Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа
Международный туризм в современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка. Возникает необходимость проводить глубокое изучение механизмов функционирования туристской стратегии, деятельности туристских компаний, что обусловливает актуальность темы.
Цель и задача работы: изучить туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса.
Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса…..5
Основные понятия и положения туристской отрасли РФ……………..5
Исследование конъюнктуры рынка туризма…………………………..13
2. Статистический анализ выездов граждан за границу…………………..25
2.1 Метод группировки……………………………………………………...25
2.2 Ряды динамики……………………………………………………..……26
3.Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………....30
4.Стимулирование развития туризма в России…………………………....34
Заключение……………….………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………
Данные таблицы показывают, что лидерами 2011г. являются Китай, Финляндия, Турция, Египет. Наибольшее число поездок приходится на туризм. В служебных целях лидирует Китай, в туризме лидеры Китай, Финляндия, Турция, Египет, по частным поездкам выделяется Финляндия и страны Балтийского региона.
Проведем ранжирование исходных данных по группировочному признаку
Рассчитаем необходимый размер интервала:
где h - величина интервала,
xmax – максимальное значение группировочного признака,
xmin – минимальное значение группировочного признака,
n – количество групп.
%
Используя данные, рассчитаем средние значения признаков по группам.
Группировочная таблица
Группы стран по посещаемости российских граждан, тыс |
Страна |
Количество выездов |
139-1150 |
Болгария |
254 |
Германия |
960 | |
Греция |
419 | |
Испания |
452 | |
Италия |
547 | |
Кипр |
208 | |
Латвия |
209 | |
Литва |
741 | |
ОАЭ |
290 | |
Польша |
399 | |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
230 | |
США |
171 | |
Таиланд |
301 | |
Франция |
373 | |
Чешская Республика |
304 | |
Швейцария |
173 | |
Япония |
139 | |
итого |
17 |
|
1150-2161 |
Египет |
1610 |
Эстония |
1495 | |
итого |
2 |
|
2161-3172 |
Китай |
3167 |
Турция |
2718 | |
Финляндия |
3172 | |
итого |
3 |
|
всего |
22 |
20464 |
По сгруппированным данным делаем вывод о том, что преобладают страны с количеством посещения от 139 до 1150 тысяч человек.
Основные показатели туристских фирм представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Основные показатели деятельности туристических фирм8
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
Число туристских фирм (на конец года) - всего |
4010 |
5079 |
5842 |
6639 |
6477 | ||
в том числе занимались: |
|||||||
туроператорской деятельностью |
938 |
970 |
1007 |
1008 |
1009 | ||
турагентской деятельностью |
2558 |
3523 |
4060 |
4761 |
4787 | ||
только продвижением туров (путевок) |
189 |
149 |
174 |
183 |
190 | ||
иной туристской деятельностью |
325 |
271 |
350 |
377 |
390 | ||
только экскурсионной деятельностью |
- |
166 |
251 |
310 |
308 | ||
Средняя численность работников (включая
внешних совместителей и |
33 |
35 |
41 |
44 |
46 | ||
Число реализованных населению |
2034 |
4326 |
4641 |
5819 |
5305 | ||
из них гражданам России: |
|||||||
по территории России |
739 |
1378 |
1460 |
1659 |
1730 | ||
по зарубежным странам |
1140 |
2748 |
3027 |
4057 |
4183 | ||
Стоимость реализованных |
29846 |
26301 |
78749 |
124133 |
127811 | ||
из них гражданам России: |
|||||||
по территории России |
7030 |
8757 |
15761 |
26761 |
27736 | ||
по зарубежным странам |
18843 |
52727 |
66578 |
96307 |
98940 |
Данные таблицы показывают,
что число туристских компаний в
2008г. уменьшилось, что в большей
степени связано с
Кризис значительно затронул туристический бизнес.
Согласно мировой статистике, представленной ежегодником «World Tourism Barometer», в 2009 году въездной турпоток потерял 4 процента, которые, впрочем, ему предстоит отыграть на уровне 3-4% в 2010 году. По мнению издания, возобновление роста в секторе, пришедшееся на последний квартал 2009 года, связано с активностью Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного рынков, которые в первую очередь обеспечили достижение показателей, превысивших прогнозы аналитиков.
Это не помешало Генеральному секретарю UNWTO Талебу Рифаи (Taleb Rifai), выступая на одной из пресс-конференций, оценить 2009 год как «один из самых трудных периодов для туристической индустрии в долгосрочной ретроспективе». По его словам, прошедший год, судя по всему, оказался одним из самых напряженных за последние два десятилетия, обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-го сентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минус мировой экономики.
В 2010 году мировая туристическая отрасль встала крепко на ноги, оставив позади один из самых трудных годов, отмеченный экономическим кризисом и пандемией свиного гриппа. Такой прогноз сделала Всемирная организация туризма ООН (UNWTO).
В кратко- и среднесрочной
перспективе рынок туризма
общемировой тенденцией, в соответствии с которой потребители отдают всё большее предпочтение таким ценностям, как здоровье, отдых, комфорт, развлечение;
растущим благосостоянием россиян и существенным изменением структуры их потребления (по мере удовлетворения первичных потребностей расходы на туризм растут с существенным опережением роста доходов населения).
Прогнозируется, что в ближайшие 10 лет ёмкость рынка туризма в физическом выражении будет расти темпом 10-15%.
По состоянию на 2009 г., в России выдано около 6477 лицензий на операторскую и агентскую деятельность. Соотношение операторов и агентов по официальным данным составляет 15:85.
Распределение туристических фирм по территории России далеко неравномерно. Безусловно, с большим отрывом лидирует Москва, за ней идет Санкт-Петербург. Только в 20 регионах количество фирм превышает 50 (например, в Новосибирске действует 140 фирм, в Казани – 190). В Москве же работает около 7 тыс. фирм, из которых около 60% находятся в центре города.
Несколько лет назад
доля Москвы в общем объеме потребления
туристических услуг составляла
85%, что соответствовало
Как правило, средняя стоимость туристической путевки из региона ниже, чем из столицы. В регионах более популярны безвизовые направления, поскольку большинство посольств и консульств находится в Москве, а провинциалу весьма хлопотно оформлять визу в столице, даже при посредничестве туристической фирмы.
Российский рынок
Лидеры географических
направлений. Примерно 20 операторов специализировались
на одном или двух из самых массовых
и доходных направлений (Турция, Египет,
Испания, Италия и т.д.) с числом туристов
более 50 тыс. в год. Их стратегия заключалась
в завоевании лидерства по «своему»
направлению и постепенным
Диверсифицированные многофункционалы. Эти операторы строят свою деятельность на модели «всё и всеми способами». Они, как правило, занимаются, всеми сегментами туристического рынка: въездной, выездной и внутренний туризм, все направления и страны. Продажи производятся как собственной сетью, так и агентства-ми-партнерами. Они занимаются реализацией авиабилетов, содержат собственный автобусный парк и т.д. Такие операторы полагают, что могут удовлетворить абсолютно любой запрос любого клиента. Наиболее яркими представителями это группы являются «Интурист», Инна Тур, Нева.
Исчезающие мелкие и средние столичные операторы. Они копируют методы работы операторов первой или второй группы, но гораздо менее успешно из технологических и финансовых ограничений. Эффективность деятельности всё сильнее зависит от её масштаба, поэтому они постепенно теряют долю рынка.
Крепкие регионалы. Их существованию способствует удаленность столичных операторов, а также заметные преимущества в организации отдыха из конкретного региона (без транзита через Москву). В условиях неразвитого и слабо структурированного рынка в национальном масштабе они имеют возможности для прибыльной деятельности.
Продолжится и даже ускорится концентрация. За последние три года её уровень сильно возрос: среднегодовые темпы прироста доходов двадцати крупнейших операторов составили 46%, десяти крупнейших операторов – 37%, т.е. существенно выше прироста рынка в целом. Скорее всего, через несколько лет на рынке останется 10-20 мощных операторов, работающих на массовых направлениях.
Крупные операторы расширят предложение географических направлений, несмотря на большие затраты и риски. Так, Tez Тур, выходя на испанское направление, потерял в первый год около US$ 1 млн., а Туральянс на австрийском и тунисском направлениях – сотни тысяч долларов. Примерами успеха являются 13-процентная доля Tez Тур на испанском и 14-процентная доля Библио-Глобус на тунисском направлениях на второй год после выхода. При этом рост доли новых игроков происходит не за счет крупных операторов, а в результате вытеснения мелких фирм. Например, доля четырех крупнейших операторов испанского направления за 2 года выросла с 75 до 82%, несмотря на то, что Tez Тур отвоевал себе 13%.
Крупнейшие операторы
будут создавать собственную
инфраструктуру туризма и тем
самым увеличивать
На агентском рынке также наблюдаются тенденции консолидации.
В настоящий момент сформировалось несколько мощных общероссийских сетей туристических агентств. Существуют еще ряд региональных и московских сетей, но их вес и потенциал не значительны.
Основным товаром-заменителем туристической отрасли на рынке потенциальных потребителей услуг является игральный бизнес. Все, что связано с игральным бизнесом тревожит общественность. Хотя игральный бизнес является легальным и достаточно прибыльным для местных бюджетов, тем не менее, все понимают, что наибольший вред он наносит семейным бюджетам и негативно действует на подрастающее поколение. Альтернативой является туристическая отрасль, которая через возможность узнать об истории нашего края и страны, традиции и вероисповедания других народов, способствует пониманию, как окружающей действительности, так и других культур и миров, которые являются важным фактором развития самого человека и налаживания связей.
Информация о работе Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма