Расчет индексов промышленного производства на примере предприятия ОАО «Волброк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Слово «индекс» в переводе с латинского означает показатель, указатель. В статистике поя индексом понимается относительная величина, характеризующая соотношение значений определенного показателя во времени, пространстве, а также сравнение фактических данных с планом или иным нормативом.
В зависимости от базы сравнения индексы можно подразделить на: динамические (отражающие изменение явления во времени) и территориальные (используемые для пространственных, межрегиональных сопоставлений различных показателей).

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................... 3
1 Понятие, виды и формы индексов ........................................................................ 4
1.1 Индексный метод .............................................................................................. 5
1.2 Индивидуальные индексы ............................................................................... 7
1.3 Общие индексы ................................................................................................. 9
2 Краткая экономическая характеристика предприятия ...................................... 11
2.1 Технико-экономические характеристики предприятия .............................. 13
3 Расчет индексов промышленного производства предприятия ........................ 14
3.1 Расчет индивидуальных индексов ................................................................ 14
3.2 Расчет агрегатных индексов ....................................................................... 16
3.3 Расчет среднего арифметического и гармонического индексов ............... 18
4 Заключение ........................................................................................................... 21
5 Практическая часть .............................................................................................. 22
5.1 Группировка и ее виды. Графическое построение рядов распределений.. 22
5.2 Обобщающие статистические показатели .................................................... 25
5.3 Структурные средние величины .................................................................... 39
5.4 Показатели вариации ....................................................................................... 31
5.5 Выборочное наблюдение ................................................................................ 33
5.6 Корреляционно-регрессионный анализ ......................................................... 35
5.7 Ряды динамики и их статистический анализ ................................................ 36
5.8 Экономические индексы ................................................................................. 38
Список используемой литературы ......................................................................... 43

Файлы: 1 файл

статистика.doc

— 839.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный индекс товарооборота характеризует изменение  товарооборота по одному товару и строится как отношение товарооборота отчетного периода к товарообороту базисного периода , то есть по формуле:

Разница между числителем и знаменателем его покажет абсолютное изменение товарооборота в рублях за счет двух фактров: изменения количества проданного товара и изменения цены этого товара, то есть

Индивидуальные индексы взаимосвязаны между собой так же, как сами индексируемые показатели: индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на идекс цен, то есть

1.3 Общие индексы

Все рассмотренные нами индексы характеризуют относительное  изменение уровней отдельных элементов явления и называются индивидуальными индексами.

Однако большинство изучаемых  статистикой общественных явлений  и процессов состоят из многих элементов, которые могут быть как  однородными, так и неоднородными. Однородные явления можно непосредственно суммировать и исчислять индексы, характеризующие изменение не одного элемента, а группы элементов или всей совокупности в целом. Такие индексы называются общими индексами. Так, можно суммировать количество проданных однородных товаров по группе фирм и исчислить общий индекс физического объема товарооборота по формуле:

,

где знак означает суммирование данных о количестве одного товара по нескольким фирмам. Можно суммировать товарооборот по нескольким товарам и исчислять общий индекс товарооборота по формуле:

,

где знак означает суммирование товарооборота по группе товаров.

Если же отдельные  элементы явления неоднородны, то непосредственное суммирование их невозможно или бессмысленно и тогда необходимо привести их к  сопоставимому виду. Все товары имеют  стоимость, а стоимости товаров можно суммировать. Переход от натуральных показателей к стоимостным позволяет преодолеть несуммарность натурально-вещественных элементов совокупности. Но изменение стоимости товаров обусловлено совместным изменением двух факторов — количества товаров и цен на них, а нам необходимо определить изменение каждого из этих факторов в отдельности. Для изучения изменения одного фактора необходимо абстрагироваться от изменения второго, взаимосвязанного с ним фактора и построить общий индекс в агрегатной форме.

Так, агрегатный индекс физического объема товарооборота должен показать изменение количества проданных разнородных товаров, поэтому в числителе его берется отчетное количество товаров (q1), а в знаменателе — базисное (q0), т.е. индексируемый показатель изменяется, а взвешивание производится в одних и тех же ценах базисного период (p0):

.

В числителе этого  индекса — условная величина товарооборота  отчетного периода в ценах  базисного периода, в знаменателе  — реальная величина товарооборота  базисного периода. Разность между  числителем и знаменателем индекса  покажет абсолютное изменение товарооборота за счет изменения физического объема товарооборота:

Агрегатные индексы  качественных показателей строятся при весах — объемных показателях отчетного периода. Так, агрегатный индекс цен по формуле немецкого экономиста Э.Пааше:

В числителе индекса  — товарооборот отчетного периода, в знаменателе — товарооборот отчетного периода в ценах базисного периода, а разность между ними характеризует: с позиции продавца — абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен, с позиции покупателя — экономию (перерасход) населения от изменения цен на товары:

.

В статистической практике используется также индекс цен, построенный  с базисными весами по формуле  Э.Ласпейреса:

Агрегатные индексы  объемных и качественных показателей, построенные с различными весами, взаимосвязаны между собой так же, как индивидуальные индексы: произведение агрегатного индекса физического объема товарооборота на агрегатный индекс цен, дает агрегатный индекс товарооборота:

Мы получили систему  взаимосвязанных агрегатных индексов, каждый из которых позволяет определить изменение индексируемого показателя в относительном выражении (%). Кроме того, по этим индексам можно определить изменение обобщающего показателя — товарооборота за счет отдельных факторов в абсолютном выражении как разность между числителем и знаменателем соответствующего индекса. Абсолютные показатели изменения товарооборота за счет отдельных факторов взаимосвязаны следующим образом.

 

    1. Краткая экономическая характеристика предприятия

ОАО “Волброк” основана в 1991 году и до 2002 года существовала под названием «ТОМАК-Сервис»,представляя на российском рынке автоматы Н50П производства киевского завода. В 2003 году руководством компании было принято решение о налаживании собственного производства.

Основное направление  деятельности компании – производство аппаратов выдачи газированной охлаждённой  воды АПВ (сатураторов), питьевых фонтанчиков - оборудование для обеспечения питьевого режима на предприятиях, медицинских и образовательных учреждений, а также производство новых вендинговых аппаратов.

Вендинг - это  продажа продуктов питания, напитков, всевозможных сладостей, и много ещё чего, через торговые вендинговые аппараты. Механический автомат, выполняющий несколько работ одновременно способен осуществлять работу продавца, кассира, из-за чего дали новое направление в бизнесе. Данный автомат был изобретён в 20 веке. На данный момент было бы тяжело представить себе магазин или какое либо заведение без торгового вендингового аппарата. Вендинговые аппараты были запущенны в середине марта 2008 года.

За 2009 год произведено 15 тыс. штук. Это выше уровня 2008 года на 2%, к уровню 2007 года рост составил 32%. Себестоимость единицы продукции составляет около 20 тыс.руб. Продажная цена единицы продукта- 80 тыс. руб.

Покупателями данной продукции являются: крупные дистрибьюторы; научные учреждения; индивидуальные покупатели и предприниматели. В штате предприятия 12 специалистов по продажам. В различных регионах России у компании имеется 8 представителей, которые занимаются продвижением продукции. Подбор персонала осуществляется через кадровые агентства. Основными требованиями к торговому персоналу являются: знание рынка; стремление к творчеству и изобретательству.

Аппараты, изготовленные  предприятием ОАО “Волброк”, успешно работают практически во всех регионах России, и странах СНГ.

Баланс ОАО “Волброк”составленный на начало (01.01.2009 г.) и конец (01.01.2010) финансового года представлен в таблице 1, (см. приложение А).

 

 

 

 

 

2.1 Технико-экономические характеристики предприятия

В таблице 1 приводятся технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Таблица 1 - технико-экономические показатели деятельности

 ОАО «Волброк»

 

Показатель

2008 г.

2009 г.

1

Выручка (тыс. руб.)

3383300

2802500

2

Объем производства продукции (шт.)

25674

23557

3

Чистая прибыль (тыс. руб.)

51700

112600

4

Затраты на производство (себестоимость, управленческие, коммерческие) тыс. руб.

44100

71000

5

Среднесписочное число работников, чел.

57

67

6

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

3322300

2662200

7

Рентабельность  продаж,  % (п.3/п.1)

1,52

4,02


 

Построим диаграмму выручки от продаж продукции, работ и услуг за период  2008-2009 гг. (Рис.1.)

Рис.1. Выручка от продаж продукции, работ и услуг ОАО «Волброк» за 2008-2009 гг.

Изучив графики на рис.1, можно отметить, что в 2008 году выручка значительно выше, чем в 2009 году. В 2008 г. выручка составляла 3383300 тыс. руб., в 2009 г. она снизилась до 2802500 тыс. руб. Такой спад связан прежде всего со снижением себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Чистая прибыль продукции так же снизилась, что можно заметить на графике приведенном на рис.2.

 

Рис.2. Динамика изменения чистой прибыли ОАО «Волброк» за 2008-2009 гг.

По графику  можно наблюдать значительное снижение чистой прибыли. В 2008 году оно составила 51700 тыс. руб., а в 2009 году – только 12600 тыс. руб.

 

3 Расчет индексов промышленного производства предприятия

В качестве примера  расчета основных индексов промышленного  производства в практической части  работы будут взяты данные из отчетов ОАО «Волброк» за 2008-2009 гг.

3.1 Расчет индивидуальных индексов

Проведем расчет индивидуальных индексов объема производства, цены и себестоимости отдельных  видов продукции ОАО «Волброк» за 2008-2009 гг.  

Таблица 2 - Исходные данные для расчета индивидуальных индексов.

Вид продукции

Себестоимость руб. за ед. продукции

Объем производства,шт.

Цена продукции  руб.

2008

2009

2008

2009

2008

2009

z0

z1

q0

q1

p0

p1

Сауратор «Байкал»

18000

20000

12000

15000

70500

80000

Сауратор «Вига»

17500

19500

11000

14000

70350

70850


 

Индивидуальные  индексы – индексы, характеризующие  изменение отдельных элементов  сложной совокупности. Индивидуальные индексы себестоимости рассчитываются по формуле:

Так, если себестоимость  в 2009 г. обозначать z1, а в 2008 г. соответственно – z0, то индивидуальный индекс себестоимости будет иметь вид: .

Таблица 3 - Индивидуальные индексы.

Вид продукции

iz

iq

ip

Сауратор «Байкал»

1,111

1,25

1,135

Сауратор «Вига»

1,114

1,27

1,007


 

Таким образом, себестоимость Сауратор «Байкал» в 2009 г. возросла по сравнению с 2008 г. в 1,111 ( на 11 %), себестоимость Сауратор «Вига» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла в 1,114 раз ( на 14 %).

Также из расчета  видно, что цены на продукцию в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросли по всем перечисленным видам продукции, а именно: Сауратор «Байкал» – в 1,135 раза (на 35 %); Сауратор «Вига» – в 1,007 раз (на 7 %).

 

3.2   Расчет агрегатных индексов

Для определения  изменения затрат в целом в 2008 г. по сравнению с 2009 г. необходимо рассчитать агрегатный индекс затрат на выпускаемую продукцию, для этого необходимо сумму продукции, произведенной в 2008 г., разделить на сумму продукции, выпущенной в базисном периоде. Индекс затрат на выпуск продукции характеризует изменение общей суммы затрат на выпуск продукции за счет изменения количества выработанной продукции и ее себестоимости. В этом примере продукция разноименная, поэтому нельзя суммировать ее в натуральном выражении. Общий показатель объема транспортируемой продукции можно получить только в том случае, если оценить её, т.е. путем суммирования фактических денежных затрат по отдельным видам продукции. Но денежные затраты зависят от объема продукции и себестоимости её единицы. При этом от года к году изменяется не только объем продукции, но и себестоимость. Поэтому для характеристики изменения затрат необходимо продукцию за оба периода рассчитать по одной и той же себестоимости, чтобы устранить ее влияние.

Таблица 4 - Данные для  расчета индекса затрат на выпуск продукции.

Вид продукции

Себестоимость руб. за ед. продукции

Объем производства (в натуральном выражении)

Затраты, тыс.руб.

2008

2009

2008

2009

2008

2009

z0

z1

q0

q1

z0 q0

z1 q1

Сауратор «Байкал»

18000

20000

12000

15000

216000

300000

Сауратор «Вига»

17500

19500

11000

14000

192500

273000

Итого:

х

х

х

х

408500

573000


 

Индекс затрат на выпуск продукции:

  или  150%.

Общие затраты  при одной и той же себестоимости  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. повысились на 50%. Исчисленный индекс позволяет определить и абсолютный прирост затрат при сопоставимой себестоимости 1 т. продукции по формуле:

 

Δq = Σz0q1 – Σz0q0 = 611250 – 408500 = 202750 тыс. руб.

Информация о работе Расчет индексов промышленного производства на примере предприятия ОАО «Волброк»