени);

3) устанавливаются границы  интервалов;

4) группировка оформляется  в таблицу, выделенные группы (на основе комбинации группировочных  признаков) объединяются в намеченные  типы, и определяется численность  каждого из них. При выборе группировочного признака необходимо учитывать два условии:

1. Типологическая группировка  должна выполняться только по  существенным признакам. Поэтому  рекомендуется выделять два-три  главных признака, взятых в комбинации, чтобы избежать излишнего дробления  совокупности и слишком маленьких по величине групп. (Это ведёт к невозможности статического анализа.)

2. При необходимости  для выделения одних и тех  же типов в разных условиях  используются различные признаки, т. е. осуществляется специализация  признака.

Примерами типологической группировки могут служить группировки секторов  экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности (группы предприятий государственной собственности, федеральной собственности, муниципальной собственности, частной собственности и смешанной собственности).

. Выделить типичное  можно не по любому признаку, а только по  определенному,  который должен изменяться в  зависимости от условий места  и времени.

Структурной группировкой характеризует структуру совокупности по какому-либо одному признаку.

Например, распределение  предприятий по сумме ожидаемой  прибыли, где указывается  число  предприятий в каждой группе: Пример: ( стр 21, табл. 5).

Признак, по которому производится образование групп, называется группировочным признаком или основанием группировки. Для образования групп обычно устанавливают интервалы. В статистике интервалы бывают 2-х видов:

Закрытые - это, когда указывается  верхняя и нижняя границы интервала. Такая запись предполагает, что единица, у которой значение признака совпадает  с верхней границей интервала, относится к следующей группе.

Открытые - имеют неопределенные границы, они сопровождаются словами «до», «свыше», «примерно».

По величине группировочного признака интервалы подразделяются на:

Равные,

Неравные интервалы.

Величину равных интервалов определяют путем деления разности максимального и минимального признака на число образующих групп.

Ориентировочно  определить оптимальное  количество групп с равными интервалами  можно по формуле американского  ученого Стерджерса:

n = 1 + 3,322 lg N

где N – численность едениц совокупности.

Если для типологической группировки чаще используются открытые и неравные интервалы, то для структурной группировки более характерны закрытые равные интервалы. Структурная группировка позволяет изучать динамику структуры совокупности. Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов времени. Показывает изменение структуры изучаемых явлений, т.е. структурные сдвиги. В изменении структуры общественных  явлений отражаются  важнейшие закономерности их развития.

Аналитическая (факторная) группировка позволяет изучать  взаимосвязь  факторного и результативного признаков.

Основные этапы проведения: обоснование и выбор факторного и результативного признаков, подсчет  числа единиц в каждой из образованных групп, определение объема варьирующих признаков пределах созданных групп. А также исчисление средних размеров результативного показателя.

Пример: В качестве примера изучения прибыли с помощью аналитических группировок можно привести задание 2 табл. 9 практической части, в котором рассмотрено построение аналитической группировки. Основанием группировки является факторный признак – сумма ожидаемой прибыли, результативным признаком является выпуск продукции. С помощью аналитической группировки установлено, что сумма ожидаемой прибыли находится в весьма тесной зависимости от выпуска продукции: величина объёма выпуска продукции вызывает рост суммы ожидаемой прибыли, и наоборот, снижение объёма выпуска продукции вызывает снижение суммы ожидаемой прибыли. Пример (стр. 27, табл. 9).

Используя в аналитических  группировках  методы математической статистики,  можно определить показатель  тесноты  (силы) связи  между изучаемыми признаками.

Особым видом группировок  является классификация, представляющая собой устойчивую  номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия  единиц  изучаемого объекта. Многомерная классификация (группировка) основана на измерении сходства или различия  между объектами (еденицами): еденицы,  отнесенные к одной группе (классу), различаются между собой меньше, чем еденицы, отнесенные к различным группам. Мерой близости (сходства) между объектами могут служить различные критерии, [ 2 ].

Вторичная группировка – операция по образованию новых групп на основе ранее осуществлённой группировки. Она применяется для лучшей характеристики изучаемого явления (в случае, когда первоначальная группировка не позволяет чётко выявить характер распределения единиц совокупности) либо для приведения к сопоставимому виду группировок с целью проведения сравнительного анализа, а также при преобразовании группировок, построенных на основе количественного признака, в качественно однородные группы.

Применяют два способа  образования новых групп:

    • Изменение (чаще всего – укрупнение) первоначальных интервалов;
    • Долевая перегруппировка. В этом случае новые группы образуются на основе закрепления за каждой группой определённой доли единиц совокупности (происходит перераспределение единиц совокупности по группам). (рис.1)

 

№ п/п

Группы предприятий по величине прибыли, тыс.руб.

Число предприятий, ед.

1

До 400

16

2

400-1000

20

3

1000-1800

44

4

1800-3000

74

5

3000-4000

37

6

4000 и более

9

Итого:

200


 

№ п/п

Группы предприятий по величине прибыли, тыс. руб.

Число предприятий, ед.

1

До 500

16+100/600*20=19

2

500-1000

20-3=17

3

1000-2000

44+200/1200*74=56

4

2000-3000

74-12=62

5

3000 и более

37+9=46

Итого:

200


                     

Рис. 1. Метод долевой перегруппировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Этапы проведения  группировки с равными интервалами.

 

        Группировки с равными интервалами целесообразны в тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным.

  1. Выбор группировочного признака.

Пример: В практической части данной курсовой работы  группировочный признак – сумма ожидаемой прибыли.

  1. Определение порядка формирования групп

       Вопрос  о числе групп и величине  интервала следует решать с  учетом множества обстоятельств,  прежде всего исходя из целей  исследования, значения изучаемого  признака и т.д. количество групп и величина интервала связаны между собой : чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени коллеблемости групприровочного признака. На количество выделяемых групп существенное влияние оказывает степень вариации группировочного признака: чем она больше, тем больше, тем больше следует образовать групп.

  1. Расчет величины интервала

Ориентировочно определить оптимальное количество групп с  равными интервалами можно по формуле Стерджесса:

n = 1 + 3,322 lg N

где N – численность единиц совокупности.

     В тех случаях, когда вариация проявляется в сравнительно узких границах и распределение является практически равномерным (например, при группировки предприятий по сумме ожидаемой прибыли) и число групп заранее известно, то величина интервала находится по формуле:

, где xmax, xmin - наибольшее и наименьшее значение признака соответственно;

k - число групп.

Пример:  Максимальная сумма прибыли -18,216 млн руб., минимальная сумма прибыли -  1,872 млн руб.: (табл 2)

 

  1. Распределение единиц совокупности на группы

Путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака в группе получаем группы. (Пример:, стр. 20-21, табл. 4,5).

  1. Расчет для каждой группы обобщенных показателей
    • частоты групп в относительном выражении;
    • накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путём последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов;
    • накопленные частоты, рассчитываемые  по формуле
  1. Представление полученных данных в табличной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности региона в отчетном году (выборка 20% - ая механическая), млн. руб.:

                                                                        Таблица  1

№ организации

Выпуск продукции, млн  руб.

Затраты на производство продукции, млн руб.

Сумма  ожидаемой  прибыли

1

36,45

30,255

6,195

2

23,4

20,124

3,276

3

46,54

38,163

8,377

4

59,752

47,204

12,548

5

41,415

33,546

7,869

6

26,86

22,831

4,029

7

79,2

60,984

18,216

8

54,72

43,776

10,944

9

40,424

33,148

7,276

10

30,21

25,376

4,834

11

42,418

34,359

8,059

12

64,575

51,014

13,561

13

51,612

41,806

9,806

14

35,42

29,753

5,667

15

14,4

12,528

1,872

16

36,936

31,026

5,91

17

53,392

42,714

10,678

18

41

33,62

7,38

19

55,68

43,987

11,693

20

18,2

15,652

2,548

21

31,8

26,394

5,406

22

39,204

32,539

6,665

23

57,128

45,702

11,426

24

28,44

23,89

4,55

25

43,344

35,542

7,802

26

70,72

54,454

16,266

27

41,832

34,302

7,53

28

69,345

54,089

15,256

29

35,903

30,159

5,744

30

50,22

40,678

9,542

Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)