Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.
Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………
15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………
где хо – нижняя граница медианного интервала;
NМе– порядковый номер медианы (Σf/2);
S Me-1 – накопленная частота до медианного интервала;
fMe – частота медианного интервала.
Группы районов по числу мест в ДОУ (мест) |
Число мест |
Накопленные частоты |
До 305 |
300 |
300 |
305-610 |
4269 |
4569 |
610-915 |
15074 |
19643 |
915 и выше |
7438 |
27081 |
Итого |
27081 |
- |
Рисунок 2 Группы районов по числу мест в ДОУ
Рассчитаем моду и медиану по данным таблицы 9
Найдем моду по формуле:
Рассчитаем медиану по формуле:
Вывод: по моде – наиболее
часто встречается среднее
Кроме моды и медианы могут быть использованы такие показатели, как квартили, делящие ранжированный ряд на 4 равные части, децили -10 частей и перцентили — на 100 частей.
Графическое изображение
2.4 Показатели вариации
Вариация —
это различия индивидуальных
значений признака у единиц
изучаемой совокупности. Исследование
вариации имеет большое
Размах вариации
— это разность между
R=1624 - 300=1324, то есть размах вариации равен 1324.
Для обобщенной характеристики различий в значениях признака вычисляют средние показатели вариации, основанные на учете отклонений от средней арифметической. За отклонение от средней принимается разность (хi - ˉх) .
При этом во избежание превращения в ноль суммы отклонений вариантов признака от средней (нулевое свойство средней) приходится либо не учитывать знаки отклонения, то есть брать эту сумму по модулю Σ| хi - ˉх | , либо возводить значения отклонений в квадрат Σ| хi - ˉх |2.
Среднее линейное отклонение - это средняя арифметическая из абсолютных отклонений отдельных значений признака от средней.
(для не сгруппированных
(для вариационного ряда);
где – абсолютные значения отклонений отдельных вариантов xi от средней арифметической ; fi – частота.
Если в моем примере хавз =2 ,то рассчитаем средневзвешенный размер субсидий от среднеарифметической:
=
Следует отметить, что дисперсия еще не дает представления об однородности совокупности, и этому показателю трудно дать экономическую интерпретацию, т.к. он рассчитан в квадратных единицах. Поэтому следующим шагом в исследовании однородности совокупности является расчет среднего квадратического отклонения, показывающего, насколько в среднем отклоняются конкретные варианты признака от его среднего значения.
Определим значение показателя вариации по вышеприведенным данным.
V>25% – вариация сильная.
Этот результат означает, что в исследуемой совокупности сильна вариация признаков по отношению к средней величине.
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ
Финансово-экономические процессы представляют собой результат одновременного воздействия большого числа причин. Следовательно, при изучении этих процессов необходимо выявлять главные, основные причины, абстрагируясь от второстепенных.
В основе первого этапа статистического изучения связи лежит качественный анализ, связанный с анализом природы социального или экономического явления методами экономической теории, социологии, конкретной экономики. Второй этап - построение модели связи, базируется на методах статистики: группировках, средних величинах, и так далее. Третий, последний этап - интерпретация результатов, вновь связан с качественными особенностями изучаемого явления. Статистика разработала множество методов изучения связей. Выбор метода изучения связи зависит от познавательной цели и задач исследования.
Признаки по их сущности и значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, называются результативными.
В статистике различают функциональную и стохастическую зависимости. Функциональной называют такую связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно и только одно значение результативного признака.
Если причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем, при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.
Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты, направлению и аналитическому выражению.
Для оценки
силы связи в теории
Произведем расчеты по таблице 2
Таблица 10
Расчет показателей для
№ |
Число мест в ДОУ (мест), |
Численность детей, состоящих на учете для определения в ДОУ (чел.) |
|
= -24,94+0,31х | ||
1. |
737 |
433 |
543169 |
319121 |
187489 |
203,53 |
2. |
1035 |
171 |
1071225 |
176985 |
29241 |
295,91 |
3. |
300 |
109 |
90000 |
32700 |
11881 |
68,06 |
4. |
655 |
106 |
429025 |
69430 |
11236 |
178,11 |
5. |
490 |
216 |
240100 |
105840 |
46656 |
126,96 |
6. |
1271 |
487 |
1615441 |
618977 |
237169 |
369,07 |
7. |
1210 |
934 |
1464100 |
1130140 |
872356 |
350,16 |
8. |
550 |
52 |
302500 |
28600 |
2704 |
145,56 |
9. |
725 |
437 |
525625 |
316825 |
190969 |
199,81 |
10. |
590 |
209 |
348100 |
123310 |
43681 |
157,96 |
11. |
1624 |
843 |
2637376 |
1369032 |
710649 |
478,5 |
12. |
1150 |
406 |
1322500 |
466900 |
164836 |
331,56 |
13. |
1134 |
240 |
1285956 |
272160 |
57600 |
326,6 |
14. |
899 |
20 |
808201 |
17980 |
400 |
253,75 |
15. |
1124 |
61 |
1263376 |
68564 |
3721 |
323,5 |
16. |
500 |
117 |
250000 |
58500 |
13689 |
130,06 |
17. |
1396 |
172 |
1948816 |
240112 |
29584 |
407,82 |
18. |
695 |
104 |
483025 |
72280 |
10816 |
190,51 |
19. |
497 |
10 |
247009 |
4970 |
100 |
129,13 |
20. |
722 |
370 |
521284 |
267140 |
136900 |
198,88 |
21. |
947 |
24 |
896809 |
22728 |
576 |
268,63 |
22. |
893 |
127 |
797449 |
113411 |
16129 |
251,89 |
23. |
602 |
202 |
362404 |
121604 |
40804 |
161,68 |
24. |
615 |
25 |
378225 |
15375 |
625 |
165,71 |
25. |
1518 |
531 |
2304324 |
806058 |
281961 |
445,64 |
26. |
1520 |
196 |
2310400 |
297920 |
38416 |
446,26 |
27. |
438 |
196 |
191844 |
85848 |
38416 |
110,84 |
28. |
635 |
432 |
403225 |
274320 |
186624 |
171,91 |
29. |
602 |
187 |
362404 |
112574 |
34969 |
161,68 |
30. |
1145 |
185 |
1311025 |
211825 |
34225 |
330,01 |
31. |
862 |
20 |
743044 |
17240 |
400 |
242,28 |
∑ |
27081 |
7622 |
27457981 |
7838469 |
3434822 |
7622 |
Из системы уравнений получим: а0=-24,94; а1=0,31
Получаем искомое уравнение регрессии: yx=-24,94+0,31х
Для измерения тесноты зависимости между у и х применим линейный коэффициент корреляции, который рассчитаем по формуле:
R =0,5.
По степени тесноты связи между признаками умеренная.
2.6 Анализ рядов динамики
Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда и периоды времени (годы, кварталы, месяцы, сутки ) или моменты (даты ) времени. Уровни ряда обычно обозначаются через "У", периоды времени или моменты через " t ".
Интервальные ряды динамики
Уровни интервального
ряда характеризуют результат
изучаемого процесса за период
времени: производство или
Абсолютный прирост ( ) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. В общем случае абсолютный прирост может быть представлен в виде:
∆y – абсолютный прирост – это разность между уровнями ряда динамики. Может быть цепным или базисным:
(22)
(23)
– темп роста – относительный показатель, получающийся в результате сопоставления двух уровней одного ряда динамики. Темпы роста могут рассчитываться как цепные, когда каждый уровень ряда сопоставляется с предшествующим ему уровнем:
(24)
либо как базисные,
(25)
Между цепными и базисными темпами роста существует взаимосвязь:
Тпр – темп прироста – относительный показатель, показывающий, насколько один уровень ряда динамики больше или меньше другого, принимаемого за базу сравнения:
или
При делении абсолютного прироста (цепного) на темп прироста (цепной) получим показатель, называемый значением одного процента прироста – А:
Показатели изменения уровней ряда динамики
Показатели |
Ед. измерения |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, на конец отчетного года |
Человек |
3561 |
5592 |
8117 |
9028 |
10917 |
Абсолютные приросты, ∆y | |
Цепные |
Базисные |
∆yц1 = y2007−y2006 =5592-3561=2031 |
∆yб1 = y2007−y2006 =2031 |
Темпы роста, Тр | |
Цепные |
Базисные |
|
|
Темпы прироста, Тпр | |
Цепные |
Базисные |
|
|
Показатели изменения уровней ряда динамики
Показатели |
Год | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
1. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения |
3561 |
5592 |
8117 |
9028 |
10917 |
2. Темпы роста базисные: |
− |
1,6 |
1,45 |
1,11 |
1,2 |
2.1. коэффициенты | |||||
2.2. проценты |
− |
160 |
145 |
111 |
120 |
3. Темпы роста цепные: |
− |
1,6 |
-0,15 |
1,26 |
-0,06 |
3.1. коэффициенты | |||||
3.2. проценты |
− |
160 |
-15 |
126 |
-6 |
4. Абсолютные приросты, ед. |
− |
2031 |
2525 |
911 |
1889 |
4.1. базисные (2006 г.) | |||||
4.2. цепные (по годам) |
− |
2031 |
494 |
417 |
1472 |
5. Темпы прироста базисные |
− |
0,6 |
0,45 |
0,11 |
0,2 |
5.1. коэффициенты | |||||
5.2. проценты |
− |
60 |
45 |
11 |
20 |
6. Темпы прироста цепные |
− |
0,6 |
-0,15 |
0,26 |
-0,06 |
6.1. коэффициенты |
|||||
6.2. проценты |
− |
60 |
-15 |
26 |
-6 |
7. Абсолютное значение 1 % пр. |
− |
33,85 |
32,93 |
16,03 |
245,33 |
Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования