Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основании изучения литературных источников и практики работы ОАО «Витебского плодоовощного комбината» рассмотреть особенности проектирования и осуществления наблюдения в маркетинговых исследованиях и дать рекомендации по совершенствованию процесса наблюдения.
В качестве объекта исследования представлено предприятие ОАО «Витебский плодоовощной комбинат».
Предмет исследования – наблюдение как метод маркетинговых исследований ОАО «Витебского плодоовощного комбината».
Примечание – Источник:[7, с. 49]
Сырьевая зона предприятия включает общественный сектор сельскохозяйственного производства области, а также приусадебные участки населения и лесхозы. Поставщики основного сырья для ОАО «Витебского плодоовощного комбината» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Поставщики основного сырья
Сырьё |
Поставщики |
Чёрная смородина, малина |
КФХ «Артемьева» |
Томаты, цветная капуста, огурцы |
ИООО «Тарена-Эко» и ИП «Лайкпол» |
Яблоки |
ГСХУ «Лужеснянская СС» и КУСХП «Заболотье» |
Примечание – Источник: [7, c. 51]
Основные поставщики вспомогательных сырья и материалов отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Поставщики вспомогательных сырья и материалов
Вспомогательные сырьё и материалы |
Поставщики |
Стеклянная тара |
СЗАО «БелСтеклоТрейд» |
Крышка ПТ 51 |
РУП «Березатара» |
Соки концентрированные |
СООО «Молдинвест» |
Плёнка термоусадочная |
УКПП «Витпласт» |
Крышка закаточная |
ООО «Автодар» |
Сахар |
ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» |
Сливки |
ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат» |
Примечание – Источник: [7, с. 67]
Поставщики вспомогательных сырья и материалов в основном работают по предоплате. Приобретаются данные виды сырья и материалов по мере необходимости для производства с учетом планов производства и остатков на складе. [7, c. 78]
Для анализа финансового состояния предприятия ОАО «Витебского плодоовощного комбината» использовались данные годовой бухгалтерской отчетности за период 2007 г., 2008 г., и 9 месяцев 2009 г. Анализ проводился с помощью финансовых коэффициентов — показателей эффективности, показатели ликвидности и деловой активности, представленных в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели экономической деятельности ОАО «Витебского плодоовощного комбината» за 2008 и 2009 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,72 |
1,86 |
Обеспеченность собственными оборотными средствами |
0,17 |
0,25 |
Обеспеченность финансовых обязательств активами |
0,15 |
0,16 |
Продолжение таблицы 2.4
Доля материальных затрат в себестоимости, % |
69 |
73 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
4,8 |
5,5 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
1,2 |
0,8 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. |
55,8 |
60 |
Примечание – Источник: [7, c. 96]
Значение коэффициента текущей ликвидности предприятия за анализируемый период имело стабильную динамику. Просматривается увеличение данного показателя с 1,72 на 1 января 2008 года до 1,86 на 1 января 2009 года.
Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на 1 января 2008 года равнялось 0,17. По состоянию на 1 января 2009 года коэффициент принял значение равное 0,25. Нормативное значение 0,3 не достигнуто.
Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами в анализируемом периоде ниже норматива (£0,85). Его значение на 1 января 2008 года равнялось 0,15, на 1 января 2009 года - 0,16, что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам.
Анализ коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами показывает, что предприятие неплатежеспособно и испытывает недостаток собственных оборотных средств.
В издержках преобладает доля материальных затрат, которая в 2008 году равнялось 69%. За 9 месяцев 2009 г. доля материальных затрат в себестоимости составила 73%. Увеличение доли материальных затрат связано с увеличением доли выпуска консервов для детского питания в общем объеме производства. [7, c. 99]
2.2 Анализ и оценка проведения наблюдения на ОАО «Витебском плодоовощном комбинате»
В сентябре 2009 года по решению
специалистов отдела
После получения согласия
Для
получения информации была
После сбора необходимых
В процессе редактирования была просмотрена и исправлена каждая форма регистрации наблюдения. Просмотр и внесение исправлений выполнялся в две стадии: полевое редактирование и централизованное офисное редактирование.
Полевое редактирование – это предварительное редактирование, которое было проведено руководителем наблюдения для обнаружения наиболее бросающихся в глаза пропусков и неточностей в средствах сбора и в самих данных.
После полевого редактирования
было проведено
Посредством кодирования данные были преобразованы в цифровые символы. Затем при помощи табулирования был произведён подсчет количества событий, попадающих в различные категории.
Далее
проводился статистический
После систематизации и анализа полученных в ходе наблюдения данных и дополнения ими полученной ранее информации был сделан вывод, что большинство покупателей положительно отнеслись к новому виду продукции, предложенной предприятием. Благодаря яркой привлекательной упаковке и приемлемой цене многие покупатели (прежде всего женщины и женщины с детьми) сразу заинтересовались новинками.
Новые виды детской продукции становятся популярными среди матерей с детьми до 3 лет. Наибольшей популярностью пользуются детские творожки – 78,4% мам хотя бы раз в месяц приобретали их для кормления ребенка, печенье – 52,2%, чай и питьевую воду – около трети мам с детьми до 3 лет.
Весь внутренний рынок детского питания можно оценить примерно 26,6 муб в год. Рынок сезонный, пик продаж приходится на период с сентября по май. Такой результат связан с ростом культуры потребления данной продукции: все больше родителей предпочитают покупать питание промышленного производства, а не готовить его самостоятельно. С повышением благосостояния покупателей к ним пришло понимание пользы, которую приносят компоненты, входящие в состав детских продуктов, и они хотели бы значительно расширить их ассортимент.
Уловив эти настроения, производители пытаются расширить линию выпускаемой продукции. За 3 месяца 2009 года появились новые позиции - с творогом, сливками, экзотическими фруктами, бананами, киви.
Продукция предприятия позиционируется на рынке как качественная и доступная и при этом основной упор делается на ее натуральность и полезность для здоровья. Продукция обладает основными свойствами- натуральность и гипоаллергенность компонентов, отсутствие искусственных красителей и добавок.
В результате проведения наблюдения было выявлено, что при выборе плодоовощной консервированной продукции потребители предъявляют ряд требований, которые необходимо учитывать производителю при планировании ассортимента, основными из которых являются высокие качественные показатели (вкус, наличие добавок, влияние на здоровье), дизайн упаковки, приемлемая цена, предлагаемый ассортимент, длительный срок хранения, срок выполнения заказа, скидки для постоянных покупателей. [7, c. 95]
Однако ОАО «Витебский
В связи со сложившейся ситуацией предприятие не имеет возможности производить продукцию, которая полностью удовлетворяла бы запросы потребителей. Спрос на плодоовощные консервы обусловливается такими факторами, как: доход населения, его численность и платежеспособность.
Широта товарного ассортимента ОАО «Витебский плодоовощной комбинат» является обязательным условием успеха на рынке. Только обновление ассортимента способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса различных сегментов рынка.
После анализа данных, полученных
в ходе наблюдения, предприятием
было принято решение
- совершенствование упаковки;
- расширение ассортимента;
- увеличение срока годности.
Также на ОАО «Витебском плодоовощном комбинате» стали использоваться следующие мероприятия по стимулированию сбыта:
- продвижение торговой марки «Новка»
- совершенствование фирменного стиля
- проведение рекламной компании, включающей издание рекламных буклетов, листовок, настольных перекидных календарей; рекламу в печатных изданиях, создание нового видеоролика и его показ на телевидении; участие в специализированных выставках-продажах. [7, c. 79]
В данной курсовой работе был рассмотрен такой вид маркетинговых исследований, как наблюдение. В первой главе были рассмотрены формы и методы наблюдения, структура процесса наблюдения. Во второй главе был проведён анализ и оценка процесса осуществления наблюдения на ОАО «Витебском плодоовощном комбинате». В третьей главе в качестве путей совершенствования проведения наблюдения предприятию было предложено обратить внимание на комбинированный, неперсональный и лабораторно-полевой методы наблюдения.
Следует отметить, что обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так, если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно должно быть максимально строго структурировано, проводиться в тех условиях, в которых собиралась контролируемая информация.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой группы людей, следовательно, возникает вопрос о достоверности полученных данных. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого влияния определить чрезвычайно сложно.