Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Международный туризм в современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка. Возникает необходимость проводить глубокое изучение механизмов функционирования туристской стратегии, деятельности туристских компаний, что обусловливает актуальность темы.
Цель и задача работы: изучить туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса…..5
Основные понятия и положения туристской отрасли РФ……………..5
Исследование конъюнктуры рынка туризма…………………………..13
2. Статистический анализ выездов граждан за границу…………………..25
2.1 Метод группировки……………………………………………………...25
2.2 Ряды динамики……………………………………………………..……26
3.Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………....30
4.Стимулирование развития туризма в России…………………………....34
Заключение……………….………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 131.32 Кб (Скачать файл)

 По мнению  большинства руководителей туристских  фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в  настоящее время наблюдается  тенденция постепенного роста  популярности внутреннего туризма.  При этом охотнее всего россияне  посещают по туристским путевкам  Санкт-Петербург (16,1% количества  обслуженных туристскими фирмами  внутренних туристов), Краснодарский  край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего  туризма характерны в основном  краткосрочные туры (1-14 дней) с целью  отдыха, оздоровления и т.д. (70,8% количества  обслуженных туристов). Отдают предпочтение  круизам на теплоходах и в  автобусах 12%, выезжают на лечение  в республиканские курорты и  здравницы 6%. Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6% и 23,1% туристов соответственно).

 Обобщив и  подытожив все проблемы с которым сталкивается туристский рынок Российской Федерации, можно выделить следующие 8 основных проблем:

 Низкий профессионализм  (выражается в недостатке практических  навыков, а, порой, и теоретических  знаний, что является причиной  низкого уровня подготовленности  менеджеров туристических компаний).

 Низкое качество  российского продукта (является  следствием отсутствия гостеприимства  и культуры обслуживания туристов  на российских курортах, что не  позволяет продавать отечественный  туристический продукт).

 Недобросовестность  иностранных партнеров (некорректное  отношение иностранных партнеров  к российским туроператорам).

 Отсутствие  информации о ситуации в отдельных  регионах России (отсутствие современных  межрегиональных связей, отсутствие  полной и объективной информации  об особенностях потребностей  в различных регионах России, а также об особенностях спроса, в зависимости от региональных  групп).

 Недостаточный  уровень культуры корпоративных  отношений (недостаточно хорошо  развит уровень бизнес-коммуникаций среди различных туристических фирм для решения общих рыночных проблем).

 Необъективность  средств массовой информации (необъективная  и недостоверная информация о  ряде туристических компаний (информационная  война компаний)).

 Отсутствие  четкого позиционирования туристических  фирм (частая смена деятельности  туроператоров с одного комплекса  клиентских сегментов на другой, отсутствие четкой позиции предложений  на рынке).

 Недостаточная  проработанность нормативной и  законодательной базы (непроработанность законодательной базы, контролирующей бизнес - взаимоотношения на рынке туруслуг).

 В настоящее  время развитие внутреннего туризма  находится в зачаточном состоянии  по многим причинам. Во-первых, туристским  фирмам нерентабельно показывать  Россию россиянам (фирмы работают  преимущественно с прибыльными  зарубежными турами). Во-вторых, уровень  цен на средства размещения  достаточно высок при их низкой  комфортабельности. В-третьих, население  России недостаточно информировано  о рекреационных возможностях  регионов страны. В-четвертых, у  туристских фирм возникают проблемы  при работе с организациями  санаторно-курортного комплекса  и т.д.

 И в завершение, развитие внутреннего туризма,  как и въездного, невозможно  без инвестирования материально-технической  базы туризма и прежде всего  средств приема и размещения туристов, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Стимулирование развития туризма в России

 

 Развитие  туризма в России сдерживается  рядом проблем, которые требуют  первоначального решения и без  воплощения в жизнь которых не возможно дальнейшее формирование туризма в нашем государстве:

 В российских  регионах наблюдается острый  недостаток качественной гостиничной  инфраструктуры и развлекательной  инфраструктуры, поэтому необходимо  увеличить количество объектов  размещения, развлечения и питания,  построенных по европейским стандартам  со строгой системой классификации.

 Для большинства  регионов существует проблема, связанная  с транспортной доступностью  туристических центров, что означает  необходимость развития транспортной  инфраструктуры (авиасообщения, железнодорожного  транспорта и т.п.).

 Довольно низкий уровень бюджетных расходов на туристическую отрасль ограничивает продвижение как и возможностей России в целом, так и ее регионов по отдельности на мировом рынке; правительству необходимо увеличить уровень бюджетных расходов на туризм в целом по стране, а не концентрироваться на отдельных регионах, а также передать функцию создания имиджа того или иного региона органам местного самоуправления.

 Не создано  эффективное законодательство для  привлечения частных инвестиций  в отрасль; государству необходимо  мотивировать частных инвесторов  на создание крупных вложения  в развитие туристической инфраструктуры, рекламы России на международном  рынке, продвижению российских  туроператоров за рубежом.

 Наблюдается  довольно высокий дефицит квалифицированного  персонала, который способен предложить  качественное обслуживание туриста;  решение данного вопроса начинается  не только с контроля образования  в российских ВУЗах, но и  туристических компаниях различных  категорий, которым необходимо  проводить разнообразные тренинги  и семинары по повышению квалификации  работников.

 Для достижения  поставленных целей и задач  разрабатываются программные мероприятия,  их ресурсное обеспечение, определяются  показатели экономической и социальной  эффективности.

 Многие регионы  ведут достаточно активную работу  по регулированию и поддержке  внутреннего и въездного туризма.  Региональные программы развития туризма разработаны в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новосибирской, Нижегородской, Костромской, Курской, Астраханской областях, республиках Саха, Якутия, Адыгея, Тыва. В Москве наряду с Программой имеется также Концепция развития туризма на перспективу. Аналогичные концепции есть в республиках Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Марий Эл, в Томской, Кемеровской, Ивановской, Калужской, Челябинской, Курганской областях и других регионах.

 Усиление  внимания государства к важнейшим  направлениям повышения конкурентоспособности  российской сферы туризма, в  частности созданию современной  туристской индустрии, формированию  и продвижению отечественного  туристского продукта на мировом  рынке, повышения привлекательности  отдельных видов въездного туризма,  проявляется в поддержке создания  туристско-рекреационных особых  экономических зон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На рубеже тысячелетий  туризм превратился в глубокое социально-экономическое  и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.

В сфере туризма тесно  переплетены интересы культуры и  транспорта, безопасности и международных  отношений, экологии и занятости  населения, гостиничного бизнеса и  санаторно-курортного комплекса. Эта  отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов  Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в  частности.

Россия пока не может  похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в  стране идет быстрыми темпами. Отечественная  туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать  черты динамичной, эффективной и  цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму  со стороны региональных властей  и Правительства. Все большее  число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма  на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства  в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством  гостиничных мест, дефицитом квалифицированных  кадров. По самым оптимистическим  подсчетам в российской индустрии  туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий  уровень преступности в стране привели  к тому, что в настоящее время  на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику  страны и ее крупных городов. Таким  образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих  условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

 

Список литературы

 

  1. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.
  2. Бланк И.А. Курортно-туристский комплекс как объект управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – с. 28
  3. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – с. 14
  4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.
  5. Дехтярь Г. Лицензирование и сертификация в туризме.– М., 2007. – с. 35
  6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. , «Общая теория статистики» - Москва: Финансы и статистика, 2007.
  7. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  8. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.
  9. Тайгибова Т. Т. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России . (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.  — М.: РИОР, 2011. — С. 218-223.
  10. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/
  11. Федорцов В. Г. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. – М: ИКЦ «МарТ», 2007. – с. 42
  12. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.-416с.
  13. http://www.npark.ru/stati-o-turizme.html

1 Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008. – с. 14

2 Бланк И.А. Курортно-туристский комплекс как объект управления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – с. 28

3 Дехтярь Г. Лицензирование и сертификация в туризме.– М., 2007. – с. 35

4 Федорцов В. Г. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. – М: ИКЦ «МарТ», 2007. – с. 42

5 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

6 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

7 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

8 Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/

 


Информация о работе Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма