Система национальных счетов – инструмент наблюдения за рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью написания курсовой работы является попытка выявления достоинств и недостатков Системы национальных счетов, возникающих при ее внедрении методологических и информационных проблем, а также использования СНС для общего анализа состояния российской экономики.

Файлы: 1 файл

Система национальных счетов.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Интенсивные институциональные преобразования обусловили необходимость перехода к выборочным методам наблюдения. Проведена инвентаризация форм статистической отчетности, разработаны методики координации  и ротации выборочных обследований, предусматривающие взаимосогласованные наблюдения экономических явлений и минимизацию их нагрузки на респондентов. Предложены и внедрены в статистическую практику унифицированные  формы статистической отчетности: П – 1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»; П – 2 «Сведения об инвестициях»; П – 3 «Сведения о финансовом состоянии организации»; П – 4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Показатели этих форм дают комплексную характеристику функционирования институциональных единиц. Совершенствуются обследования домашних хозяйств в части изучения расходов населения на предпринимательскую деятельность, объемов производства продукции для собственного потребления и для продажи, полученных трансфертов в натуральной форме.

Разработка  указанных счетов и показателей  потребовала решения ряда методологических и информационных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

3.1 Методологические  и информационные проблемы

 

Следует отметить, что наиболее важные методологические и информационные проблемы составления национальных счетов России типичны для большинства стран, применяющих СНС – 93, и широко обсуждаются специалистами. Но в условиях российской переходной экономики они приобрели особую остроту и поэтому заслуживают детального обсуждения.

 

3.1.1 Теневая  экономика

 

В настоящее время во всем мире растет интерес не только к нормальной, поддающейся статистическому наблюдению экономике, но и к той части экономической деятельности, которая не может быть учтена обычными статистическими методами как в силу ее природной закрытости, так и потому, что она находится на грани нарушения закона, а довольно часто и за его гранью. Эту разновидность экономики принято называть «ненаблюдаемая прямыми статистическими методами экономика». В соответствии с СНС ненаблюдаемая статистическими методами экономика делится на неформальную, скрытую и незаконную экономическую деятельность. Если первые два вида экономики национальные статистические службы, в том числе и российские, оценивают достаточно уверенно, то с незаконной экономикой все обстоит гораздо сложнее. Согласно СНС, незаконные виды деятельности - это виды деятельности, запрещенные законом (например, нелегальное производство и распространение наркотиков), или те виды деятельности, которые могут быть сами по себе законными, но становятся незаконными, если осуществляются лицами, не имеющими на это права.


СНС однозначно признает, что незаконные виды деятельности должны быть включены в национальные счета. Существует несколько оснований для включения незаконной деятельности в систему национальных счетов. СНС  придает особое значение согласованности всех элементов единой системы. Например, среди потребителей незаконных товаров и услуг вполне могут быть те, чьи доходы получены из вполне легальных источников. Учет сделок купли-продажи таких товаров и услуг необходим не только для получения совокупных показателей производства и потребления, но и для того, чтобы избежать ошибок в других счетах. В свою очередь затраты, связанные с производством запрещенных товаров и услуг, могут покрываться за счет абсолютно законных источников. Если взять, к примеру, операции с наркотиками, то весьма вероятно, что недоучет покупки импортированных наркотиков приведет к расхождениям между Счетом капитала и Финансовым счетом. Поскольку в наше время законные и незаконные виды деятельности переплетены, а иногда и специально спутаны друг с другом, то при построении национальных счетов какая-то часть незаконных операций волей-неволей все равно учитывается. Поэтому недоучет незаконных видов деятельности может привести к искажениям в агрегатах национальных счетов, особенно для тех стран, где операции подобного рода достаточно широко распространены.


В то же самое время  недостаточно учитывать только наиболее распространенные или поддающиеся на настоящий момент учету виды незаконной экономической деятельности; необходимо включать в счета всю совокупность незаконных операций. При этом точность их оценки как минимум на порядок ниже, чем в официальной экономике, поскольку опирается на косвенные расчеты Включение в систему национальных счетов далеко не столь надежных оценок незаконной деятельности может существенно исказить структуру основных агрегатов СНС.


Помимо необходимости  согласованности системы, в качестве одной из основных причин включения незаконной деятельности в СНС следует также назвать международную сопоставимость данных национальных счетов. Некоторые виды упомянутой деятельности могут быть незаконными в одной стране и законными в другой. Например, производство и продажа алкоголя категорически запрещаются во многих исламских государствах, и в то же время они законны в большинстве других стран. Поэтому невозможно дать такое определение незаконной деятельности, которое отвечало бы всем критериям и было бы применимо для любой страны. Исходя из этих соображений, «Руководство по статистической оценке ненаблюдаемой прямыми статистическими методами экономики», разработанное специально в развитие этой темы в СНС, просто предлагает перечень тех видов деятельности, которые следует считать незаконными и относить их к незаконной экономике в любой стране.


Схема 1(смотреть Приложение 3) содержит общий перечень незаконных видов деятельности.

Как видно  из схемы, в нашей стране к незаконной деятельности можно отнести практически весь перечень, если основываться на том, упомянуто ли данное деяние в Уголовном кодексе. Вместе с тем очевидно, что такие виды деятельности, как разрешенная производственная деятельность, осуществляемая лицами, не имеющими на это право, являются в нашей стране массовым явлением и частично уже включаются в объем ВВП. Госкомстат России на регулярной основе делает досчеты на скрытую производственную деятельность, в первую очередь это относится к производству алкоголя и ряду услуг (образовательных, медицинских, транспортных и т. п.). В России также очень сложно отграничить контрабанду товаров (кроме наркотиков и оружия), относящуюся к производственной деятельности, от мошенничества с таможенными декларациями (непроизводственная деятельность), поскольку в массе своей пошлины платятся, хоть и по минимальным ставкам.

В то же самое  время за рамками перечня остались некоторые другие виды незаконной деятельности. Например, торговля трансплантантами и торговля людьми, при всей ее моральной ущербности, является точно такой же производственной деятельностью, как и торговля любым другим товаром. Основной критерий СНС - принцип добровольного согласия и рыночной цены - соблюдается полностью. Эти виды незаконной деятельности характерны как для развитых стран (потребителей товара), так и для стран экономически отстающих (в первую очередь как поставщиков товара, в качестве потребителей может выступать и местная богатая прослойка). В перечень производственных видов деятельности можно также добавить и убийство по заказу, поскольку эта услуга отвечает основным критериям производства в СНС и достаточно характерна для стран с высоким уровнем преступности.

Также весьма типичный вид незаконной деятельности в России - «крышевание». «Крышей» называют группу лиц (как правило, организованную преступную группировку) либо влиятельное лицо (что реже), которые за определенное вознаграждение оказывают поддержку (прикрытие) коммерческой структуре или отдельному лицу, имеющему существенные коммерческие либо иные доходы. Здесь интересен вопрос о добровольном взаимодействии. По мнению одних авторов, процессы «крышевания» в большинстве случаев проходят на добровольной основе, по мнению других - на принудительной. Ставится также вопрос о том, что здесь речь идет, скорее, о перераспределении доходов, а не о производственной деятельности. В то же время «крыши» определенно оказывают услуги, во многом аналогичные услугам охранных предприятий. На практике бывает очень сложно разграничить законную деятельность охранной структуры, в том числе и правоохранительной, и незаконную, в роли «крыши».


Из вышесказанного следует, что с международной сопоставимостью незаконной деятельности возникают проблемы уже на стадии классификации, но на этом они не заканчиваются. Как говорилось ранее, есть основания полагать, что часть незаконной деятельности уже включена в СНС в неявной форме, и если просто добавлять к национальным счетам ее оценки, то неизбежно возникает так называемый «повторный счет». Например, экономические единицы, предоставляющие незаконные товары и услуги, могут включаться в регистр предприятий, и их выпуск частично учитывается или через прямое обследование, или путем распространения результатов обследования на всю совокупность. Возможно также, что услуги проституток и взятки некоторые предприятия показывают в отчетности в разделе «прочие затраты», то есть как часть промежуточного потребления. Кроме того, вполне вероятно, что незаконная деятельность частично учитывается как конечное потребление домашних хозяйств ,например, одежда и косметика для проституток. На настоящий момент нет никаких реальных предложений, как эти операции можно вычленить из легальной экономики.

Другая сложная проблема, возникающая  при оценке незаконной деятельности, - это проблема динамических рядов. Если показатели СНС даются всеми странами в годовой динамике (а наиболее продвинутыми - и в квартальной), в постоянных и сопоставимых ценах, то для оценочных параметров незаконной деятельности проблематична даже годовая динамика. Поскольку незаконная деятельность не поддается точному учету, приходится опираться на косвенные расчеты и экспертные оценки, которые являются крайне субъективными и оперируют весьма приблизительными цифрами. При оценке операций с наркотиками можно исходить из количества изъятых наркотиков, числа преступлений, связанных с наркотиками, количества больных наркоманией. В то же самое время следует учитывать, что динамика этих показателей может быть связана не только с экономическими причинами, но и с любыми другими, как политическими, так и организационными - изменением методики учета преступлений, повышением или снижением активности правоохранительных органов, либерализацией уголовного законодательства и т. д. К примеру, в 2002 г. в Российской Федерации наблюдалась тенденция значительного снижения числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (на 21,5%) по сравнению с предыдущим годом, но это ни в коем случае не говорит о том, что объемы оборота наркобизнеса начали падать. Очевидно, что проблема динамики незаконной деятельности в настоящее время не имеет однозначного решения.


На текущий момент незаконная деятельность не учитывается в составе ВВП ни в одной стране во многом по причинам, о которых говорилось выше. В то же время в ряде стран проводится оценка этой деятельности, но пока на дискретной основе: Италия - 1990 г., Нидерланды -1995 г., Великобритания - 1996 г., Австрия - 1997 г. До настоящего времени более или менее разработаны общие принципы подхода к оценке незаконной экономической деятельности, намечены основные направления ее исследования, а также определены методы оценки масштабов отдельных видов незаконной деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что включение в национальные счета оценок незаконной экономической деятельности создает достаточное количество проблем, не имеющих пока надежного решения, и их применение в сегодняшней практике национального счетоводства принесет больше минусов, чем плюсов. В то же самое время следует продолжать разработку методологии оценки отдельных видов незаконной экономической деятельности и проводить ее практическую апробацию, но использовать эти оценки в настоящий момент целесообразно только для научно-исследовательских и аналитических целей.

 

3.1.2 Влияние  инфляция на макроэкономические  переменные

 

Сложная в  методологическом отношении проблема, возникающая в контексте составления  основных счетов, обусловлена измерением влияния инфляции на макроэкономические переменные. Она имеет два аспекта.

Первый аспект связан с проведением расчетов ВВП  и других показателей национальных счетов в текущих ценах. Согласно концепциям СНС – 93 производство продукции  должно быть определено в ценах на момент производства товаров, а не на момент их реализации. В условиях высоких темпов инфляции указанное различие между ценами может быть весьма существенным. Применение этого принципа на практике делает необходимым проведение сложных расчетов по выявлению холдинговой прибыли, отражающей изменение стоимости активов в результате инфляции за время нахождения товаров в запасах. При достаточно высоких темпах инфляции величина холдинговой прибыли может быть значительной и ее нельзя игнорировать при исчислении ВВП и других показателей этой системы. Определение холдинговой прибыли требует проведения сложного экономического расчета и привлечения данных о товарной структуре запасов, индексов цен на отдельные товарные группы, разрабатываемые по месяцам, оценки средней продолжительности пребывания товаров в запасах. Не все страны СНГ ведут расчет таких данных и поэтому применяют упрощенные методы, не обеспечивающие требуемой точности. Вот почему совершенствование методов определения холдинговой прибыли остается важной задачей специалистов статистических служб стран СНГ, отвечающих за разработку СНС-93.

Другой аспект проблемы отражения влияния инфляции на экономические процессы затрагивает совершенствование системы индексов цен (дефляторов) для определения ВВП в постоянных ценах с целью исчисления темпов экономического роста. В СНС-93 г. предусмотрены специальные рекомендации по определению таких дефляторов, касающиеся выбора индексной формулы, отражения в индексах цен изменения в качестве товаров, трактовки появления новых товаров и замещения одних товаров другими. В этих рекомендациях особое внимание уделяется трактовке различий в ценах, регистрируемых в разных типах магазинов как в городской, так и сельской местности.

Информация о работе Система национальных счетов – инструмент наблюдения за рыночной экономикой