Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Международный туризм в современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка. Возникает необходимость проводить глубокое изучение механизмов функционирования туристской стратегии, деятельности туристских компаний, что обусловливает актуальность темы.
Цель и задача работы: изучить туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса…..5
Основные понятия и положения туристской отрасли РФ……………..5
Исследование конъюнктуры рынка туризма…………………………..13
2. Статистический анализ выездов граждан за границу…………………..25
2.1 Метод группировки……………………………………………………...25
2.2 Ряды динамики……………………………………………………..……26
3.Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………....30
4.Стимулирование развития туризма в России…………………………....34
Заключение……………….………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 131.32 Кб (Скачать файл)

Данные таблицы показывают, что лидерами 2011г. являются Китай, Финляндия, Турция, Египет. Наибольшее число поездок приходится на туризм. В служебных целях лидирует Китай, в туризме лидеры Китай, Финляндия, Турция, Египет, по частным поездкам выделяется Финляндия и страны Балтийского региона.

Проведем ранжирование исходных данных по группировочному признаку

Рассчитаем необходимый  размер интервала:

                                              

где h - величина интервала,

xmax – максимальное значение группировочного признака,

xmin – минимальное значение группировочного признака,

n – количество групп.

%

Используя данные, рассчитаем средние значения признаков по группам.

Группировочная таблица

Группы стран по посещаемости российских граждан,  тыс

Страна

Количество выездов

139-1150

Болгария

254

 

Германия

960

 

Греция

419

 

Испания

452

 

Италия

547

 

Кипр

208

 

Латвия

209

 

Литва

741

 

ОАЭ

290

 

Польша

399

 

Соединенное Королевство (Великобритания)

230

 

США

171

 

Таиланд

301

 

Франция

373

 

         Чешская            Республика

304

 

Швейцария

173

 

Япония

139

итого

17

 

1150-2161

Египет

1610

 

Эстония

1495

итого

2

 

2161-3172

Китай

3167

 

Турция

2718

 

Финляндия

3172

итого

3

 

всего

22

20464


 

По сгруппированным данным делаем вывод о том, что преобладают  страны с количеством посещения от 139 до 1150 тысяч человек.

 

Основные показатели туристских фирм представлены в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4

Основные показатели деятельности туристических фирм8

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Число туристских фирм (на конец года) - всего

4010

5079

5842

6639

6477

в том числе занимались:

         

туроператорской деятельностью

938

970

1007

1008

1009

турагентской деятельностью

2558

3523

4060

4761

4787

только продвижением туров (путевок)

189

149

174

183

190

иной туристской деятельностью

325

271

350

377

390

только экскурсионной деятельностью

-

166

251

310

308

Средняя численность работников (включая  внешних совместителей и работников несписочного состава), тыс. человек

33

35

41

44

46

Число реализованных населению туристских путевок - всего, тыс.

2034

4326

4641

5819

5305

из них гражданам России:

         

по территории России

739

1378

1460

1659

1730

по зарубежным странам

1140

2748

3027

4057

4183

Стоимость реализованных  
населению туристских путевок - всего, млн. руб.

29846

26301

78749

124133

127811

из них гражданам России:

         

по территории России

7030

8757

15761

26761

27736

по зарубежным странам

18843

52727

66578

96307

98940


 

Данные таблицы показывают, что число туристских компаний в 2008г. уменьшилось, что в большей  степени связано с государственным  регулированием рынка. Снижение количества проданных путевок определяется кризисными явлениями 2008г.

Кризис значительно затронул туристический бизнес.

Согласно мировой статистике, представленной ежегодником «World Tourism Barometer», в 2009 году въездной турпоток потерял 4 процента, которые, впрочем, ему предстоит отыграть на уровне 3-4% в 2010 году. По мнению издания, возобновление роста в секторе, пришедшееся на последний квартал 2009 года, связано с активностью Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного рынков, которые в первую очередь обеспечили достижение показателей, превысивших прогнозы аналитиков.

Это не помешало Генеральному секретарю UNWTO Талебу Рифаи (Taleb Rifai), выступая на одной из пресс-конференций, оценить 2009 год как «один из самых трудных периодов для туристической индустрии в долгосрочной ретроспективе». По его словам, прошедший год, судя по всему, оказался одним из самых напряженных за последние два десятилетия, обойдя по тяжести большинство лет, ознаменованных событиями вроде 11-го сентября и им подобными катастрофами, а также периодическими уходами в минус мировой экономики.

В 2010 году мировая туристическая  отрасль встала крепко на ноги, оставив позади один из самых трудных годов, отмеченный экономическим кризисом и пандемией свиного гриппа. Такой прогноз сделала Всемирная организация туризма ООН (UNWTO).

В кратко- и среднесрочной  перспективе рынок туризма значительный рост, обусловленный:

общемировой тенденцией, в  соответствии с которой потребители  отдают всё большее предпочтение таким ценностям, как здоровье, отдых, комфорт, развлечение;

растущим благосостоянием  россиян и существенным изменением структуры их потребления (по мере удовлетворения первичных потребностей расходы  на туризм растут с существенным опережением  роста доходов населения).

Прогнозируется, что в  ближайшие 10 лет ёмкость рынка туризма в физическом выражении будет расти темпом 10-15%.

По состоянию на 2009 г., в России выдано около 6477 лицензий на операторскую и агентскую деятельность. Соотношение операторов и агентов по официальным данным составляет 15:85.

Распределение туристических  фирм по территории России далеко неравномерно. Безусловно, с большим отрывом  лидирует Москва, за ней идет Санкт-Петербург. Только в 20 регионах количество фирм превышает 50 (например, в Новосибирске действует 140 фирм, в Казани – 190). В Москве же работает около 7 тыс. фирм, из которых  около 60% находятся в центре города.

Несколько лет назад  доля Москвы в общем объеме потребления  туристических услуг составляла 85%, что соответствовало существенно  более высокому благосостоянию москвичей  в сравнении с жителями регионов. К настоящему времени этот показатель снизился до 50%. Прогнозируется, что  доля регионов будет и далее расти, а через 5-10 лет может достичь 60%. При этом основная часть регионального  спроса на туристические услуги будет  сконцентрирована в крупных экономических  центрах.

Как правило, средняя стоимость  туристической путевки из региона  ниже, чем из столицы. В регионах более популярны безвизовые направления, поскольку большинство посольств и консульств находится в Москве, а провинциалу весьма хлопотно оформлять визу в столице, даже при посредничестве туристической фирмы.

Российский рынок туроператоров  продолжает оставаться фрагментарным, т.е. его отличает немалое количество сравнительно небольших игроков. Их можно сгруппировать следующим  образом.

Лидеры географических направлений. Примерно 20 операторов специализировались на одном или двух из самых массовых и доходных направлений (Турция, Египет, Испания, Италия и т.д.) с числом туристов более 50 тыс. в год. Их стратегия заключалась  в завоевании лидерства по «своему» направлению и постепенным расширением  числа направлений. Характерные  особенности реализации этой стратегии  заключаются в организации продаж исключительно или преимущественно  через партнерские агентства, расширении сети продаж в Москве и регионах, выкупе и организации чартерных  программ. Эта группа операторов представлена только столичными фирмами. Наиболее яркими их представителями являются Tez Тур, Натали Турс, Капитал Тур, Пак групп.

Диверсифицированные многофункционалы. Эти операторы строят свою деятельность на модели «всё и всеми способами». Они, как правило, занимаются, всеми сегментами туристического рынка: въездной, выездной и внутренний туризм, все направления и страны. Продажи производятся как собственной сетью, так и агентства-ми-партнерами. Они занимаются реализацией авиабилетов, содержат собственный автобусный парк и т.д. Такие операторы полагают, что могут удовлетворить абсолютно любой запрос любого клиента. Наиболее яркими представителями это группы являются «Интурист», Инна Тур, Нева.

Исчезающие мелкие и  средние столичные операторы. Они  копируют методы работы операторов первой или второй группы, но гораздо менее  успешно из технологических и  финансовых ограничений. Эффективность  деятельности всё сильнее зависит  от её масштаба, поэтому они постепенно теряют долю рынка.

Крепкие регионалы. Их существованию  способствует удаленность столичных  операторов, а также заметные преимущества в организации отдыха из конкретного  региона (без транзита через Москву). В условиях неразвитого и слабо  структурированного рынка в национальном масштабе они имеют возможности  для прибыльной деятельности.

Продолжится и даже ускорится  концентрация. За последние три года её уровень сильно возрос: среднегодовые  темпы прироста доходов двадцати крупнейших операторов составили 46%, десяти крупнейших операторов – 37%, т.е. существенно  выше прироста рынка в целом. Скорее всего, через несколько лет на рынке останется 10-20 мощных операторов, работающих на массовых направлениях.

Крупные операторы расширят предложение географических направлений, несмотря на большие затраты и  риски. Так, Tez Тур, выходя на испанское направление, потерял в первый год около US$ 1 млн., а Туральянс на австрийском и тунисском направлениях – сотни тысяч долларов. Примерами успеха являются 13-процентная доля Tez Тур на испанском и 14-процентная доля Библио-Глобус на тунисском направлениях на второй год после выхода. При этом рост доли новых игроков происходит не за счет крупных операторов, а в результате вытеснения мелких фирм. Например, доля четырех крупнейших операторов испанского направления за 2 года выросла с 75 до 82%, несмотря на то, что Tez Тур отвоевал себе 13%.

Крупнейшие операторы  будут создавать собственную  инфраструктуру туризма и тем  самым увеличивать капитализацию  своего бизнеса. Tez Тур уже имеет несколько отелей в Турции. Пегас Туристик получил в управление на пять лет несколько египетских отелей, вт.ч. и Royal Rojana 5* (400 номеров) в Шарм-эль-Шейхе.

На агентском рынке  также наблюдаются тенденции  консолидации.

В настоящий момент сформировалось несколько мощных общероссийских сетей  туристических агентств. Существуют еще ряд региональных и московских сетей, но их вес и потенциал не значительны.

Основным товаром-заменителем  туристической отрасли на рынке  потенциальных потребителей услуг  является игральный бизнес. Все, что  связано с игральным бизнесом тревожит общественность. Хотя игральный  бизнес является легальным и достаточно прибыльным для местных бюджетов, тем не менее, все понимают, что  наибольший вред он наносит семейным бюджетам и негативно действует  на подрастающее поколение. Альтернативой  является туристическая отрасль, которая  через возможность узнать об истории  нашего края и страны, традиции и  вероисповедания других народов, способствует пониманию, как окружающей действительности, так и других культур и миров, которые являются важным фактором развития самого человека и налаживания связей.

Информация о работе Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма