Статистические данные в исследовании уровня образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………

15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.82 Кб (Скачать файл)

                                                                                      

 

Из таблицы видно, что  численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения по показателю изменений  уровня ряда динамики, растет с каждым годом.

2.7 Применение индексного  метода

          В статистике, планировании и  анализе хозяйственной деятельности  основой для количественной оценки  роли отдельных факторов в  динамике изменений обобщающих  показателей являются индексные  модели. Индексный метод – один  из приемов элиминирования. Основывается  на относительных показателях  динамики, пространственных сравнений,  выполнении плана, выражающих  отношение фактического уровня  анализируемого показателя в  отчетном периоде к его уровню  в базисном периоде (или к  плановому, или по другому объекту). Любой индекс исчисляется сопоставлением  соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений – групповыми, или тотальными.

       Статистика оперирует различными формами индексов (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.), используемыми в аналитической работе.

 

                                                                                                   Таблица 13

Данные о предоставлении помещения для детского образовательного учреждения за 2 периода (цифры условные)

Название 

Ед.

измерения

Базисный период

Отчетный период

Стоимость базисного периода, руб

Стоимость отчетного периода, руб

Получили 2009г. q0

Цена за 1 кв.м тыс.руб. p0

Получили 2010г. q1

Цена за 1 кв.м тыс.руб. p1

q0p0

q0p1

q1p0

q1p1

 Помещения 

Кв.м

83600

25

220400

27

2090000

2257200

5510000

5950800


 Чтобы определить, как  в среднем изменились цены  на, предоставленные жилые помещения   рассчитаем сводный индекс цен  в форме агрегатного индекса:

1)по формуле Ласпейреса 

Ip=

Σ q0p1

=

2257200

=1.08 или 108%

q0p0

2090000


 

 

2)по формуле Пааше

Ip=

Σ q1p1

=

5950800

=1.08 или 108%

q1p0

5510000


 

по формуле Ласпейреса цены по всем предоставленным жилым помещениям в среднем за год выросли на 108% и по формуле Пааше - на 108%.Расхождений нет.

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение 

 

       Система  дошкольного образования играет  важную роль в социально-экономической  жизни страны, право на свободное  устройство детей в детские  сады выступает необходимым условием  обеспечения возможности участия  в трудовой деятельности родителей.  Возможность беспрепятственного  устройства детей в детский  сад в настоящее время отсутствует,  хотя и гарантирована законодательством  Российской Федерации. Региональные  и местные власти обязаны обеспечивать  потребности в детских садах  и ясельных группах. Фактически  с начала 90-х гг. XX в. продолжается  процесс сокращения образовательных  дошкольных учреждений, в результате  которого ощущается нехватка  мест в детских садах в настоящее  время. В 90-е гг. наблюдался  резкий спад рождаемости, и  государство активно распродавало  помещения дошкольных образовательных  учреждений. За 15 лет количество  дошкольных образовательных учреждений  в России сократилось почти  вдвое – с 87,9 тысяч в 1990 году  до 47,8 тысяч в 2008 году. По данным  исследования Буслова Е.В., Дацинской З.П. в 2005 году в России было около 10 млн. детей в возрасте до 7 лет, из них посещали детские сади и ясли только 40% детей. Число детей, стоящих в очереди на поступление в детский сад, превышало 1 млн.

       В настоящее  время программы дошкольного  образования реализуют более  55,9 тыс. образовательных учреждений. Из них государственных и муниципальных  дошкольных образовательных учреждений  – более 43 тыс., образовательных  учреждений для детей дошкольного  и младшего школьного возраста  – более 1,8 тыс., негосударственных  дошкольных образовательных учреждений  – около 900. За последний год  сильно возросло количество государственных  и муниципальных общеобразовательных  учреждений, в которых организованы  группы для детей дошкольного  возраста – с 793 на начало 2007–2008 учебного года до 8573 на 1 сентября 2009 года.

 

       Численность  воспитанников образовательных  учреждений, реализующих основную  общеобразовательную программу  дошкольного образования, в целом  составляет около 5,15 млн. человек.  Из них более 1 млн. человек  – это дети в возрасте от 1 года до 3 лет, 2,7 млн. – дети  в возрасте от 3 до 5 лет и 2,6 млн. – дети старшего дошкольного  возраста (от 5 до 7 лет).

Численность работников образовательных  учреждений, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования, составляет 1,5 млн. человек, в том  числе педагогический персонал дошкольных образовательных учреждений составляет около 700 тыс. человек.

       Расширение  охвата детей дошкольным образованием  относится к числу безусловных  приоритетов российской образовательной  политики, т. к. способствует созданию  равных стартовых условий для  детей вне зависимости от места  проживания, социального статуса,  национальной принадлежности и состояния здоровья.

      Доступность  дошкольного образования характеризует  возможности выбора и поступления  в дошкольное образовательное  учебные заведения и непрерывного  в нем обучения. Дети из разных социальных группы имеют неодинаковые возможности получения качественного дошкольного образования. В социальной политике при решении задач доступности образования обычно принято концентрировать внимание на социально уязвимых группах населения. К числу таких уязвимых групп относятся инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица с низкими доходами, малочисленные народы. Особое внимание к ним обусловлено тем, что в обществе существуют ценностные представления о необходимости повышения доступности образования для представителей тех социальных групп, которые обладают заведомо худшими возможностями участия в разных видах деятельности в сравнении с другими группами населения.

      Для современных  российских условий такие рамки  анализа доступности образования  являются неоправданно узкими. Проведенные  исследования показывают, что дифференциация возможностей получения общественного дошкольного образования, которая существует для сельских и городских жителей, является не менее выраженной, чем для лиц с разным уровнем доходов или физических возможностей. В условиях расширения платности образовательных услуг, происходящего на фоне низкого уровня жизни большинства населения страны, проблема доступности дошкольного образования перестает быть исключительно проблемой традиционно выделяемых социально уязвимых слоев населения. Проблема доступности дошкольного образования должна рассматриваться как проблема дифференциации возможностей различных социальных групп в получении качественного дошкольного образования, а социально ущемленными группами следует считать группы, обладающие сравнительно худшими возможностями получения дошкольного образования, вне зависимости от фактора на это влияющего.

Основными задачами детских  садов в России являются:

 

-  охрана жизни и  укрепление здоровья детей.

 

-  обеспечение интеллектуального,  личностного и физического развития  детей.

 

-  осуществление необходимой  коррекции в развитии ребенка.

 

-  приобщение детей  к общечеловеческим ценностям.

 

-  взаимодействие с  семьей для обеспечения полноценного  развития ребенка.

 

       В настоящее  время в дошкольном образовании  России существует несколько  острых проблем, решение которых  требует определенных мероприятий.  Современный социум обладает  методами и средствами для  решения этих проблем. По большей  части решения проблем лежат  в сфере трансформации образовательной  политики.

 

 

 

                                           Библиографический список

 

Основная литература

 

  1. Громыко Г.Л. Теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 413 с.
  2. Едронова В.Н., Едронова М.В. Общая теория статистики. – М.: Юристъ, 2008. – 511 с.
  3.   Елисеева И.И. Социальная статистика //Под ред. чл.- кор. РАН И. И. Елисеевой . М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.
  4. Иващенко Г.А., Кильдишев Г.С., Шмойлова Р.А. Статистическое изучение основной тенденции и взаимосвязи в рядах динамики. – Томск: Издательство Томского ун-та, 2009. – 168 с.
  5. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования, 2008, №6, с. 4-20
  6. Кузина Н.А. Статистика: учеб. пособие/ Н.А. Кузина. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010.-112с.
  7. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 323 с.
  8. Рабинович П.М. Некоторые вопросы статистического исследования структуры социально-экономических исследований//Вестник статистики, - 2009. № 10. – С. 18-24.
  9. Российский статистический ежегодник. 2009. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России. 2010. – 617 с.
  10. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 342 с.
  11. Статистика: Учебное пособие/Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др. Под ред. канд. экон.наук В.Г. Ионина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с.
  12. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 479 с.

 

Дополнительная литература

  1. Вареничева Т. Лукавая статистика // Соц. защита. - 2007. - N 2. - С.3-6.
  2. Волков А. Статистика сейчас важна как никогда // Известия. - 1999. - 27 февр. - С.5.
  3. Волков А.Г. Население и рабочая сила в Российской Федерации. Тенденции и перспективы // Вопр. статистики. - 1999. - N 10. - С.39-45.
  4. Вопросы теории и практики статистики: Указатель литературы (1993-196 гг.): Демография // Вопр. статистики. - 1996. - N 11. - С.79-84.
  5. Глинский В.В. Статистический анализ: учеб. пособие / В.В.Глинский, В.Г.Ионин. - М., 1998. - 258с.
  6. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. - М.: Владос, 2003. - 270с.
  7. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 206с.
  8. Курс социально-экономической статистики: учебник / Под ред. М.Г.Назарова. - М., 2000. - 771с.

 

Интернет источники

  1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

 


Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования