Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Международный туризм в современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка. Возникает необходимость проводить глубокое изучение механизмов функционирования туристской стратегии, деятельности туристских компаний, что обусловливает актуальность темы.
Цель и задача работы: изучить туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса…..5
Основные понятия и положения туристской отрасли РФ……………..5
Исследование конъюнктуры рынка туризма…………………………..13
2. Статистический анализ выездов граждан за границу…………………..25
2.1 Метод группировки……………………………………………………...25
2.2 Ряды динамики……………………………………………………..……26
3.Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………....30
4.Стимулирование развития туризма в России…………………………....34
Заключение……………….………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 131.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский  государственный технический университет»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

Социально-экономический  анализ развития отрасли отдыха и  туризма.

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ФКд-21

ЭМФ

Петрищева А.К.

Научный  руководитель:

                                                                                         Доцент, кандидат

                                                                                         Экономических наук

                                                                                         Старостина Т.Г.

 

 

Ульяновск

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Теоретические основы  функционирования туристического  бизнеса…..5

    1. Основные понятия и положения туристской отрасли РФ……………..5
    2. Исследование конъюнктуры рынка туризма…………………………..13

2. Статистический анализ выездов граждан за границу…………………..25

2.1 Метод группировки……………………………………………………...25

2.2 Ряды динамики……………………………………………………..……26

3.Проблемы  развития выездного и внутреннего  туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………....30

4.Стимулирование развития  туризма в России…………………………....34

Заключение……………….………………………………………………….36

Список  литературы………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые  темпы он признан экономическим  феноменом столетия.

 Во многих  странах туризм играет значительную  роль в формировании Валового  внутреннего продукта, активизация  внешнеторгового баланса, создании  дополнительных рабочих мест  и обеспечение занятости населения.

 Туризм оказывает  огромное влияние на такие  ключевые отрасли экономики, как  транспорт и связь, строительство,  сельское хозяйство, производство  товаров народного потребления  и другие, т.е. выступает своеобразным  стабилизатором социально-экономического  развития. В свою очередь, на  развитие туризма воздействуют  различные факторы: демографические,  природно-географические, социально-экономические,  исторические, религиозные и политико-правовые. Международный и национальный  туризм тесно взаимосвязаны и  взаимообусловлены, так как по  природе своей они однородны,  порождены одними и теми же  причинами, образуют спрос в  основном на одни и те же  товары и услуги; во многих  странах они имеют общую материально-техническую  базу и единую сферу приложения  труда. Для развития выездного  туризма в России существуют  объективные предпосылки: открытость  для массового туризма, большой  природный и культурный потенциал,  привлекательный, окончательно не  поделенный и очень перспективный  рынок. Экономическое значение  туризма обусловило во многих  странах организацию государственных  и правительственных учреждений. Политика государств в области  туризма сводится в основном  к развитию национального туризма  с целью сокращения пассивного  туризма и увеличения активного,  так как превышение расходов  над доходами в платёжном балансе  страны во многих случаях объясняется  большими масштабами пассивного  туризма.

Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости  населения, активизации регионального  развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия  туризма входит в число трех ведущих  отраслей мирового хозяйства, незначительно  уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Туризм выступает  как «невидимый» товар. Характерной  особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами  на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе  своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного  влияния. В наши дни он считается  экономическим и массовым социальным явлением.

Существуют разнообразные  методики, которые позволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство. Наилучшим образом это  способна сделать статистика. Статистика получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в  неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле статистика -  совокупность данных о  каком-либо явлении или процессе.

 Необходимость  статистического изучения туризма  обусловлена потребностью в получении  объективной и достоверной информации  о состоянии и развитии туристской  отрасли и оценки ее вклада  в общую величину валового  внутреннего продукта, а также  изучения оценки туристских потоков,  нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса  и соответствия потребительских  ожиданий предложениям на рынке  туристских услуг. 

 Необходимость  в статистических данных ощущают  не только национальные туристские  администрации, но и многочисленные  заинтересованные группы, такие как, например, отраслевые ассоциации, местные органы власти, научные круги и другие.

Международный туризм в  современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и  взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка. Возникает необходимость проводить  глубокое изучение механизмов функционирования туристской стратегии, деятельности туристских компаний, что обусловливает актуальность темы.

Цель и задача работы: изучить туризм как форму  экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса.

К предмету исследования в  курсовой работе относятся туристский рынок, сфера предоставления разнообразных туристских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы функционирования  туристического бизнеса

 

1.1 Основные  понятия и положения туристской отрасли РФ

 

Прежде всего, рассмотрим общее определение туризма. Туризм - временные выезды (путешествия) граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в стране (месте) временного пребывания.

Турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в период от 24 ч в до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки1.

Для того чтобы турист имел возможность использовать туристские ресурсы, должна быть развита туристская индустрия - совокупность гостиниц и  иных средств размещения, средств  транспорта, объектов общественного  питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую  и турагентскую деятельность, а также  организации, предоставляющих экскурсионные  услуги и услуги гидов-переводчиков.

Комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные  услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые  в зависимости от целей путешествия, называется туром.

В зависимости от целей  путешествия туры подразделяют на:

• оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением на курорте);

• познавательные (туры с  экскурсионной программой: посещение  музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);

• профессионально-деловые (туры с участием а работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок; с выступлениями с лекциями, концертами; с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы а месте временного пребывания);

• спортивные (туры для  занятия непрофессиональным спортом: пешеходным, конным, лыжным, горным, велосипедным, подводным плаванием и другими  водными видами спорта, рыбалкой, охотой и пр., а также с целью участия  и присутствия на спортивных соревнованиях);

• религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных  мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);

• туры с другими целями2.

Наряду с определением тура Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» вводит понятие «туристский продукт» - право на тур. предназначенное для реализации туристу. Продвижение тура осуществляют на основе, включающей:

• рекламу тура;

• участие в специализированных выставках, ярмарках;

• организацию (участие  в) ознакомительных (рекламных) туров (ах);

• издание каталогов, буклетов и др.

Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского  продукта, осуществляемая на основании  лицензии юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем (туроператором), называется туроператорской деятельностью, а деятельность по продвижению и  реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом) - турагентской деятельностью.

Согласно ГОСТ Р 50690-2000 отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:

• услуги по организации  проживания туристов:

• услуги по организации  питания туристов;

• услуги по организации  перевозок туристов различными вилами транспорта;

• услуги по организации  спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и  других мероприятий;

• услуги гидов-переводчиков.

В ГОСТе вводится такое  понятие как туристская услуга - результат деятельности организации  или индивидуального предпринимателя  по удовлетворению потребностей туриста  в организации и осуществлении  тура или его отдельных составляющих.

Туристские услуги, оказываемые  потребителям организациями или  индивидуальными предпринимателями, включают:

• услуги туроператора по организации внутреннего туризма;

• услуги туроператора по организации выездного туризма;

• услуги туроператора по организации въездного туризма;

• услуги турагента;

• отдельные услуги туроператора и турагента;

• услуги при самодеятельном туризме;

• экскурсионные услуги3.

Туристские услуги подлежат обязательной сертификации согласно действующему законодательству.

Безопасность и качество туристских услуг напрямую зависят  от взаимодействия как направляющей стороны - организации или индивидуального  предпринимателя, направляющих туристов в страну (место) их временного пребывания и действующие при этом на основании договоров, заключенных с туристом и принимающей стороной, так и принимающей стороны - организации или индивидуального предпринимателя, принимающих туристов, прибывших в страну (место) их временного пребывания, и действующих при этом на основании договоров, заключенных с туристом и/или направляющей стороной и организациями, предоставляющими услуга.

Реализацию тура осуществляют на основании договоров туроператора с турагентом. туроператора/турагента с туристом и туроператора с организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги.

Для туриста весьма важен  маршрут путешествия - путь следования, включающий перечень всех географических пунктов и мест, последовательно  посещаемых туристом во время путешествия, и программа путешествия -документ, содержащий исчерпывающую информацию о предоставляемых туристу услугах и времени их предоставления по маршруту путешествия.

Услуга по перевозке  туриста от места его прибытия в страну (место временного пребывания) до места размещения и обратно, а  также любой другой перевозке  в пределах страны (места временного пребывания), предусмотренной программой путешествия, называется трансфером, а  организация или индивидуальный предприниматель, предоставляющие  услуги по перевозке туристов различными видами транспорта, называется перевозчиком4.

Документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, называется туристской путевкой. В  ГОСТе дано несколько иное определение  туристской путевки как документа, подтверждающего факт оплаты тура, что, впрочем, не противоречит формулировке закона.

Основным документом, устанавливающим  право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающим факт их сказания, является туристский ваучер.

Письменный отказ туриста  или туроператора/турагента от исполнения обязательств по договору называется аннуляцией.

Туристское агентство - собирательное понятие. Под ним  подразумевается предпринимательская  структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере - купли продажи туристских услуг. Сама турфирма не производит туруслуги, она не располагает для этого необходимыми средствами производства, поэтому выполняет чисто посреднические функции, а именно по поручению потребителя закупает разные туруслуги у производителей. Туристское агентство занимает место посредника между потребителем и производителем туруслуг.

Информация о работе Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма