Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Международный туризм в современных условиях играет значительную роль во взаимодействии экономик и взаимообогащении культур. По мере того, как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, туристские фирмы начали охватывать широкий диапазон проблем производства туристских услуг, их размещение и позиционирование, сегментирование туристского рынка. Возникает необходимость проводить глубокое изучение механизмов функционирования туристской стратегии, деятельности туристских компаний, что обусловливает актуальность темы.
Цель и задача работы: изучить туризм как форму экономических отношений, определить степень проблем и перспектив, а так же изучить и проанализировать развитие и уровень туристического бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы функционирования туристического бизнеса…..5
Основные понятия и положения туристской отрасли РФ……………..5
Исследование конъюнктуры рынка туризма…………………………..13
2. Статистический анализ выездов граждан за границу…………………..25
2.1 Метод группировки……………………………………………………...25
2.2 Ряды динамики……………………………………………………..……26
3.Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации…………………………………………………………………....30
4.Стимулирование развития туризма в России…………………………....34
Заключение……………….………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 131.32 Кб (Скачать файл)

Отраслевой анализ на основе аналитических материалов проведем по следующей схеме.

  1. Основные экономические характеристики отрасли туризма: каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль (табл. 1.5).

 

Таблица 1.5

Основные экономические  характеристики туристической отрасли

Характеристика

Стратегическая важность

Вывод

Размеры рынка

Активное развитие рынка обусловливается  различными факторами

Большой рынок привлекателен для  конкурентов

Темпы роста рынка

Годовой прирост до 20%

Высокие темпы роста отрасли привлекательны для конкурентов

Прибыльность отрасли

По оценке представителя известной  компании, прибыль, составляет около 10%

Среднеприбыльная отрасль - привлекательна для конкурентов

Препятствия для выхода на рынок или  ухода с рынка

Инвестиции в создание нового предприятия  средние

Низкие барьеры создают угрозу появления новых конкурентов

Цена—наиболее важный фактор для покупателей

Пока у нас нет многочисленного  среднего класса, имеет смысл оказывать  услуги, рассчитанные на различные  слои потребителей

Ситуация благоприятна для роста  конкуренции

Стандартные товары

Стандартный товар

Потребитель может переключиться  на другую компанию

Быстрые технологические изменения

Область невысоких технологических  изменений

Снижение риска инвестиций из-за морального старения

Требования к размерам необходимых  капиталовложений

Открытие небольшой турфирмы требует  инвестиций от 100 до 800млн. Руб.

Средний размер инвестиций

Вертикальная интеграция

Наличие крупных зарубежных и российских компаний на российском рынке

Повышает барьеры выхода на рынок

Экономия на масштабах производства

Наличие на рынке крупных и мелких компаний

Приводит к увеличению объема инвестиций и их риска

Быстрое обновление ассортимента продукции

Консервативность ассортимента

Увеличивает жизненный цикл

Снижает долю рынка


туризм фирма конкурентный

Выполненный анализ экономических  характеристик отрасли выявил наличие  большинства привлекательных факторов для выхода нового предприятия на рынок. Для существующих на рынке  предприятий имеется значительная угроза потери доли рынка в связи  с возможностью усиления конкуренции.

  1. Движущие силы: что вызывает изменение в структуре конкурентных сил отрасли, и какое влияние эти факторы окажут в будущем.

Выполненный аналитический  обзор позволяет заключить, что  основными движущими силами отрасли  выступают:

  • Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни (повышение качества жизни, стремление к здоровому образу жизни).
  • Переход потребительских предпочтений от стандартных товаров к дифференцированным.
  • Выход на рынок крупных фирм (усиление конкуренции).
  1. Общая привлекательность отрасли: насколько привлекательна отрасль с точки зрения перспектив получения прибыли выше средней.

Выполненный анализ внешней  среды показал, что туристическая  отрасль достаточно привлекательна для развития бизнеса по следующим  причинам:

        • Средняя конкуренция в отрасли;
        • Средние входные барьеры и объем инвестиций для среднего бизнеса;
        • Наличие спроса на продукцию;
        • Стадия роста жизненного цикла, как отрасли, так и продукции.

Факторы, снижающие привлекательность  отрасли:

  • Угроза усиления конкуренции со стороны крупных компаний, выходящих на рынок;
  • Зависимость от поставщиков ресурсов (природно-климатические факторы);
  • Необходимость дополнительных усилий по формированию спроса на туристический бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Статистический анализ выездов граждан за границу.

 

    1. Метод группировки

 

Статистическая группировка  – это процессом образования  однородных групп на основе расчленения  статистической совокупности по существенным для них признакам.

      В качестве  данных для расчетов были взяты  значения среднего числа выездов граждан за границу РФ. Исходные данные представлены в таблице 1.2.

 

Число выездов российских граждан  за границу

 

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Всего

8396

9819

11645

13147

14838

15666

18690

20464


 

        При  расчёте методом группировок  оптимальнее будет образовывать группы с неравными интервалами. Для определения величины интервала и границ групп необходимо построить график.

Рис.1.2

 

 

 

2.2 Ряды динамики

    

  Ряд динамики представляет  собой ряд расположенных в  хронологической последовательности  числовых значений статистического  показателя, характеризующих изменение  общественных явлений во времени.  Исходные данные подобраны за  8 лет с 2004 года по 2011. Для определения динамики составим таблицу 4.

       Для  вычисления абсолютного прироста ()    используем следующие формулы:

 

 

 

где  - уровень сравнимого периода

где  - уровень предшествующего периода

где  - уровень базисного периода.

Таблица 1.6

Показатели динамики

Года

Кол-во выезжающих

Абсолютный прирост

Темп роста %

Темп прироста %

Абсолютное значение 1 % прироста А %

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

2004

8396

-

-

-

-

-

-

-

2005

9816

1420

1420

116,9

116,9

16,9

16,9

83,96

2006

11645

1829

3249

118,6

138,7

18,6

38,7

98,16

2007

13147

1502

4751

112,9

156,6

12,9

56,6

11,645

2008

14838

1691

6442

112,9

176,7

12,9

76,7

13,147

2009

15666

828

7270

105,6

186,6

5,6

86,6

14,838

2010

18690

3024

10294

119,3

222,6

19,3

122,6

15,666

2011

20464

1774

12068

109,5

243,7

9,5

143,7

18,69


 

Абсолютное значение 1%  прироста (А%):

 

 

 

По таблице вычислим:

 

    1. Среднемесячный абсолютный прирост:

 

 

 

       Или

 

 

 

Где n – число абсолютных приростов в изучаемом периоде,

      m – число уровней ряда динамики в изучаемом периоде

 

 

 

 

 

    1. Среднемесячный темп роста (Тр.)

 

,

Где n- число коэффициента роста

 

 

 

    1. Темп прироста:

 

 

 

 

    1. Рассчитаем уравнение  тренда ряда динамики.

 

Год

Кол-во выезж-х

t

t2

yt

2004

8396

-5

25

-41980

5050

2005

9816

-3

9

-29448

8651,2

2006

11645

-1

1

-11645

12272,4

2007

13147

0

0

0

14083

2008

14838

1

1

14838

15893,6

2009

15666

3

9

46998

19514,8

2010

18690

5

25

93450

23136

2011

20464

7

49

143248

26757,2


 

Для выравнивания ряда динамики по прямой следует получить уравнение:

 

=a0+a1t.

 

 

 

 

 

 

Для наибольшей наглядности  полученных данных начертим график.

Рис 1.3 график уравнения тренда ряда динамики

Ряд выровненных значений характеризует тенденцию стабильного увеличения выездов граждан за границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в Российской Федерации

 

 Анализируя  положение в Российской Федерации,  можно обозначить, что для нее,  как и для большого количества  стран Европы, характерны постепенное  старение общества, увеличение количества  городского населения в сравнении  с сельским населением, довольно  высокий уровень образованности, большое количество праздничных  и выходных дней, возрастающий  интерес россиян к людям в  других странах и городах. Все  перечисленные факторы закладывают  хорошие основы для туризма.  Однако, наряду с этим, определенным "тормозящим" фактором для развития  въездного и внутреннего туризма  является довольно низкий уровень  жизни основного количества граждан  страны. Если в ближайшие годы  станет возможным переломить  эту негативную тенденцию и  стимулировать рост доходов, то  российский туризм ожидает дальнейший  подъем.

 Большое влияние  на формирование въездных туристопотоков имеют длительные экономически, культурные, а также исторические связи со странами. Преобладающий объем потока туристов приходиться на страны СНГ. Последние года, однако, отмечается увеличивающийся туристопоток из Турции, Китая, Израиля.

 В 2008 г.  Россию посетили 2100601 иностранцев  с туристическими целями. Из них  услугами российских туристских  фирм воспользовались лишь 8,9%. Это  свидетельствует о том, что  отечественные фирмы пока не  заняли должного места в международном  туристском бизнесе и уступают  инициативу в организации въездного  туризма зарубежным конкурентам.  В настоящее время в России  наметилась возрастающая тенденция  проникновения иностранных туристских  фирм на внутренний рынок туристских  услуг. И, как правило, иностранные  туроператоры осуществляют самостоятельное  обслуживание своих туристов  в России, не привлекая для  приема местных туроператоров.

 Для большинства  иностранных туристов (72,9%), воспользовавшихся  услугами туристских фирм, основной  целью поездки в Россию является  отдых; большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8%).

 Зимние месяцы  года у иностранцев, посещающих  Россию с целью отдыха, являются  в основном мертвым сезоном  (на них приходится лишь 2,7-3,4% обслуженных  туристов). Увеличение оттока иностранных  туристов начинается с марта  (4,6%) и достигает своего пика  в августе (18,5%), после чего начинает  снижаться (с 11,3% в сентябре  до 5,3% в ноябре).

 Дальнейшее  развитие въездного и внутреннего  туризма никак невозможно без  энергичного продвижения российского  турпродукта на международном  рынке, без формирования имиджа  России за рубежом как государства,  благоприятного для туризма. На  мировом рынке наблюдается низкий  уровень рекламы об уникальности  регионов Российской Федерации,  а также отсутствие продуманных  туристские предложения по разнообразным  маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т.д., дифференцированные  по уровню доходов и разнообразным  социальным группам населения.

 Подробный  анализ туристского рынка в  РФ позволяет сделать заключение  о том, что развитие туризма  в нашей находится сейчас на начальном этапе. Сравнивая с другими государствами видно, что активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью - только 26% населения России совершают путешествия (к сравнению: в Германии, Японии - 79% населения, в Великобритании - 70%).

Информация о работе Социально-экономический анализ развития отрасли отдыха и туризма