Статистические данные в исследовании уровня образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………

15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………

4

Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...

6

1.1 Статистика и её информационная  база…………………………………

6

1.2 Статистические показатели  уровня образования населения  и развития системы обучения…………………………………………………

9

1.3 Применение пакета программ  в статистическом анализе данных……

12

Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………

 

15

2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..

17

2.2 Расчет относительных величин…………………………………………

19

2.3 Расчет средних величин…………………………………………………

23

2.4 Показатели вариации…………………………………………………….

28

2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...

30

2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….

33

2.7 Применение индексного метода………………………………………...

35

Заключение……………………………………………………………………

38

Библиографический список………………………………………………….

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учета  земельных угодий, имущества и  т.д. Наиболее ранние сведения о таких  работах в Китае относятся  к 13 в. до нашей эры. В Древнем Риме проводились учеты свободных  граждан и их имущества.

        Считается,  что основы статистической науки  заложены английским экономистом  У. Петти (1623-1687)г. Он рассматривал статистику как науку об управлении. В 1746г. немецкий профессор философии и права Ахенваль впервые в Марбургском университете начал читать новую дисциплину, названную им статистикой. В развитии статистики видное место принадлежит представителям отечественной науки и практики. В эпоху Петра I статистика трактовалась преимущественно как описательная наука. Но уже со второй половины XIX в. выдвигается познавательное значение статистики. Профессор петербургского университета Ю.Э. Янсон (1835-93) назвал статистику общественной наукой. Видный экономист А.И. Чупров (1842-1908) отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие. Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.[3]

История развития статистики показывает, что статистическая наука  сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством  передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями  управления жизни общества.

Актуальность темы курсовой работы. Уровень образования населения  является одним из показателей уровня жизни населения. Уровень образования одновременно выступает и как социальный и как экономический показатель, характеризующий уровень развития общества и общественных отношений. В качестве экономического показателя уровень образования населения является базой для развития науки и высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень образования характеризует потенциал экономически активного населения как фактора производства. Выступая в качестве социального показателя, уровень образования способствует повышению культурного уровня населения, развитию таких направлений как кинематография, литература, музыка, изобразительное искусство.

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.

В рамках поставленных задач  в работе должны быть выполнены виды работ:

- собрать и изучить  материалы о методах статистического  изучения показателей уровня  жизни;

- изучить систему образования  и образовательный потенциал  России;

- рассчитать и проанализировать  показатели уровня образования  населения РФ.

Объектом изучения в данной курсовой работе является уровень жизни  населения.

Предмет изучения – уровень  образования населения РФ.

В работе применяются различные  аналитические методы статистического  изучения базы данных.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения

 

    1. Статистика и её информационная база

 

Статистику можно рассматривать  как:

1. Совокупность сведений о состоянии какой-либо социально-экономической сферы, например, статистика уровня жизни, смертности;

2. Сферу деятельности людей (проведение переписи, работа комитетов по статистике, заполнение форм статистической отчетности в организациях);

3. Науку, поскольку статистика имеет свой предмет и методы исследования.

Первые статистические данные имеют тысячелетнюю историю. Цензы  на имущество в древнем Китае, Египте, учет родившихся, земельные  кадастры в античном мире – все  эти документы свидетельствуют  о необходимости сбора и обработки  информации на всех этапах развития государства. [6]

Возникновение статистики как  науки относят к середине 17 века, когда с развитием капитализма  в Европе, наблюдается быстрый  рост и процветание страховых  компаний. В указанный период страховыми компаниями собирается большой массив информации, для обработки которого требуется специальный инструментарий.

В это же время в Германии в крупных университетах начинают читать курс государствоведения, который нуждается в системе показателей для оценки состояния и развития государства. Как ответ на эти два запроса и возникает наука статистика. Предполагается, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (политическое состояние, положение вещей). Отсюда следует, что статист - это человек, который описывает состояние государства.

Статистика сформировалась как наука на основе двух направлений:

1. Политической арифметики в Англии (Уильям Петти (1623-1687));

2. Описательной школы в Германии (Герман Конринг (1606-1681) и Готфрид Ахенваль (1719-1772)).

Предметом статистики является выявление закономерностей развития социально-экономических явлений общества и их взаимосвязи.

Объектом изучения статистики являются совокупности данных, то есть множество единиц варьирующего признака. Так в переписи 2002 года единицей совокупности являлось домохозяйство. Каждая единица совокупности отличается определенным набором признаков. Статистику интересует только варьирующий признак, то есть признак, имеющий разные значения у отдельных единиц совокупности. Статистика, абстрагируясь от случайного единичного, выявляет типичное, общее, что присуще всем единицам совокупности. В соответствии с законом больших чисел при обработке большого массива информации происходит взаимное погашение случайных значений, единичное проявляется как типичное, и закономерности, присущие массовым явлениям проявляются как закономерности средних величин.

Признаки могут быть как количественными (объемы продукции) так и качественными (категории работников: рабочие, служащие, специалисты, руководители; сельское и городское население).

Показатель представляет количественное выражение признака, например, прибыль, себестоимость, средняя заработная плата.

Наука «Статистика» использует набор присущих ей методов:

      • сбора информации (статистическое наблюдение);
      • обработки информации (сводка и группировка);
      • анализа (ряды динамики, индексы, дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионный анализ).

В процессе развития науки  «Статистика» сформировались следующие  самостоятельные научные дисциплины:

1. Общая теория статистики;

2. Экономическая статистика (статистики национальных счетов, статистики строительства, промышленности, торговли и т. д.)

3. Социальная статистики (уровня жизни, демографическая и др.)

Первое направление имеет  методологический характер, так как  определяет принципы и методы работы с информацией, получаемой в ходе сбора, обработки и анализа данных.

Второе и третье направления  связаны с разработкой показателей  оценки социально-экономических явлений  на макро-, мезо- и микроуровне, например, валового внутреннего продукта, уровня занятости, уровня безработицы, миграционного оборота, выручки, прибыли и других.

С мая 2004 года организована Федеральная служба государственной  статистики, которую возглавляет  Росстат РФ. Наряду с государственной  статистикой существует ведомственная  статистика, которую ведут все  министерства и ведомства на основе информации, поступающей к ним  от подведомственных предприятий и  организаций.

Государственная статистика основана на единой системе  учета и статистики, которая включает:

1. Оперативно-технический учет: первичный, детальный, низовой, в основном использует натурально-вещественные показатели;

2. Бухгалтерский учет: непрерывный сплошной учет хозяйственных операций предприятия, использует денежную оценку;

3. Статистический учет: агрегированный учет, использует результаты вышеперечисленных учетов и собственных методов получения информации, например, хронометража, анкетирования, переписи).

Все виды учета взаимосвязаны, а их результаты не должны противоречить  друг другу. [17]

 

 

 

 

    1. Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения

 

История международных сравнений  по статистике образования начинается в 1853 г. - со времени проведения Международного статистического конгресса в  Брюсселе. В последующем рекомендации по статистике образования разрабатывались  в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отражение проблемы выбора классификационной единицы  в области образования, разработка Международной стандартной классификации  образования (МСКО), обоснование, отбор  и сравнительный анализ показателей  образования по странам мира.

В соответствии с Международной  стандартной классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования:

0 - предшествующая первой ступени обучения;

1 -начальное образование;

2 и 3 - незаконченная и  полная ступени среднего образования  (школьное образование);

5 - первый этап высшего  образования, не эквивалентный  первой университетской степени  (степени бакалавра);

6 - первый этап высшего  образования, дающий право на  получение первой университетской  степени или ее эквивалента;

7 - второй этап высшего  образования, дающий право на  получение послеуниверситетской  степени или ее эквивалента. 

МСКО выделяет следующие  области обучения:

- педагогические науки  и подготовка учителей;

- гуманитарные науки - изобразительное и прикладное  искусство, религия и технология;

- право и социальные  науки: право, социальные и  поведенческие науки; управление  коммерческой и предпринимательской  деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;

- естественные, инженерные  и сельскохозяйственные науки:  естественные и инженерные науки;  математика и информатика; архитектура  и городское планирование; транспорт  и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хозяйство, лесоводство  и рыболовство;

- медицинские науки.

Всемирный доклад по образованию  ЮНЕСКО содержит следующие блоки  показателей:

1. Население и валовой  национальный продукт.

2. Грамотность, культура  и коммуникации.

3. Дошкольное образование  и доступ к школьному образованию.

4. Начальное образование:  продолжительность, население школьного  возраста и доля охваченных таким образованием.

5. Начальное образование:  внутренняя эффективность.

6. Среднее образование:  продолжительность, население школьного  возраста и доля охваченных таким обучением.

7. Преподавательский состав  дошкольного, начального и среднего  образования.

8. Высшее образование:  показатели охвата и распределение  студентов по ступеням МСКО.

9. Высшее образование:  распределение студентов и выпускников  по областям обучения.

10. Доля учащихся частных  учебных заведений и государственные  расходы на образование.

11. Текущие государственные  расходы на образование.

Социальная значимость образования  как качественной характеристики личности и народонаселения в целом  обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования