Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ статистических данных в исследовании показателей потребления товаров и услуг.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние потребления населением товаров и услуг.
Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………....5
Статистические методы в исследовании показателей потребления населением товаров и услуг…………………………………………………………7
Статистика как наука………………………………..……………….......7
Статистика потребления, её основные показатели и методы изучения……………………………………………………………………………..10
Применение пакета программ Excel в статистическом анализе данных………………………………………………………………………………21
2. Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг………………………………27
2.1 Сводка и группировка статистических данных……………………….27
2.2 Расчет относительных и средних величин…………………………….30
2.3 Показатели вариации……………………………………………………36
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………..37
2.5 Анализ рядов динамики, прогнозирование на их основе……………..40
2.6 Расчёт основных показателей потребления товаров и услуг
Заключение…………………………………………………………………...48
Библиографический список

Файлы: 1 файл

моя курсовая статистика последняя правка.docx

— 635.51 Кб (Скачать файл)

2) покупку  потребительских товаров и услуг  домашними хозяйствами-резидентами за границей;

3) покупку  потребительских товаров и услуг  домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.

Однако  рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг. [9, с.25]

Другим  обобщающим стоимостным показателем  потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

Потребление продуктов питания учитывается  в натуральных единицах и по стоимости.

Натуральные показатели вычисляются в среднем  на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Важным  показателем является уровень индивидуального  потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения, как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам.

Для исчисления показателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

Потребляемые  населением товары удовлетворяют различные  потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую  роль в потреблении населения  играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются  два вида услуг, включаемых по счету  производства в общий выпуск товаров  и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

Текущая статистика не располагает данными  об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства.

Сравнение фактического потребления отдельных  товаров с нормативным уровнем  позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре [7, с.278].

Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

                                               (1)  

где qi факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь

                                                                                                                    (2)   

где  – объем потребления i-го товара за определенный период;

N – средняя численность населения за тот же период);

если имеются  нормативы потребления по группам  населения, то

                       (3)

Где qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;

Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.

Динамика  общего и среднедушевого потребления  изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

общего  объема потребления товара, среднедушевого потребления товара

                                                                                                (4)  

где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого  потребления i-го товара

                                                                                 (5)

где N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

 

Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:

                                                                (6)

 

Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Обеспеченность  населения услугами измеряется так  же, как и товарами: фактическое  потребление услуг в среднем  на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением.

                                                                        (7)

где 

В случае необходимости берется  среднее нормативное потребление

                                                                                                   (8)

Аналогично  индивидуальным индексам потребления  товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

                                                                                                                (9)

в расчете  на душу населения

                                                                                 (10)

где iN – индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и  базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

Наряду  с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Помимо  показателя общего конечного потребления  с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления  на душу населения. Этот показатель нередко  фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Такие средние показатели необходимы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения  по всем потребительским товарам  и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг(åqp и åst) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + åsнt)

 [11, с.276]:

                                                             (11)

где р – цена товара;

q – количество фактически потребленных товаров;

s – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qН – норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;

sн – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N – средняя численность населения за период.

п Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

 

                                                                                      (12)       

 

Разность числителя и знаменателя Кпо определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем. Однако они приводят к искажению истинной величины недопотребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое потребление  товаров и услуг принимается  в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением КПД будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя Кпд покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом.

Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удовлетворения потребностей населения, а весами – доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из них на общий показатель. Их можно представить следующим образом:

                     (13)

где

                     (14)

Существенным фактором, воздействующим на уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэффициентом и индексом насыщенности:

Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неорганизованной торговле – на городских и неформальных рынках.

Индекс  насыщенности определяется как соотношение  коэффициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.

Важной  задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура  и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно  использовать интегральный коэффициент  структурных сдвигов К. Гатева (Болгария).

 

                                                                                              (15)

где v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот  показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле [11, с. 276-278]:

                                                                                              (16)

где vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

 

Методы изучения потребления населением товаров и услуг

 

Статистические  методы — методы анализа статистических данных. Статистическая методология — это система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений.

Информация о работе Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг