Статистические данные в исследовании уровня образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………

15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.82 Кб (Скачать файл)

                                                                                                            Таблица 4

 Группировка районов  Омской области по числу мест  в дошкольные образовательные  учреждения (в % к итогу).

 Группы районов (мест)

Число районов (в % к итогу)

Число мест в ДОУ (в % к итогу)

300-631

32,2

19,1

631-962

32,2

28,7

962-1293

22,6

29,8

1293-1624

13

22,4

Итого

100,0

100,0


 

 

Рисунок 1 Группы районов омской области по числу мест в детские образовательные учреждения.

 

Из таблицы 4 видно, что в основном преобладает число районов 32,2%, на долю которых приходится больше мест в детские образовательные учреждения 19,1% и 28,7%. Более конкретный анализ взаимосвязи показателей можно сделать на основе аналитической группировки.

                                                                                                           Таблица 5

 Группировка районов  Омской области по числу мест  в дошкольные образовательные учреждения

 

 Группы районов  

Число районов 

Число мест в ДОУ

всего

в среднем на один район

300-631

10

5184

518,4

631-962

10

7770

777

962-1293

7

8069

1152,7

1293-1624

4

6058

1514,5

              Итого 

31

27081

873,6


 

2.2 Расчет относительных  величин

 

      Относительный  показатель представляет собой  результат деления одного абсолютного  показателя на другой и выражает  соотношение между количественными  характеристиками социально-экономических  процессов и явлений. При расчете  относительного показателя абсолютный  показатель, находящийся в числителе,  называется текущим (сравниваемым), а показатель, который находится  в знаменателе - основанием или  базой.[8]

     Относительные  показатели могут выражаться  в коэффициентах, процентах или  быть именованными.

                                                                                                          

 

 

 

 

Таблица 6

Муниципальное образование  в районах Омской области за 2006-2010 годы

Показатели      

Ед. измерения

2006

2007

2008

2009

2010

Число дошкольных образовательных  учреждений на конец отчетного года

Единица

404

411

416

414

414

Численность детей, посещающих ДОУ, на конец отчетного года

Человек

24235

26114

27449

28561

29817

Число мест в дошкольных образовательных учреждениях на конец отчетного года

Место

25353

26901

28533

30223

30913

Численность детей, состоящих  на учете для определения в  дошкольные учреждения, на конец отчетного  года

Человек

3561

5592

8117

9028

10917


                                                                                                     

 

 

      1) Относительный показатель динамики (ОПД) представляет собой отношение уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени (по состоянию на данный момент времени) к уровню этого же процесса или явления в прошлом[22]:

                                             (5)

 

 

Число мест в дошкольных образовательных учреждениях на конец отчетного года:

 

 

Численность детей, состоящих  на учете для определения в  дошкольные учреждения, на конец отчетного  года:

 

     Отсюда вывод,  что число мест в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось на 102% по сравнению с прошлым периодом, а численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждении, увеличилось  на 120%.

    2) Относительные показатели плана и реализации плана (ОПП) и (ОПРП). Все субъекты финансово-хозяйственной деятельности, в той или иной степени осуществляют как оперативное, так и стратегическое планирование, а также сравнивают реально достигнутые результаты с, ранее намеченными. Для этого используются относительные показатели плана (ОПП) и реализации плана (ОПРП):

                                              (6)

 

                                                      (7)

 

 

Предположим, что планируется  в 2011г. (т.к. последние данные за 2010 год) увеличить количество мест в дошкольные образовательные учреждения с 30913мест до 37000мест. При этом получается, что относительный показатель плана, представляющий собой отношение планируемой величины к фактически достигнутой, составит:

                                
 

Далее предположим, что их количество на 2011 г. Составило 38450. Тогда относительный показатель реализации плана, определяемый как отношение фактически достигнутой величины к ранее запланированной, составит:

 

Между относительными показателями плана, реализации плана  и 

динамики существует следующая взаимосвязь: .

В нашем примере: или .

Основываясь на этой взаимосвязи, по любым двум известным  величинам при необходимости всегда можно определить третью неизвестную величину.

3) Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого:

                                        (8)

                                                                                                              

                                                                                                                                    Таблица 7

Распределение дошкольных общеобразовательных учреждений по назначению в 2009 году

 

Структура учреждений

                         Объем 

Число учреждений

         % к итогу

1

Дошкольные образовательные учреждения по типам – всего в том числе:

46466 

100,00

2

дошкольные образовательные учреждения       из них:

43659 

93,90

3

детские сады,

22382

48,00

4

детские сады для детей раннего  возраста,

221

0,50

5

детские сады для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста,

18

0,04

6

детские сады общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, 

8486

18,30

7

детские сады компенсирующего вида ,

1439

3,10

8

детские сады присмотра и оздоровления,

526

1,13

9

детские сады комбинированного вида,

7544

16,20

10

центры развития ребенка - детские  сады; 

3043

6,50

11

образовательные учреждения для детей  дошкольного и младшего школьного  возраста из них:

2807

6,04

12

начальная школа - детский сад

2516

5,40

13

начальная школа - детский сад компенсирующего  вида

110

0,24

14

прогимназия

181

0,39


 

 

4) Относительный показатель координации (ОПК) представляет собой отношение одной части совокупности к другой части этой же совокупности:

 

                               (9)

  

           

 

 

 

2.3 Расчет средних величин

 

 

Простая среднеарифметическая величина представляет собой среднее  слагаемое, при определении которого общий объем данного признака в совокупности данных поровну распределяется между всеми единицами, входящими  в данную совокупность. Среднеарифметическая простая величина исчисляется по формуле:

                                                                                                  (10)

 

По данным таблицы 2 рассчитаем среднеарифметическую простую числа мест в дошкольные образовательные учреждения и численности детей, состоящих на учете для определения в ДОУ за  2010 год.

 

 

 

В среднем на один район  приходится 873,6 мест в ДОУ.

      Если объем  совокупности данных большой  и представляет собой ряд распределения,  то исчисляется взвешенная среднеарифметическая  величина.

Представим это в виде следующей формулы:

 где хi – вариант, а fi – частота или статистический вес.    (11)

 

По данным таблицы 2 рассчитаем, сколько детей  в среднем приходится на одно место в детское образовательное учреждение.

                                                                                                       Таблица 8

                             Количество детей для определения  в ДОУ.

 

Число мест в ДОУ (мест)

Численность детей, состоящих на учете  для определения в ДОУ (чел.)

 

                       1

                    2

                     3

737

433

319121

1035

171

176985

300

109

32700

655

106

69430

490

216

105840

1271

487

618977

1210

934

1130140

550

52

28600

725

437

316825

590

209

123310

1624

843

1369032

1150

406

466900

1134

240

272160

899

20

17980

1124

61

68564

500

117

58500

1396

172

240112

695

104

72280

497

10

4970

722

370

267140

947

24

22728

893

127

113411

602

202

121604

615

25

15375

1518

531

806058

1520

196

297920

438

196

85848

635

432

274320

602

187

112574

1145

185

211825

862

20

17240


                                                                                  

                                                                                                                                        

 

Среднее количество детей  на одно место может быть получено путем деления общей суммы  мест на количество детей.

Из этого можно сделать  вывод, что в среднем на одно место  в детское образовательное учреждение приходится 2 ребенка.

Кроме степенных средних  в статистике для относительной  характеристики величины варьирующего признака и внутреннего строения рядов распределения пользуются структурными средними, которые представлены, в основном, модой и медианой.                                                                     

        Мода  — это наиболее часто встречающийся  вариант ряда. Модой для дискретного  ряда является варианта, обладающая  наибольшей частотой. При вычислении  моды для интервального вариационного  ряда необходимо сначала определить  модальный интервал (по максимальной  частоте), а затем значение модальной  величины признака по формуле:

                                                                   (12)                            

где хо – начальная (нижняя) граница модального интервала;                                 h– величина интервала;                                                                                                

fМо - частота модального интервала;

fМо-1 – частота интервала, предшествующая модальному;

fМо+1– частота интервала следующая за модальным.

Медиана — это значение признака, которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности  части.

Для определения медианы  в дискретном ряду при наличии  частот сначала вычисляют полу сумму  частот (Σf/2) , а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее. Если отсортированный ряд содержит нечетное число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:

Ме = (n(число признаков в совокупности) + 1)/2,

в случае четного числа  признаков медиана будет равна  средней из двух признаков находящихся  в середине ряда.

При вычислении медианы для  интервального вариационного ряда сначала определяют медианный интервал, в пределах которого находится медиана, а затем — значение медианы  по формуле:

Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования