Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.
Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………
15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………... |
6 |
1.1 Статистика и её |
6 |
1.2 Статистические показатели
уровня образования населения
и развития системы обучения……… |
9 |
1.3 Применение пакета программ
в статистическом анализе |
12 |
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………… |
15 |
2.1 Сводка и группировка статистических данных……………………….. |
17 |
2.2 Расчет относительных величин………………………………………… |
19 |
2.3 Расчет средних величин………………………………………………… |
23 |
2.4 Показатели вариации……………………………………………………. |
28 |
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………... |
30 |
2.6 Анализ рядов динамики…………………………………………………. |
33 |
2.7 Применение индексного метода………………………………………... |
35 |
Заключение…………………………………………………… |
38 |
Библиографический список…………………………………………………. |
41 |
Введение
Статистика имеет многовековую
историю. Её возникновение и развитие
обусловлены общественными
Считается,
что основы статистической
История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.
Актуальность темы курсовой работы. Уровень образования населения является одним из показателей уровня жизни населения. Уровень образования одновременно выступает и как социальный и как экономический показатель, характеризующий уровень развития общества и общественных отношений. В качестве экономического показателя уровень образования населения является базой для развития науки и высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень образования характеризует потенциал экономически активного населения как фактора производства. Выступая в качестве социального показателя, уровень образования способствует повышению культурного уровня населения, развитию таких направлений как кинематография, литература, музыка, изобразительное искусство.
Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить
материалы о методах
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.
Объектом изучения в данной курсовой работе является уровень жизни населения.
Предмет изучения – уровень образования населения РФ.
В работе применяются различные аналитические методы статистического изучения базы данных.
Глава 1. Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения
Статистику можно
1. Совокупность сведений о состоянии какой-либо социально-экономической сферы, например, статистика уровня жизни, смертности;
2. Сферу деятельности людей (проведение переписи, работа комитетов по статистике, заполнение форм статистической отчетности в организациях);
3. Науку, поскольку статистика имеет свой предмет и методы исследования.
Первые статистические данные
имеют тысячелетнюю историю. Цензы
на имущество в древнем Китае,
Египте, учет родившихся, земельные
кадастры в античном мире – все
эти документы свидетельствуют
о необходимости сбора и
Возникновение статистики как
науки относят к середине 17 века,
когда с развитием капитализма
в Европе, наблюдается быстрый
рост и процветание страховых
компаний. В указанный период страховыми
компаниями собирается большой массив
информации, для обработки которого
требуется специальный
В это же время в Германии
в крупных университетах
Статистика сформировалась как наука на основе двух направлений:
1. Политической арифметики в Англии (Уильям Петти (1623-1687));
2. Описательной школы в Германии (Герман Конринг (1606-1681) и Готфрид Ахенваль (1719-1772)).
Предметом статистики является выявление закономерностей развития социально-экономических явлений общества и их взаимосвязи.
Объектом изучения статистики являются совокупности данных, то есть множество единиц варьирующего признака. Так в переписи 2002 года единицей совокупности являлось домохозяйство. Каждая единица совокупности отличается определенным набором признаков. Статистику интересует только варьирующий признак, то есть признак, имеющий разные значения у отдельных единиц совокупности. Статистика, абстрагируясь от случайного единичного, выявляет типичное, общее, что присуще всем единицам совокупности. В соответствии с законом больших чисел при обработке большого массива информации происходит взаимное погашение случайных значений, единичное проявляется как типичное, и закономерности, присущие массовым явлениям проявляются как закономерности средних величин.
Признаки могут быть как количественными (объемы продукции) так и качественными (категории работников: рабочие, служащие, специалисты, руководители; сельское и городское население).
Показатель представляет количественное выражение признака, например, прибыль, себестоимость, средняя заработная плата.
Наука «Статистика» использует набор присущих ей методов:
В процессе развития науки
«Статистика» сформировались следующие
самостоятельные научные дисцип
1. Общая теория статистики;
2. Экономическая статистика (статистики национальных счетов, статистики строительства, промышленности, торговли и т. д.)
3. Социальная статистики (уровня жизни, демографическая и др.)
Первое направление имеет методологический характер, так как определяет принципы и методы работы с информацией, получаемой в ходе сбора, обработки и анализа данных.
Второе и третье направления
связаны с разработкой
С мая 2004 года организована Федеральная служба государственной статистики, которую возглавляет Росстат РФ. Наряду с государственной статистикой существует ведомственная статистика, которую ведут все министерства и ведомства на основе информации, поступающей к ним от подведомственных предприятий и организаций.
Государственная статистика основана на единой системе учета и статистики, которая включает:
1. Оперативно-технический учет: первичный, детальный, низовой, в основном использует натурально-вещественные показатели;
2. Бухгалтерский учет: непрерывный сплошной учет хозяйственных операций предприятия, использует денежную оценку;
3. Статистический учет: агрегированный учет, использует результаты вышеперечисленных учетов и собственных методов получения информации, например, хронометража, анкетирования, переписи).
Все виды учета взаимосвязаны, а их результаты не должны противоречить друг другу. [17]
История международных сравнений
по статистике образования начинается
в 1853 г. - со времени проведения Международного
статистического конгресса в
Брюсселе. В последующем рекомендации
по статистике образования разрабатывались
в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах
ЮНЕСКО нашли отражение проблемы
выбора классификационной единицы
в области образования, разработка
Международной стандартной
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования:
0 - предшествующая первой ступени обучения;
1 -начальное образование;
2 и 3 - незаконченная и
полная ступени среднего
5 - первый этап высшего
образования, не эквивалентный
первой университетской
6 - первый этап высшего
образования, дающий право на
получение первой
7 - второй этап высшего
образования, дающий право на
получение
МСКО выделяет следующие области обучения:
- педагогические науки и подготовка учителей;
- гуманитарные науки -
изобразительное и прикладное
искусство, религия и
- право и социальные
науки: право, социальные и
поведенческие науки;
- естественные, инженерные
и сельскохозяйственные науки:
естественные и инженерные
- медицинские науки.
Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей:
1. Население и валовой национальный продукт.
2. Грамотность, культура и коммуникации.
3. Дошкольное образование
и доступ к школьному
4. Начальное образование:
продолжительность, население
5. Начальное образование: внутренняя эффективность.
6. Среднее образование:
продолжительность, население
7. Преподавательский состав
дошкольного, начального и
8. Высшее образование:
показатели охвата и
9. Высшее образование:
распределение студентов и
10. Доля учащихся частных
учебных заведений и
11. Текущие государственные расходы на образование.
Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.
Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования