Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа
Слово «индекс» в переводе с латинского означает показатель, указатель. В статистике поя индексом понимается относительная величина, характеризующая соотношение значений определенного показателя во времени, пространстве, а также сравнение фактических данных с планом или иным нормативом.
В зависимости от базы сравнения индексы можно подразделить на: динамические (отражающие изменение явления во времени) и территориальные (используемые для пространственных, межрегиональных сопоставлений различных показателей).
Введение ..................................................................................................................... 3
1 Понятие, виды и формы индексов ........................................................................ 4
1.1 Индексный метод .............................................................................................. 5
1.2 Индивидуальные индексы ............................................................................... 7
1.3 Общие индексы ................................................................................................. 9
2 Краткая экономическая характеристика предприятия ...................................... 11
2.1 Технико-экономические характеристики предприятия .............................. 13
3 Расчет индексов промышленного производства предприятия ........................ 14
3.1 Расчет индивидуальных индексов ................................................................ 14
3.2 Расчет агрегатных индексов ....................................................................... 16
3.3 Расчет среднего арифметического и гармонического индексов ............... 18
4 Заключение ........................................................................................................... 21
5 Практическая часть .............................................................................................. 22
5.1 Группировка и ее виды. Графическое построение рядов распределений.. 22
5.2 Обобщающие статистические показатели .................................................... 25
5.3 Структурные средние величины .................................................................... 39
5.4 Показатели вариации ....................................................................................... 31
5.5 Выборочное наблюдение ................................................................................ 33
5.6 Корреляционно-регрессионный анализ ......................................................... 35
5.7 Ряды динамики и их статистический анализ ................................................ 36
5.8 Экономические индексы ................................................................................. 38
Список используемой литературы ......................................................................... 43
Федеральное Государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уфимский государственный
авиационный технический
Кафедра Управление инновациями
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине “СТАТИСТИКА”
на тему
Расчет индексов промышленного производства на примере предприятия ОАО «Волброк»
Выполнила:
студентка группы УИ – 204 Абкадырова В.М.
Проверила:
Шабалтина Л.В.
Уфа 2012
Содержание
Введение ..............................
1 Понятие, виды
и формы индексов ..............................
2 Краткая экономическая характеристика
предприятия ..............................
3 Расчет индексов промышленного производства предприятия ........................ 14
3.3 Расчет среднего арифметического и гармонического индексов ............... 18
4 Заключение ..............................
5 Практическая часть ..............................
5.1 Группировка и ее виды. Графическое построение рядов распределений.. 22
5.2 Обобщающие статистические
показатели ..............................
5.3 Структурные средние величины
..............................
5.4 Показатели вариации ..............................
5.5 Выборочное наблюдение
..............................
5.6 Корреляционно-регрессионный
анализ ..............................
5.7 Ряды динамики и их статистический
анализ ..............................
5.8 Экономические индексы ..............................
Список используемой
литературы ..............................
Среди методов статистического анализа особое и весьма важное место занимает индексный метод.
Слово «индекс» в переводе с латинского означает показатель, указатель. В статистике поя индексом понимается относительная величина, характеризующая соотношение значений определенного показателя во времени, пространстве, а также сравнение фактических данных с планом или иным нормативом.
В зависимости от базы сравнения индексы можно подразделить на: динамические (отражающие изменение явления во времени) и территориальные (используемые для пространственных, межрегиональных сопоставлений различных показателей).
Чаще всего термин «индекс» ассоциируется с понятием относительного изменения какого-либо показателя во времени.
Показатель, изменение которого характеризуется индексом, называют индексируемой величиной. Последняя содержится в названии самого индекса, например: индекс цен, индекс заработной платы, индекс физического объема продукции и т.д.
Индекс - это относительный показатель, который характеризует изменение исследуемого явления во времени, в пространстве или по сравнению с некоторым эталоном (планируемым, нормативным уровнем и т.п.).
1 Понятие, виды и формы индексов
Индекс — это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве.
Наиболее распространена
сравнительная характеристика во времени.
В этом случае индексы выступают
как относительные
величины динамики.
Индексный метод является также важнейшим аналитическим
средством выявления связей между явлениями.
При этом применяются уже не отдельные
индексы, а их системы.
В статистической практике
индексы применяются при
Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим признакам:
1. В зависимости от объекта исследования:
- индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления)
- индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости, заработной плата)
К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;
2. По степени охвата элементов совокупности:
-индивидуальные индексы (дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления)
- общие индексы (характеризуют изменение совокупности элементов или всего явления в целом)
3. В зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на:
- агрегатные (агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого, взаимосвязанного с ним показателя).
- средние (являются производными от агрегатных)
4. В зависимости от базы
- базисные (если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной)
- цепные (если база сравнения постоянно меняется)
Элиминирование, то есть расчет влияния отдельных факторов на обобщающий показатель, может осуществляться также индексным методом. Этот метод применяется для расчленения экономических показателей. Индексы являются разновидностью относительных величин. Индексы применяются в анализе хозяйственной деятельности с целью характеристики экономических явлений, состоящих из элементов, которые не следует суммировать.
Технически любой индекс представляет собой показатель, определяемый как соотношение двух каких-либо величин. Последние являются, по существу, определенными состояниями известного признака. С помощью индексов осуществляются сравнения фактических показателей с базисными, то есть, как правило, с плановыми и с показателями предшествующих периодов.
Различают два основных вида индексов:
- простые (частные, индивидуальные);
- аналитические (общие, агрегатные).
В первом случае исследуемый признак принимается без учета связи этого признака с остальными признаками исследуемых экономических явлений. Такие индексы могут быть представлены следующей формулой:
и — соответственно сравниваемые состояния какого-либо признака
Во втором случае изучаемый признак используется не изолированно, а в его взаимосвязи с другими признаками.
Поэтому любой аналитический индекс состоит из двух элементов:
- индексируемый признак , то есть тот признак, изменение которого подвергается изучению;
- весовой признак .
С помощью весовых
признаков исследуются
Аналитические индексы могут быть представлены следующим образом:
где и — весовые признаки
Использование индексов в экономическом анализе преследует следующие цели:
- с их помощью дается оценка относительного изменения какого-либо экономического явления или показателя;
- применение индексов дает возможность определить влияние отдельных факторов на изменение обобщающего (результативного) показателя (признака).
- дается оценка влияния изменения структуры какого-либо экономического явления на величину динамики этого явления.
В условиях анализа динамики показателей следует различать понятия цепного и базисного индексов.
Базисным называется индекс, рассчитанный по отношению к базисному периоду.
Цепным называется индекс, рассчитанный по отношению к предыдущему периоду.
Способы построения индексов зависят от содержания изучаемого явления, методологии расчета исходных статистических показателей и целей исследования. В каждом индексе выделяют 3 элемента:
Для расчета индекса необходимо найти отношение сравниваемого уровня к базисному и выразить его в виде коэффициента, если база сравнения приравнивается к единице, или в процентах, если база сравнения принимается за 100%. Обычно расчеты индексов производятся в форме коэффициентов с точностью до третьего знака после запятой, т. е. до 0,001, в форме процентов — до десятых долей процента, т.е. до 0,1%.
Для удобства построения индексов используется специальная символика:
i — символ индексируемого
показателя — индекс, характеризующий
изменение уровня элемента
I — с подстрочным индексируемым показателем — для группы элементов или всей совокупности в целом.
q — количество проданных товаров или произведенной продукции в натуральном выражении
p — цена за единицу товара
z — себестоимость единицы продукции
w — производительность труда
T — отработанное время или численность работников
l — средняя заработная плата одного работника
1 — отчетный период
Индивидуальные индексы характеризуют изменение отдельного элемента явления.
Так, для изучения изменения количества проданных товаров (физического объема продаж) следует построить индивидуальный индекс физического объема товарооборота как отношение количества товара одного вида, проданного в отчетном периоде, к количеству того же товара, проданного в базисном периоде (iq = q1 / q0 ). Поскольку базисный уровень индексируемого показателя приравнивается к 1 или 100%, то разность между полученным индексом и 1 или 100% характерзиует относительную величину изменения количества проданного товара. По этому индексу можно определить и абсолютное изменение количества проданного товара в натуральном выражении как разность между числителем и знаменателем индекса
Индивидуальный индекс цен определяется как отношение цены отдельного товара в отчетном периоде к цене его в базисном периоде, то есть по формуле:
Разность между числителем и знаменателем его покажет абсолютное изменение цены за единицу товара в рублях
Информация о работе Расчет индексов промышленного производства на примере предприятия ОАО «Волброк»