Статистические данные в исследовании уровня образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………

15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.82 Кб (Скачать файл)

                                                                                   (13)

где хо – нижняя граница медианного интервала;

NМе– порядковый номер медианы (Σf/2);

S Me-1 – накопленная частота до медианного интервала;

fMe – частота медианного интервала.

 

                                                                                                                    Таблица 9

                                      Группы районов по числу мест

Группы районов по числу мест в ДОУ (мест)

       Число мест

Накопленные частоты

До 305

300

300

305-610

4269

4569

610-915

15074

19643

915 и выше

7438

27081

Итого

27081

-


 

 

 

 Рисунок 2 Группы районов по числу мест в ДОУ

 

Рассчитаем моду и медиану по данным таблицы 9

Найдем моду по формуле:

 

Рассчитаем медиану по формуле:

 

 

Вывод: по моде – наиболее часто встречается среднее число  мест 709, по медиане – что половина районов имеют менее 792мест; а  остальные районы – более 792 мест.

Кроме моды и медианы могут  быть использованы такие показатели, как квартили, делящие ранжированный  ряд на 4 равные части, децили -10 частей и перцентили — на 100 частей.

                                                                                                           Рисунок 3

                   Графическое изображение медианного  интервала

 

2.4 Показатели вариации

 

     Вариация —  это различия индивидуальных  значений признака у единиц  изучаемой совокупности. Исследование  вариации имеет большое практическое  значение и является необходимым  звеном в экономическом анализе.  Необходимость изучения вариации  связана с тем, что средняя,  являясь равнодействующей, выполняет  свою основную задачу с разной  степенью точности: чем меньше  различия индивидуальных значений  признака, подлежащих осреднению, тем  однороднее совокупность, а, следовательно,  точнее и надежнее средняя,  и наоборот. Следовательно, по степени вариации можно судить о границах вариации признака, однородности совокупности по данному признаку, типичности средней, взаимосвязи факторов, определяющих вариацию.

     Размах вариации  — это разность между максимальным  и минимальным значениями признака   . Он показывает пределы, в которых изменяется величина признака в изучаемой совокупности.

R=1624 - 300=1324, то есть размах вариации равен 1324.

Для обобщенной характеристики различий в значениях признака вычисляют  средние показатели вариации, основанные на учете отклонений от средней арифметической. За отклонение от средней принимается разность (хi - ˉх) .

При этом во избежание превращения  в ноль суммы отклонений вариантов  признака от средней (нулевое свойство средней) приходится либо не учитывать  знаки отклонения, то есть брать  эту сумму по модулю Σ| хi - ˉх | , либо возводить значения отклонений в квадрат Σ| хi - ˉх |2.

  Среднее линейное  отклонение  - это средняя арифметическая из абсолютных отклонений отдельных значений признака от средней.

(для не сгруппированных данных);                                          (14)

(для вариационного ряда);                                                          (15)

где – абсолютные значения отклонений отдельных вариантов xi от средней арифметической ; fi – частота.

Если в моем примере  хавз =2 ,то рассчитаем  средневзвешенный размер субсидий от среднеарифметической:

                                                                                                 (16)

=

 

 

Следует отметить, что дисперсия  еще не дает представления об однородности совокупности, и этому показателю трудно дать экономическую интерпретацию, т.к. он рассчитан в квадратных единицах. Поэтому следующим шагом в исследовании однородности совокупности является расчет среднего квадратического отклонения, показывающего, насколько в среднем отклоняются конкретные варианты признака от его среднего значения.

                                                                      (17)    

 

Определим значение  показателя вариации по вышеприведенным данным.

                                                  V=×100%;                                                      (18)

 

V>25% – вариация сильная.

 

Этот  результат означает, что в исследуемой совокупности сильна вариация признаков по отношению  к средней величине.

 

2.5 Корреляционно-регрессионный  анализ

 

Финансово-экономические процессы представляют собой результат одновременного воздействия большого числа причин. Следовательно, при изучении этих процессов необходимо выявлять главные, основные причины, абстрагируясь от второстепенных.

В основе первого  этапа статистического изучения связи лежит качественный анализ, связанный с анализом природы социального или экономического явления методами экономической теории, социологии, конкретной экономики. Второй этап - построение модели связи, базируется на методах статистики: группировках, средних величинах, и так далее. Третий, последний этап - интерпретация результатов, вновь связан с качественными особенностями изучаемого явления. Статистика разработала множество методов изучения связей. Выбор метода изучения связи зависит от познавательной цели и задач исследования.

Признаки по их сущности и значению для изучения взаимосвязи делятся на два класса. Признаки, обуславливающие изменения других, связанных с ними признаков, называются факторными, или просто факторами. Признаки, изменяющиеся под действием факторных признаков, называются результативными.

В статистике различают  функциональную и стохастическую зависимости. Функциональной называют такую связь, при которой определенному значению факторного признака соответствует одно и только одно значение результативного признака.

Если причинная  зависимость проявляется не в  каждом отдельном случае, а в общем, среднем, при большом числе наблюдений, то такая зависимость называется стохастической. Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь, при которой изменение среднего значения результативного признака обусловлено изменением факторных признаков.

Связи между явлениями  и их признаками классифицируются по степени тесноты, направлению и аналитическому выражению.

     Для оценки  силы связи в теории корреляции  применяется шкала английского  статистика Чеддока: слабая — от 0,1 до 0,3; умеренная — от 0,3 до 0,5; заметная — от 0,5 до 0,7; высокая — от 0,7 до 0,9; весьма высокая (сильная) — от 0,9 до 1,0.

Произведем расчеты по таблице 2

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

              Расчет показателей для нахождения  уравнения регрессии

Число мест в ДОУ (мест),

Численность детей, состоящих  на учете для определения в  ДОУ (чел.)

 

 

 

=

-24,94+0,31х

1.

737

433

543169

319121

187489

203,53

2.

1035

171

1071225

176985

29241

295,91

3.

300

109

90000

32700

11881

68,06

4.

655

106

429025

69430

11236

178,11

5.

490

216

240100

105840

46656

126,96

6.

1271

487

1615441

618977

237169

369,07

7.

1210

934

1464100

1130140

872356

350,16

8.

550

52

302500

28600

2704

145,56

9.

725

437

525625

316825

190969

199,81

10.

590

209

348100

123310

43681

157,96

11.

1624

843

2637376

1369032

710649

478,5

12.

1150

406

1322500

466900

164836

331,56

13.

1134

240

1285956

272160

57600

326,6

14.

899

20

808201

17980

400

253,75

15.

1124

61

1263376

68564

3721

323,5

16.

500

117

250000

58500

13689

130,06

17.

1396

172

1948816

240112

29584

407,82

18.

695

104

483025

72280

10816

190,51

19.

497

10

247009

4970

100

129,13

20.

722

370

521284

267140

136900

198,88

21.

947

24

896809

22728

576

268,63

22.

893

127

797449

113411

16129

251,89

23.

602

202

362404

121604

40804

161,68

24.

615

25

378225

15375

625

165,71

25.

1518

531

2304324

806058

281961

445,64

26.

1520

196

2310400

297920

38416

446,26

27.

438

196

191844

85848

38416

110,84

28.

635

432

403225

274320

186624

171,91

29.

602

187

362404

112574

34969

161,68

30.

1145

185

1311025

211825

34225

330,01

31.

862

20

743044

17240

400

242,28

27081

7622

27457981

7838469

3434822

7622


                                                                                                

                                                                                               (19)

                                                                                  (20)

 

 

Из системы уравнений  получим: а0=-24,94; а1=0,31

Получаем искомое уравнение  регрессии: yx=-24,94+0,31х

 

Для измерения тесноты  зависимости между у и х применим линейный коэффициент корреляции, который рассчитаем по формуле:

                                           (21)                                                    

R =0,5.

По степени тесноты  связи между признаками умеренная.

 

2.6 Анализ рядов динамики

 

Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней  ряда и периоды времени (годы, кварталы, месяцы, сутки ) или моменты (даты ) времени. Уровни ряда обычно обозначаются через "У", периоды времени или моменты через " t ".

Интервальные ряды динамики

   Уровни интервального  ряда характеризуют результат  изучаемого процесса за   период  времени: производство или реализация  продукции (за год, квартал,  месяц и др. периоды), число принятых на работу, число родившихся и т.п. Уровни интервального ряда можно суммировать. При этом получаем такой же показатель за более длительные интервалы времени.

Абсолютный прирост ( ) характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда за определенный промежуток времени. В общем случае абсолютный прирост может быть представлен в виде:

∆y – абсолютный прирост – это разность между уровнями ряда динамики. Может быть цепным или базисным:

                                    (22)     

            (23)   

– темп роста – относительный показатель, получающийся в результате сопоставления двух уровней одного ряда динамики. Темпы роста могут рассчитываться как цепные, когда каждый уровень ряда сопоставляется с предшествующим ему уровнем:

 

                                                (24)     

либо как базисные,

                                        (25)    

Между цепными и базисными  темпами роста существует взаимосвязь:

Тпр – темп прироста – относительный показатель, показывающий, насколько один уровень ряда динамики больше или меньше другого, принимаемого за базу сравнения:

 или                                   

При делении абсолютного  прироста (цепного) на темп прироста (цепной) получим показатель, называемый значением одного процента прироста – А:

                                                                                           (26)

                                                                                                          

                                                                                                          Таблица 11

                   Показатели изменения уровней  ряда динамики

 

Показатели      

Ед. измерения

2006

2007

2008

2009

2010

Численность детей, состоящих  на учете для определения в  дошкольные учреждения, на конец отчетного  года

Человек

3561

5592

8117

9028

10917


 

Абсолютные приросты,  ∆y

Цепные

Базисные

∆yц1 = y2007−y2006 =5592-3561=2031

∆yб1 = y2007−y2006 =2031

Темпы роста,  Тр

Цепные

Базисные

Темпы прироста,  Тпр

Цепные

Базисные


 

 

                                                                                                    Таблица 12

 Показатели изменения  уровней ряда динамики

Показатели

Год

2006

2007

2008

2009

2010

1. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения

3561

5592

8117

9028

10917

2. Темпы роста базисные:

1,6

1,45

1,11

1,2

2.1. коэффициенты

2.2. проценты

160

  145

111

120

3. Темпы роста цепные:

1,6

-0,15

1,26

-0,06

3.1. коэффициенты

3.2. проценты

160

-15

126

-6

4. Абсолютные приросты, ед.

2031

2525

911

1889

4.1. базисные (2006 г.)

4.2. цепные (по годам)

2031

494

417

1472

5. Темпы прироста базисные

0,6

0,45

0,11

0,2

5.1. коэффициенты

5.2. проценты

60

45

11

  20

6. Темпы прироста цепные

0,6

-0,15

0,26

-0,06

6.1. коэффициенты

         

6.2. проценты

60

-15

26

   -6

7. Абсолютное значение 1 % пр.

33,85

32,93

16,03

245,33

Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования