Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ статистических данных в исследовании показателей потребления товаров и услуг.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние потребления населением товаров и услуг.
Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.
Введение ……………………………………………………………………....5
Статистические методы в исследовании показателей потребления населением товаров и услуг…………………………………………………………7
Статистика как наука………………………………..……………….......7
Статистика потребления, её основные показатели и методы изучения……………………………………………………………………………..10
Применение пакета программ Excel в статистическом анализе данных………………………………………………………………………………21
2. Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг………………………………27
2.1 Сводка и группировка статистических данных……………………….27
2.2 Расчет относительных и средних величин…………………………….30
2.3 Показатели вариации……………………………………………………36
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………..37
2.5 Анализ рядов динамики, прогнозирование на их основе……………..40
2.6 Расчёт основных показателей потребления товаров и услуг
Заключение…………………………………………………………………...48
Библиографический список
Статистические методы используются комплексно. Применение конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.
Методы статистики:
Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации, возможно применение нескольких методов, сочетание нескольких методов.
Статистическое исследование состоит из трех стадий:
Наблюдение. С помощью массового научно обоснованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах изучаемого явления. При этом применяют метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий полноту и репрезентативность полученной информации.[16, с 23]
Сводка и группировка материала. Представляет собой расчленение всей массы случаев на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов в каждой группе и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому. Эта работа носит название сводка. Методы группировки различаются в зависимости от задач исследования.
Обработка статистических показателей. Анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого объекта и закономерностях его развития. Для этого применяются обобщающие статистические показатели: абсолютные, относительные и средние величины, вариации и статистические индексы. Выявляются причинно-следственные связи, закономерности, оценивается эффективность и возможности экономических и социальных явлений.
Изучая массовые общественные явления, статистика в своих выводах опирается на числовые данные, полученные в конкретных условиях места и времени. Результаты статистического наблюдения регистрируются прежде всего в форме первичных абсолютных величин.
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного метода. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующий не только доходы, но и расходы населения. Выборочный метод – это такое не сплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность. Наблюдение организуется таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе представляет всю совокупность.
Основная
задача выборочного наблюдения состоит
в том, чтобы на основе характеристик
выборочной совокупности получить достоверные
суждения о показателях в генеральной
совокупности. При этом следует иметь
в виду, что при любых статистических
исследованиях возникают ошибки
двух видов: регистрации и
По виду различают индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. При индивидуальном отборе в выборочную совокупность отбираются отдельные единицы генеральной совокупности; при групповом отборе – качественно однородные группы или серии изучаемых единиц; комбинированный отбор предполагает сочетание первого и второго видов.
По методу отбора различают повторную и бесповторную выборки. При повторном отборе общая численность единиц генеральной совокупности в процессе выборки остаётся неизменной. При бесповторной выборке еденица совокупности, попавшая в выборку, в генеральную совокупность не возвращается и в дальнейшем в выборке не участвует.
В практике выборочных исследований наибольшее распространение получили следующие виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная.
При выборочном наблюдении должна быть обеспеченна случайность отбора единиц. Каждая единица должна иметь равную с другими возможность быть отобранной.
Конечной
целью выборочного наблюдения является
характеристика генеральной совокупности
на основе выборочных результатов. Выборочные
средние и относительные
Также используется метод группировок. Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка промышленных предприятий по формам собственности.
Метод статистических
группировок позволяет
Кроме того, группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки.
Большие достижения в области применения метода группировок имеет современная отечественная статистика. Введение группировочных таблиц, содержащих показатели международной системы национальных счетов (СНС), превращает группировки (классификации) в эффективный метод анализа и вскрытия резервов в экономике.
Метод группировок
применяется для решения задач,
возникающих в ходе научного статистического
исследования: выделение социально-
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
Индексный
метод. Индексы относятся к важнейшим
обобщающим показателям статистики.
Индекс – это относительный показатель
сравнения двух состояний простого
или сложного явления. Индексы выражаются
в коэффициентах или в
Индексы выполняют следующие основные задачи. Индексы позволяют измерять изменение сложных явлений. Например, требуется определить, насколько увеличился (или уменьшился) в данном году по сравнению с прошлым годом физический объем всей продукции предприятия. Ясно, что продукция разного вида и качества не поддается непосредственному суммированию. Для характеристики изменения таких сложных явлений во времени применяют индексы динамики. В качестве меры соизмерения (весов) разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость, трудоемкость продукции и т.д.[16, с.148]
При помощи индексов можно характеризовать изменение во времени самых различных показателей: ВВП, реальных располагаемых денежных доходов, численности работающих, уровня безработицы, цен акций предприятий региона, себестоимости, производительности труда и т.п.
С помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления (например, влияние изменения уровня цен и изменения количества проданных товаров на объем товарооборота). Используя взаимосвязь индексов, можно установить в какой мере выпуск продукции возрос за счет увеличения численности работников и в какой мере – за счет повышения производительности труда.
Индексы
являются показателями сравнений не
только с прошлым периодом (сравнение
во времени), но и с другой территорией
(сравнение в пространстве), а
также с нормативами, планами, прогнозами
и т.д. Например, интересно сравнить
среднедушевое потребление
Индексы бывают: индивидуальные и общие. Основным элементом индексного соотношения является индивидуальная величина, т.е. признак, изменения которого характеризует индекс. Общий индекс характеризует обобщающие результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Существует три формы общих индексов: агрегатная, средняя арифметическая, средняя гармоническая.
В результате сводки и дальнейшей обработки данных отчетности, различного рода обследований, переписей, наблюдений и т.п. экономист получает большое количество различных статистических показателей, которые он располагает в виде таблиц. Применение табличного метода значительно облегчает ориентацию в материале.
Графический метод есть метод условных изображений статистических данных при помощи геометрических фигур, линий, точек и разнообразных символических образов. Главное достоинство статистических графиков - наглядность. Графики являются незаменимым средством обобщения статистических данных, подведения итогов сложных исследований и выявления связи между явлениями. Для построения графика необходимо определить, для каких целей он составляется, и тщательно изучить исходный материал. Но самое главное условие - это овладение методологией графических изображений.[2, с.41]
Рассмотрим методику работы в Excel.
Статистические расчеты изменения стоимости набора основных продуктов питания за счет отдельных факторов выполнены при помощи пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
По данным таблицы 1 рассчитаем [31]:
1) изменение
стоимости набора основных
2) изменение
стоимости набора основных
Таблица 1
Стоимость и изменение стоимости минимального набора продуктов питания по центральному федеральному округу Российской Федерации, руб.
№ п/п |
Январь 2010 |
Январь 2011 | |
1 |
Белгородская область |
1863,33 |
2380,75 |
2 |
Брянская область |
1966,48 |
2523,13 |
3 |
Владимирская область |
2110,85 |
2746,78 |
4 |
Воронежская область |
2100,7 |
2741,12 |
5 |
Ивановская область |
1926,33 |
2677,55 |
6 |
Калужская область |
1948,34 |
2548,52 |
7 |
Костромская область |
2033,42 |
2702,3 |
8 |
Курская область |
1908,21 |
2478,17 |
9 |
Липецкая область |
1878,64 |
2464,51 |
10 |
Московская область |
2231,91 |
2765,6 |
11 |
Орловская область |
1991,78 |
2586,55 |
12 |
Рязанская область |
2029,36 |
2641,77 |
13 |
Смоленская область |
2252,32 |
2849,98 |
14 |
Тамбовская область |
1855,35 |
2399,67 |
15 |
Тверская область |
2126,71 |
2738,77 |
16 |
Тульская область |
2199,65 |
2728,01 |
17 |
Ярославская область |
2048,13 |
2737,95 |
В статистическом исследовании влияния отдельных факторов на изменение стоимости набора основных продуктов питания используется индексный метод, на основе которого может быть определено абсолютное изменение стоимости набора основных продуктов питания в отчетном периоде по сравнению с базисным.