Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ статистических данных в исследовании показателей потребления товаров и услуг.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние потребления населением товаров и услуг.
Статистика потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются населению и удовлетворяют потребности человека.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………....5
Статистические методы в исследовании показателей потребления населением товаров и услуг…………………………………………………………7
Статистика как наука………………………………..……………….......7
Статистика потребления, её основные показатели и методы изучения……………………………………………………………………………..10
Применение пакета программ Excel в статистическом анализе данных………………………………………………………………………………21
2. Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг………………………………27
2.1 Сводка и группировка статистических данных……………………….27
2.2 Расчет относительных и средних величин…………………………….30
2.3 Показатели вариации……………………………………………………36
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………..37
2.5 Анализ рядов динамики, прогнозирование на их основе……………..40
2.6 Расчёт основных показателей потребления товаров и услуг
Заключение…………………………………………………………………...48
Библиографический список

Файлы: 1 файл

моя курсовая статистика последняя правка.docx

— 635.51 Кб (Скачать файл)

 

Признак – валовой доход.

Связь между  признаками – валовой доход и расходы на продукты питания.

На основе данных построим статистический ряд  распределения организаций по признаку «валовой доход», образовав пять групп с равными интервалами.

Найдем  величину интервала по формуле:

(тыс. руб.)

Сгруппируем по признаку «валовой доход».

                                                                                                                    Таблица 7

Интервальный  ряд распределения домохозяйств по валовому доходу,

тыс. руб.

 

Число групп

Группы домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб.

Число домохозяйств в группе

Накопленная частота группы

1

22,1-76,1

4

4

2

76,1-130,1

7

11

3

130,1-184,1

11

22

4

184,1-238,1

5

27

5

238,1-292,1

3

30

Итого

 

30

 

 

Существуют  различные виды средних, рассчитаем характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, моду и медиану.

Средняя арифметическая ряда распределения находится по формуле:

;

Для того чтобы  ее подсчитать сформируем и заполним таблицу 8.

Таблица 8

Распределения домохозяйств по валовому доходу, тыс. руб.

Число групп

Группы домохозяйств по валовому доходу

Число домохозяйств в группе (fi)

Середина интервала, тыс. руб.            (xi)

xi*fi

1

22,1-76,1

4

49,1

196,4

-100,8

10160,64

40642,56

2

76,1-130,1

7

103,1

721,7

-46,8

2190,24

15331,68

3

130,1-184,1

11

157,1

1728,1

7,2

51,84

570,24

4

184,1-238,1

5

211,1

1055,5

61,2

3745,44

18727,2

5

238,1-292,1

3

265,1

795,3

115,2

13271,04

39813,12

Итого

 

30

 

4497

 

29419,2

115084,8


 

 

Полученные  значения подставим в формулу:

 (тыс. руб.)

Мода (Мо) – наиболее часто встречающийся вариант значений признака или тот вариант, который соответствует максимальной ординате эмпирической кривой распределения.

Для интервальных вариационных рядов мода находится  по формуле:

(тыс.руб.)

Медиана Ме – серединное значение ранжированного ряда вариантов значений признака.

Для интервальных вариационных рядов медиана находится  по формуле:

(тыс.руб.)

Среднее квадратическое отклонение находится по формуле:

 (тыс. руб.)

Среднее квадратическое отклонение показывает на какую величину в среднем отличается значение признака от стандартного значения выражения в тех же единицах, что и признак.

Вычислим  среднюю арифметическую по исходным данным, представленным в таблице 6.

(тыс. руб.)

Построим  график полученного ряда распределения:

Рисунок 5. График ряда распределения

График  показывает распределение домохозяйств по признаку валовой доход. Так же видно, что большинство домохозяйств (11) имеют валовой доход от 130,1 до 184,1 тыс. руб.

 

 

    1. Показатели вариации

 

Для измерения степени колеблемости отдельных значений признака относительно средней исчисляют основные показатели вариации.

Основными показателями, характеризующими вариацию, являются: размах, среднее  линейное отклонение; дисперсия, среднее  квадратическое отклонение, коэффициент вариации.[2, с.77 ]

Абсолютные показатели вариации:

  • Размах вариации R = xmax – xmin;
  • Среднее линейное отклонение
  • Дисперсия  σ 2
  • Среднеквадратическое отклонение σ

Абсолютные показатели, кроме  дисперсии, измеряются в тех же единицах, что и сам признак.

Относительные показатели вариации:

  • Коэффициент осцилляции
  • Относительное линейное отклонение
  • Коэффициент вариации

Относительные показатели чаще всего выражаются в процентах 

Рассчитаем эти показатели.

Абсолютные показатели вариации:

Размах вариации (таб.6): R = xmax – xmin = 292,1- 22,1 = 270(тыс.руб.).

Среднее линейное отклонение (таб.8):

= =1461,6

Дисперсия находится по следующей формуле (таб.8):

Среднее квадратическое отклонение находится по формуле:

 (тыс. руб.)

Среднее квадратическое отклонение показывает на какую величину в среднем отличается значение признака от стандартного значения выражения в тех же единицах, что и признак.

Коэффициент вариации считается по формуле:

Выводы. В нашем случае рассчитанная величина свидетельствует о неоднородности доходов населения, т.к. однородной совокупность считается, если коэффициент вариации меньше 33% (для распределений, близких к нормальному).

 

2.4.Корреляционно-регресивный анализ

 

Регрессионный анализ заключается  в определении аналитического выражения  связи, в котором изменение одной  величины (называемой зависимой или результативным признаком) обусловлено влиянием одной или нескольких независимых величин (факторных признаков).

Установим наличие и характер связи  между признаками – «валовой доход» и «расходы на продукты питания».

По данным из таблицы 6 найдём уравнение зависимости расходов на продукты питания от валового дохода. И измерим тесноту зависимости между ними. Для этого построим таблицу 9.

Система нормальных уравнений для  нахождения параметров линейной регрессии  методом наименьших квадратов имеет  вид:

Его модель

где  ,   

Необходимые для решения суммы рассчитаны ниже в таблице. Подставим их в  уравнения и решим систему.

Таблица 9

Расчёт  коэффициентов линейной регрессии

№ п/п

Валовой доход тыс. руб

Расходы на продукты питания, тыс. руб

       

1

35,8

14,9

1282

533

222

16,1

2

65,1

22,2

4238

1445

493

26,6

3

22,1

10,2

488

225

104

11,1

4

26,3

12,4

692

326

154

12,6

5

78

32,2

6084

2512

1037

31,2

6

80

33,2

6400

2656

1102

31,9

7

92,4

36,8

8538

3400

1354

36,4

8

84

34,8

7056

2923

1211

33,4

9

164,2

50,4

26962

8276

2540

62,1

10

150

48,6

22500

7290

2362

57

11

137,6

44,4

18934

6109

1971

52,6

12

134

46

17956

6164

2116

51,3

13

82

34,2

6724

2804

1170

32,6

14

171

61,5

29241

10517

3782

64,6

15

140,1

55,8

19628

7818

3114

53,5

16

161,4

61,5

26050

9926

3782

61,1

17

203,4

69,6

41372

14157

4844

76,2

18

163,5

59,7

26732

9761

3564

61,9

19

113,6

53,1

12905

6032

2820

44

20

145,5

57,9

21170

8424

3352

55,4

21

89,7

40,2

8046

3606

1616

35,4

22

224

80

50176

17920

6400

83,6

 

Окончание таблицы 9

23

202,4

81,2

40966

16435

6593

75,9

24

192

74,4

36864

14285

5535

72,1

25

138

59,2

19044

8170

3505

52,7

26

225

90

50625

20250

8100

84

27

292,1

105

85322

30671

11025

108,1

28

243

89

59049

21627

7921

90,4

29

280,8

110,2

78849

30944

12144

104

30

159

69,6

25281

11066

4844

60,3

 

4296

1638,2

759173

286272

108778

1 638,2

 

143,2

54,61

       

 

Найдём показатели уравнения регрессии:

Где n – объём исследуемой совокупности (число единиц наблюдения).

 

 

 – уравнение регрессии.

Получив искомое уравнение регрессии, можно  утверждать, что с увеличением  валового дохода населения, возрастут  и затраты на продукты питания.

Измерение тесноты и направления связи  является важной задачей изучения и  количественного измерения взаимосвязи  социально-экономических явлений.

Линейный  коэффициент корреляции (К. Пирсона) характеризует тесноту и направление  связи между двумя коррелируемыми признаками в случае наличия между ними линейной зависимости.

Для измерения  тесноты зависимости применим линейный коэффициент корреляции который рассчитаем по формуле

 

Найдём  коэффициент корреляции по данным таблицы 9.

 

 

 

Найденный коэффициент корреляции 0<r=0.98<1, означает, что характер связи между исследуемыми признаками прямой.

По степени  тесноты связи между признаками различают связи:

  • Сильную (±0.7≤r≤±1)
  • Умеренную (±0.5≤r≤±0.7)
  • Слабую (±0.3≤r≤±0.5)
  • Практически отсутствует (0≤r≤±0.3)

Следовательно, 0,7≤0,96≤1, значит, связь  в данном случае сильная. С увеличением  валового дохода увеличивается расход на продукты питания.

 

 

2.5. Анализ  рядов динамики

 

Изменение социально-экономических явлений  во времени изучается статистикой  методом построения и анализа  динамических рядов. Ряды динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.

Каждый  динамический ряд содержит две составляющие:

1) показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни или даты);

2) показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты, которые называют уровнями ряда.

Уровни  ряда выражаются как абсолютными, так  и средними или относительными величинами. В зависимости от характера показателей  строят динамические ряды абсолютных, относительных и средних величин. Ряды динамики из относительных и  средних величин строят на основе производных рядов абсолютных величин. Различают интервальные и моментные  ряды динамики.[24, с.113]

Важнейшим статистическим показателем динамики является абсолютный прирост, который определяется в разностном сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.

Базисный абсолютный прирост исчисляется как разность между сравниваемым уровнем ; и уровнем, принятым за постоянную базу сравнения :

.

Цепной абсолютный прирост – разность между сравниваемым уровнем и уровнем, который ему предшествует, :

.

Распространенным  статистическим показателем динамики является темп роста. Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах. Базисные темпы роста исчисляются делением сравниваемого уровня на уровень, принятый за постоянную базу сравнения, :

Цепные темпы роста исчисляются делением сравниваемого уровня на предыдущий уровень :

.

Темпы прироста характеризуют абсолютный прирост в относительных величинах. Исчисленный в процентах темп прироста показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень с уровнем, принятым за базу сравнения.

Базисный темп прироста вычисляется делением сравниваемого базисного абсолютного прироста , на уровень, принятый за постоянную базу сравнения. [16, с. 124]

Цепной темп прироста – это отношение сравниваемого цепного абсолютного прироста к предыдущему уровню:

или

Между показателями темпа прироста и темпа роста  имеется взаимосвязь:   (при выражении темпа роста в процентах) или (при выражении темпа роста в коэффициентах). Последние две формулы дают 2-й способ вычисления темпа прироста.

Рассчитаем  по данным таблицы 10 абсолютные и относительные показатели ряда динамики показателя – состав потребительских расходов. [31]

Таблица 10

Состав потребительских расходов домашних хозяйств

 

(в среднем на члена домашнего  хозяйства; рублей в месяц)

 
                   
 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Потребительские расходы – всего  60281,17

2757,5

3350,0

4239,2

5083,4

6540,7

8216,8

8687,1

10121,5

11285,5

Информация о работе Расчёт и анализ статистических показателей, характеризующих условия потребления населением товаров и услуг