Система национальных счетов – инструмент наблюдения за рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является попытка выявления достоинств и недостатков Системы национальных счетов, возникающих при ее внедрении методологических и информационных проблем, а также использования СНС для общего анализа состояния российской экономики.

Файлы: 1 файл

Система национальных счетов.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Далеко не все упомянутые рекомендации реализуются странами СНГ на практике. Например, не во всех из них разрабатываются дефляторы для переоценки в постоянные цены промежуточного потребления, а для целей дефлирования данного показателя применяются индексы цен выпуска продукции. Это, несомненно, сказывается на точности оценок добавленной стоимости, может быть источником расхождений в оценках ВВП, получаемых производственным методом и методом конечного использования. Особенно трудные проблемы возникают при определении индексов цен на сложные в технологическом отношении товары, например, компьютеры, мобильные телефоны, телевизоры, автомобили. Непросто связать изменение технико-экономических параметров этих товаров с изменением цеп, например, улучшение технических характеристик компьютеров нередко сопровождается снижением цен на них. С другой стороны, повышенные цены на некоторые модификации отдельных товаров могут быть далеко непропорциональны улучшению качественных характеристик.

В ряде развитых стран, имеющих адекватную статистическую базу, для исследования зависимости между изменениями цен товаров и их технико-экономическими параметрами используется аппарат регрессионного анализа, разработанный еще в 1920-1930-е годы американской компанией «Рэнд-корпорейшн» и получивший известность под названием "гедонических индексов". К сожалению, метод гедонических индексов пока не применяется ни в одной из стран СНГ.

В соответствии с рекомендациями Системы национальных счетов 1993 г. страны должны дефлировать стоимость нерыночных коллективных услуг (общее управление, оборона, обеспечение правопорядка и т.д.), оказываемых органами государственного управления, с помощью индексов цен на компоненты затрат, связанных с предоставлением указанных услуг. Однако страны СНГ применяют упрощенную версию данного метода, используя для получения стоимости этих услуг в постоянных ценах экстраполяцию данных базисного года с помощью индекса численности занятых в названных секторах экономики (кроме Украины, где применяется метод переоценки по элементам затрат). Недостаток метода переоценки по элементам затрат и его упрощенных модификаций состоит в том, что он не учитывает изменений в производительности труда и качестве услуг. Следовательно, его применение, возможно, занижает оценки темпов экономического роста.

В отношении индивидуальных нерыночных услуг (образование, здравоохранение) в качестве альтернативы описанному выше методу в международных рекомендациях с целью экстраполяции данных базисного года допускается использование показателей, косвенно отражающих объем услуг (например, число обслуженных пациентов, число студентов и преподавателей и т.д.). Это можно признать некоторым улучшением метода переоценки по элементам затрат. Однако большинство стран СНГ и при оценке этих услуг применяет метод экстраполяции данных базисного года с помощью индексов численности занятых.

Общепризнано, что упомянутые методы, как рекомендуемые  международными организациями, так и используемые странами СНГ, требуют доработки. В специальной литературе и на международных совещаниях экспертов по национальным счетам обсуждаются различные предложения по совершенствованию методов дефлирования нерыночных услуг. Например, предлагается внесение корректив на изменение производительности труда на основе данных об улучшении технической оснащенности труда в таких отраслях экономики. Некоторые страны экспериментируют с этими методами или даже внедряют их в свою регулярную практику, что могло бы быть использовано и в странах СНГ. В 2000 г. Статистический комитет СНГ опубликовал документ "Рекомендации по совершенствованию методов оценки ВВП в постоянных ценах", в котором сформулирован ряд предложений по корректировке показателей нерыночных услуг в постоянных ценах на изменения в производительности труда, однако пока эти предложения не реализуются.

Следующая таблица содержит данные, важные для сравнительной  характеристики состояния экономик стран СНГ. В ней приведены показатели международного сопоставления ВВП, полученные в результате участия этих стран в Европейской программе сопоставлений. Приведенные данные выявляют различия в уровнях экономического развития, они также отражают соотношения в объемах расходов органов государственного управления и валового накопления.

 

3.1.3 Проблема  отражения деятельности финансовых  учреждений.

 

Важная методологическая проблема внедрения национальных счетов в России связана с отражением деятельности финансовых учреждений в СНС, а точнее, посреднических финансовых услуг на страницах специальной литературы и на международных совещаниях экспертов этот вопрос обсуждается  с начала ее возникновения, то есть более 60 лет. Основная трудность состоит в том, что финансовые посредники не взимают за свои услуги платежи в прямой форме. В настоящее время стоимость этих услуг, согласно СНС – 93, принимается равной разнице между процентами, полученными банками за размещение привлеченных финансовых ресурсов, и процентами, выплаченными за привлеченные ресурсы. Теоретически эта стоимость выпуска финансовых посреднических услуг должна быть отнесена на стадии использования к различным группам потребителей данных услуг (например, к предприятиям, получающим ссуды, к населению, размещающему депозиты в банках). Следовательно, на стадии использования стоимость указанных услуг должна быть распределена между промежуточным потреблением, конечным потреблением домашних хозяйств и экспортом.

Однако для  такого распределения требуется  весьма подробная информация об активах  и пассивах банков (Центрального банка, коммерческих банков), поэтому в  настоящее время применяется  упрощенная процедура, также предусмотренная СНС – 93. Она состоит в том, что стоимость финансовых посреднических услуг целиком относится к некой условной отрасли (на самом деле не существующей), выпуск которой принимается равным нулю. Применение этой упрощенной процедуры означает, что ВВП уменьшается на всю величину финансовых посреднических услуг. Однако, как было отмечено выше, часть посреднических услуг, предоставляемых домашним хозяйствам и экспортерам, должна быть включена в ВВП.

В настоящее  время Госкомстат в сотрудничестве с Центральным банком России предпринимает шаги по совершенствованию описанной выше упрощенной процедуры расчетов в части трактовки посреднических услуг банков для более точного определения размеров и структуры ВВП. Проведены экспериментальные расчеты, которые в ближайшей перспективе позволят внедрить в регулярную практику более совершенные методы отражения услуг банков в национальных счетах России. Вообще вопрос о сотрудничестве Госкомстата с другими экономическими ведомствами в связи с задачей внедрения национальных счетов является одним из ключевых, поскольку эти ведомства разрабатывают важные блоки макроэкономической информации, отдельные элементы которых используются для составления национальных счетов.  Например, Минфин РФ отвечает за статистику государственных финансов, данные которой используются для исчисления ряда важных показателей СНС, прежде всего показателей производства и конечного потребления государственных учреждений. Данные платежного баланса, разрабатываемого ЦБР, используются для расчета ряда показателей, регистрируемых в счете остального мира национальных счетов.

 

3.1.4 Расчеты,  связанные с деятельностью органов  государственного управления

 

Важной проблемой  повышения точности оценок ВВП и  других макроэкономических показателей является совершенствование расчетов, связанных с отражением в СНС-93 деятельности органов государственного управления. Дело в том, что отчеты об исполнении государственного бюджета, которые служат основным источником данных при составлении счетов для сектора государственного управления, не вполне приспособлены для такой цели. Определения, классификации доходов и расходов, методы оценки операций, используемые в этих отчетах, не соответствуют требованиям разработки СНС-93. Например, отсутствует полная информация о поступлении и расходовании средств, получаемых бюджетными организациями из внебюджетных источников, не проводится четкого различия между операциями — с доходами и расходами, с нефинансовыми активами и с финансовыми инструментами. Не соответствует требованиям СНС-93, а также международным стандартам определение субсидий, доходов от собственности. Для оценки операций применяют так называемый кассовый метод, тогда как для составления счетов в СНС должен использоваться метод начислений.

В 2001 г. МВФ выпустил "Руководство по статистике государственных финансов, гармонизированное с СНС 1993 года". Одно из существенных его положений - определение сектора государственного управления и государственного сектора, которым должны руководствоваться составители статистики государственных финансов (и составители отчета об исполнении государственного бюджета). Применение этого Руководства в статистической практике стран СНГ является важным условием повышения надежности статистики государственных финансов и оценок деятельности сектора государственного управления в СНС-93. Однако его внедрение в практику может занять несколько лет, поскольку предполагает большие изменения в бухгалтерской отчетности бюджетных организаций.

 

3.1.5 Экономические  блага, не поступающие на рынок

 

Серьезной проблемой  национального счетоводства является включение в национальный продукт  товаров и услуг, не поступающих  на рынок.

Речь идет, прежде всего, о трех категориях экономических  благ:

1. Продукция,  производимая натуральными хозяйствами. 

2. Промежуточные продукты, находящиеся во внутрифирменном обороте.

3. Экономические  блага, производимые при самообслуживании.

Исторически самой большой частью нерыночных благ была продукция натурального хозяйства. В наше время подлинное натуральное  хозяйство можно встретить лишь в наиболее труднодоступных районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Однако элементы натурального хозяйства сохранились и в более развитых обществах. До сих пор велика степень самообеспечения у жителей российской деревни. Не попадая на рынок, такого рода продукция, тем не менее, может составлять значительную часть НП страны.

Большой спецификой отличаются и разнообразные полуфабрикаты  и приспособления, находящиеся во внутрифирменном обороте. Они не только не поступают на рынок, но, как  правило, и не имеют точных рыночных аналогов.

Наконец, крайне широка и разнообразна сфера самообслуживания. В нее входят приготовляемая дома пища, уборка жилищ, стирка и многое другое, что принято называть «домашней  работой».

Для совершенствования  национальных счетов необходимо расширение источников первичной информации, переход в бухгалтерском учете и отчетности на международные стандарты. При этом очень важны гармонизация отраслевой статистики и национальных счетов в отношении используемых определений и классификаций, усиление сотрудничества с другими экономическими ведомствами, отвечающими за разработку смежных систем макроэкономической статистики (центральными банками, министерствами финансов, таможенными комитетами).

В последние  годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию СНС-93. На различных международных форумах обсуждается круг вопросов и тем, которые могут стать предметом для пересмотра. К ним, в частности, относятся исчисление затрат капитала в связи с определением общей производительности труда, трактовка расходов на приобретение товаров длительного пользования, трактовка расходов на научно-исследовательские цели, трактовка расходов на приобретение органами государственного управления средств вооружения, классификация непроизведенных нематериальных активов и др..

 

3.2 Аналитические возможности, основные направления анализа СНС.

 

СНС, представляющая систему  экономической информации, используется во всем мире для описания и анализа  экономического процесса на макроуровне . Данные     СНС широко применяются органами государственного управления при принятии решений     по вопросам формирования макроэкономической политики; они все в большей мере привлекаются бизнесменами и менеджерами для анализа общего макроэкономического климата и экономической конъюнктуры; наконец, они находят широкое применение в научных разработках по теории воспроизводства, при построении экономических моделей и т.д. В ряде стран СНС стала важным элементом общей системы государственного управления. Органы государственного управления  в странах с рыночной экономикой должны создать условия для достижения так называемого «магического четырехугольника»: адекватный экономический рост, возможно полная занятость, стабильность цен и внешнеэкономическое равновесие. СНС призвана обеспечить информацию для анализа того, в какой мере удалось достичь указанной цели. Эта же информация служит основой для принятия решений о конкретных мерах, необходимых для стимулирования производства, повышения занятости, снижения уровня инфляции и обеспечения тех или иных целей  в области внешнеэкономических связей (например, достижение положительного сальдо по текущим операциям с остальным миром).

В современном мире СНС  представляет собой универсальный  экономико-статистический язык, на котором общаются между собой экономисты всех школ и направлений, статистики, государственные деятели, политики, социологи, специалисты в области государственного управления, финансисты, дипломаты.

Важное место СНС  занимает в деятельности международных экономических организациях (ООН, МВФ, МБРР), которые являются не только потребителями данных СНС, но и вносят большой вклад в развитие ее теории и методологии, систематизируют и распространяют сравнимые в международном плане данные о наиболее важных показателях СНС.                       

Анализ- заключительный этап всякой работы. Наличие в СНС огромного объема взаимосвязанной информации обеспечивает возможность проведения комплексного анализа. Исследование обобщающих экономических показателей в их взаимосвязи позволяет получить комплексную статистическую характеристику экономических процессов, сделать обоснованные выводы об эффективности экономической политики и принимать своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.

Переход к СНС расширяет  возможности анализа в силу ряда причин.

Во-первых, отмечается большая  полнота охвата объекта: помимо характеристики процесса производства материальных благ в СНС отражается и процесс  производства нематериальных услуг.

Информация о работе Система национальных счетов – инструмент наблюдения за рыночной экономикой