Система национальных счетов – инструмент наблюдения за рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является попытка выявления достоинств и недостатков Системы национальных счетов, возникающих при ее внедрении методологических и информационных проблем, а также использования СНС для общего анализа состояния российской экономики.

Файлы: 1 файл

Система национальных счетов.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

В СНС сфера  производства интерпретируется как  деятельность по производству экономического блага. В этом смысле все отрасли экономики взаимозависимы и одновременно равноправны. Они создают продукт, принимающий натурально-вещественную форму, либо функционирующий в виде услуги. Разница между отраслями носит скорее технологический характер. В отличие от СНС в БНХ изначально признается неравноправие отраслей экономики. Общественное производство отождествляется с материальным производством (концепция А.Смита и К.Маркса); так называемая непроизводственная сфера деятельности (просвещение, здравоохранение, услуги культурно-бытового характера, наука, управление и др.) не является производящей, а только потребляющей то, что создано в материальном производстве (например, в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве), включающем также сферу обращения в расширительном ее толковании — транспорт, торговлю. Ограничительная концепция производства приводила к тому, что сфера услуг — порождение и неотъемлемая составляющая современной цивилизации — как бы никак не влияла на уровень экономического развития и благосостояние населения, что ошибочно.

Существенно различаются концепции, объясняющие  источники происхождения стоимости. Согласно современной теории стоимости, последняя образуется за счет факторов производства — труда, капитала, земли (дискуссируются предложения о расширении числа факторов производства, к примеру, дополнительно называют предпринимательскую деятельность или деятельность государства по формированию условий функционирования рыночной экономики). Эта концепция, положенная в основу СНС, обусловила методологию построения системы показателей, характеризующих процессы в рыночной экономике. В БНХ реализовывалась другая идея — трудовая теория стоимости, ограничительный характер которой для экономики с рыночными отношениями очевиден.

В СНС центральное  место в отображении хозяйственных  операций вполне логично заняли показатели создания и движения стоимости, финансовых ресурсов, капитала, доходов и расходов. Тогда как в БНХ по-своему логично акцент ставился на регистрации создания и движения потребительной стоимости, так как это определялось идеологией централизованного планирования. Сначала — изучение материальных ресурсов, а характеристика стоимостного аспекта воспроизводства имела ограниченный и подчиненный характер. Это обстоятельство совершенно неприемлемо с точки зрения требований к моделированию рыночной экономики.

Важное место  занимают группировки и классификации, являющиеся отражением понимания структуры экономики, качественных различий между единицами, осуществляющими хозяйственные операции, объектами таких операций и их видами. В этом смысле показательно, что в БНХ центральной была группировка по формам собственности, а в СНС — по секторам экономики. Для рыночной экономики важнее конституирующий признак по организации производства и источникам финансирования деятельности. Таким образом, в СНС реализована идея группировки институционных единиц по секторам экономики. В принципе, если это возможно, для аналитических целей внутри сектора целесообразно выделить более детальные группы институционных единиц. Классификации, в том числе отраслевые, имеют важное значение в обеих системах учета, и они также формируют содержание системы показателей, которое весьма различно между СНС и БНХ.

Показательны  различия между СНС и БНХ по форме отображения, регистрации операций. В БНХ приспособлена одна из форм первичного учета — оборотная ведомость, что наиболее удобно тогда, когда в первую очередь отображается движение материального продукта, материальных ресурсов (приход—расход). В СНС используются многие принципы бухгалтерского учета, предназначенного для характеристики движения доходов и расходов. Это система счетов с принципами корреспонденции операций, двойной записи, баланс активов и пассивов. Такая форма оказалась удобной для регистрации операций в рамках экономики в целом, ориентированных на отображение движения активов и пассивов, финансового состояния, устойчивости групп хозяйствующих субъектов, секторов и национальной экономики в целом. Наиболее важные различия между СНС и БНХ могут быть представлены в схеме (Приложение 2).

Несмотря  на принципиальные расхождения в  концепциях и категориях, между СНС и БНХ есть много общего, так как обе системы представляют собой балансовые построения, предназначенные для комплексной характеристики воспроизводственных процессов. Именно это обстоятельство стало решающим, когда на первом этапе освоения СНС в нашей стране разрабатывались специальные «переходные ключи» от показателей БНХ.

 

2.1.2 Объективные основы  перехода российской статистики  на СНС

 

Почему российская статистика переходит на СНС? Ответ очень  прост: такой переход обусловлен превращением российской экономики в рыночную по мере ее реформирования. Для многих исследователей стало очевидным, что рыночная экономика не обладает какими-то встроенными в нее саморегулирующими механизмами, которые, как полагали многие экономисты до депрессии, должны автоматически возвращать рыночную экономику в состояние равновесия. После депрессии многие экономисты-теоретики пришли к выводу, что для того чтобы вернуть рыночную экономику в состояние первоначального равновесия, нужны меры государственного регулирования.

 Внедрение СНС в России началось в 1992 году на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Российская  система национальных счетов является адаптацией международных стандартов по национальному счетоводству, прежде всего, СНС ООН, а также используемой странами Европейского Сообщества Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС), к российским условиям. Обобщение и унификацию основ и методов построения СНС осуществляет Госкомстат РФ в соответствии с рекомендациями таких международных организаций, как ООН, МВФ, Мировой банк, Евростат, Статкомитет СНГ.  Отличия методологии СНС России от принятых в международной практике стандартов будут уменьшаться с развитием рыночных отношений.

Переход на национальное счетоводство в России стал лишь формальной сменой методов обобщения статистических показателей. Национальное счетоводство приводит к качественным изменениям лишь тогда ,когда его информация востребована органами государственного управления, определяющими экономическую политику. Пока же данные национальных счетов больше востребованы аналитиками, которые пытаются на их основе оценить состояние российской экономики и перспективы ее развития.

Но ситуация меняется, и представители органов государственного управления начинают все четче осознавать, что национальное счетоводство- это инструмент, который коренным образом может усовершенствовать экономическую политику. Но за долгие годы невостребованности национальное счетоводство развивалось медленно. Требуется внести существенные исправления в основы национального счетоводства, усовершенствовать методы сбора и обработки первичной информации.

 

3.1 Основные  итоги внедрения СНС – 93 в  российскую статистику

 

Система национальных счетов 1993 года (СНС - 93) представляет собой всеобъемлющую систему показателей, в обобщенном виде позволяющую охватить все хозяйствующие субъекты (институциональные единицы), все виды экономических операций (с товарами и услугами, доходами, финансовыми инструментами), в которые вступают хозяйствующие, все виды финансовых и нефинансовых активов, держателями которых являются институциональные единицы. Упорядочение этой информации в счетах на базе ряда важных концепций, постулатов и определений позволяет обеспечить взаимоувязанное описание основных фаз экономического процесса, относящихся к производству товаров и услуг, распределению и перераспределению доходов, использованию их на потребление и сбережение, к финансированию накопления капитала, операциям с финансовыми активами и обязательствами. Для описания и анализа этих фаз в СНС – 93 предусмотрена система счетов, составляемая  для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных видов экономических операций и экономики страны в целом. В ней предусмотрены счета и для остального мира, в которых регистрируются экономические операции данной страны с другими страны.

Рекомендации СНС – 93 и рекомендации международных  экономических организаций, оказывающих  содействие странам в этой области, свидетельствуют о том, что внедрение в статистику одновременно всех ее разделов невозможно, поэтому должен быть поэтапный подход к этой работе. Так практически и поступают многие страны.

Выбор приоритетов в  работе по внедрению СНС зависит  от ряда факторов, прежде всего, от потребностей органов государственного управления в определенной информации для принятия решений по вопросам формирования экономической политики, способности этих органов эффективно использовать информацию для упомянутых целей, от прогресса в реформировании смежных разделов СНС, от имеющих финансовых и кадровых ресурсов. Можно выделить следующие направления, которые в последние годы были осуществлены в рассматриваемой области статистики.

Разработка  счета товаров и услуг, содержащего исходную информацию для исчисления ВВП методом суммирования расходов на конечное использование: конечное потребление, валовое накопление основного капитала, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей и чистый экспорт товаров и услуг. Это обеспечивает данные для анализа структуры конечного использования произведенного продукта.

Разработка  счетов производства по отраслям экономики в качестве основы для определения ВВП производственным методом, то есть суммированием валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики (с поправкой на налоги и субсидии на продукты), а также для анализа отраслевой структуры экономики.

Разработка  счетов образования доходов по отраслям экономики, что позволяет исчислить ВВП распределительным методом, заключающимся в суммировании первичных доходов, выплаченных производителями товаров и услуг участникам производства – резидентам  и нерезидентам в виде оплаты труда, прибыли. Создается также основа для анализа стоимостной структуры ВВП.

Разработка  основных счетов для секторов экономики с целью анализа состояния экономики на этом уровне, выявления взаимосвязей между ними. До настоящего времени счета составлялись для укрупненных секторов экономики, таких, как сектор предприятий, включая некоммерческие организации, сектор домашних хозяйств и сектор государственных учреждений. Однако в ближайшей перспективе предполагается перейти к составлению секторальных счетов по полной программе в соответствии с требованиями СНС – 93. Это означает составление отдельных счетов для финансовых учреждений, которые пока включены в сектор предприятий, а также обособление сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Составление секторальных счетов дает возможность  определить многие важные макроэкономические переменные (добавленную стоимость, прибыль, полученные и выплаченные доходы от собственности, полученные и выплаченные трансферты, расходы секторов на потребление и накопление, сбережение), характеризующие результаты экономической деятельности отдельных секторов. Особо следует отметить показатель фактического конечного потребления домашних хозяйств, который в дополнение к показателю расходов на конечное потребление населения включает стоимость бесплатных услуг в области здравоохранения, образования, культуры, предоставленных домашним хозяйствам органами государственного управления и некоммерческими организациями. Этот новый показатель СНС – 93, уже внедренный в практику российской статистики, позволяют получить более точную характеристику изменений в уровне жизни. Другой новый показатель – «скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств», сравнительно недавно разрабатываемый российской статистикой, важен в контексте анализа уровня жизни. Он включает как денежный располагаемый доход населения, так и социальные трансферты в натуральной форме.

Разработка  системы таблиц «затраты - выпуск», представляющих собой комплекс взаимоувязанных таблиц, раскрывающих источники формирования ресурсов товаров и услуг, направления их использования для удовлетворения промежуточного и конечного спроса, структуру ценообразования, состав затрат, межотраслевые связи, использование добавленной стоимости в отраслях.

Разработка  консолидированных счетов для экономики  в целом, позволяющих получить ряд наиболее важных обобщающих показателей, именуемых в СНС – 93 агрегатами. Такими агрегатами, исчисляемыми в российской статистике, являются: ВВП (в текущих и постоянных ценах); валовой национальный доход (ВНД); валовой национальный располагаемый доход (ВНРД); конечное потребление; национальное сбережение; валовое накопление; чистое кредитование / чистое заимствование; сальдо внешней торговли товарами и услугами; сальдо по текущим операциям остального миро; национальное богатство (в настоящее время исчисляют только компоненты этого показателя).

Разработка  показателей ВВП по кварталам, необходимых для анализа изменений в экономической конъюнктуре в краткосрочном плане. 

Разработка  ВРП (аналог ВВП, исчисляемый для регионов страны).

Внедрение национальных счетов в российскую статистическую практику потребовало соответствующих преобразований в проведение статистических работ по всем направлениям, которые осуществлялись в рамках соответствующей Государственной программы перехода на систему национальных счетов, принятую в 1995 году. Создан Единый государственный  регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), включающий информацию примерно о 4 млн. объектов. На его основе сформирована генеральная совокупность объектов для статистического наблюдения. Названные базы данных дают возможность формировать нормативно – справочную информацию для электронной обработки статистических данных и определять объекты для выборочных обследований. Проводится работа по укреплению юридической базы ведения регистра с учетом принятия новых федеральных нормативно – правовых актов, обеспечивающих взаимодействие регистра Госкомстата с реестрами (регистрами) органов исполнительной власти.

Наряду с  созданием и ведением регистра предприятий  и организаций Госкомстат большое  внимание уделяет решению вопросов разработки и внедрения классификаций, позволяющих адекватно современному состоянию экономики идентифицировать институциональные единицы, отрасли, группы товаров, функции хозяйствующих субъектов, экономические операции по целям, видам.

В последние  годы Министерством экономики РФ совместно Госкомстатом ведется активная работа по разработке общероссийского классификатора видов экономической деятельности, гармонизированного Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям экономики (МСОК). Его внедрение уже началось в статистической практике.

Информация о работе Система национальных счетов – инструмент наблюдения за рыночной экономикой