Статистические данные в исследовании уровня образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения.
В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:
- собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня жизни;
- изучить систему образования и образовательный потенциал России;
- рассчитать и проанализировать показатели уровня образования населения РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
4
Глава 1.Статистические методы в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………...
6
1.1 Статистика и её информационная база…………………………………
6
1.2 Статистические показатели уровня образования населения и развития системы обучения…………………………………………………
9
1.3 Применение пакета программ в статистическом анализе данных……
12
Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей в исследовании уровня образования населения и развития системы обучения……………

15
2.1 Сводка и группировка статистических данных………………………..
17
2.2 Расчет относительных величин…………………………………………
19
2.3 Расчет средних величин…………………………………………………
23
2.4 Показатели вариации…………………………………………………….
28
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ………………………………...
30
2.6 Анализ рядов динамики………………………………………………….
33
2.7 Применение индексного метода………………………………………...
35
Заключение……………………………………………………………………
38
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.82 Кб (Скачать файл)

Индекс уровня образования  является одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

- индекс грамотности взрослого  населения:

 

                                                                                                 (1)

где - уровень грамотности,

- совокупный показатель  числа поступивших в учебные  заведения первого, второго и  третьего уровней:

 

                                                                                     (2)

 

где - число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два  индекса:

 

                                                                             (3)

 

Модификация данного индекса  предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между  мужчинами и женщинами в уровне грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступенями  обучения.

В Таблице 1 приведены значения показателей, включенные в ИРЧП по группам  стран мира и России к середине 90-х гг.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится  на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся  в России тенденциях следует ожидать  сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России [4].

Таблица 1

Показатели образования, включенные в ИРЧП

Группа стран по уровню ИРЧП

Уровень грамотности взрослого населения,%

Совокупный валовый показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней, %

Индекс уровня образования

Всего

В том числе

женщины

мужчины

64 страны с высоким

95,7

95,3

96,2

79

0,9

66 стран со средним

83,3

76,9

89,5

66

0,77

44 страны с низким

50,9

38,3

63,0

47

0,50

Весь мир

77,6

71,4

83,7

62

0,72

Россия

99,0

99,0

99,0

78

0,92




 

 

    1. Применение пакета программ в статистическом анализе данных

     

Одним из обязательных этапов любого исследования является статистический анализ данных.  С появлением и  совершенствованием современных программ обработки данных статистическая обработка  поднялась на новый уровень. Достаточно владеть статистическими понятиями  и, самое главное, правильно выбрать  метод анализа. Все осуществимо  благодаря компьютеру и новейшим программам.

Все программы статистической обработки данных можно разделить  на профессиональные, полупрофессиональные (популярные) и специализированные. Статистические программы относятся к наукоемкому программному обеспечению. Профессиональные пакеты имеют большое количество методов анализа, популярные пакеты - количество функций, достаточное для универсального применения. Специализированные же пакеты ориентированы на какую-либо узкую область анализа данных.

MS Excel. Самой часто упоминаемой (и используемой) в отечественных статьях является приложение MS Excel из пакета офисных программ компании Microsoft MS Office. Причины этого кроются в широком распространении этого программного обеспечения, наличии русскоязычной версии, тесной интеграцией с MS Word и PowerPoint. Однако, MS Excel - это электронная таблица с достаточно мощными математическими возможностями, где некоторые статистические функции являются просто дополнительными встроенными формулами. Также в MS Excel невозможно построить качественные научные графики. Безусловно, MS Excel хорошо подходит для накопления данных, промежуточного преобразования, предварительных статистических прикидок, для построения некоторых видов диаграмм 
          SPSS (Statistical Package for Social Science). Самый часто используемый пакет статистической обработки данных с более чем 30-и летней историей http://www.spss.com  Отличается гибкостью, мощностью применим для всех видов статистических расчетов. Недавно вышла 13-я англоязычная версия. Существует русскоязычное представительство компании http://www.spss.ru которое предлагает полностью русифицированную версию SPSS 12.0.2 для Windows. Появился учебник на русском языке, позволяющий шаг за шагом освоить возможности SPSS, репетитор по статистике на русском языке, помогающий в выборе нужной статистической или графической процедуры для конкретных данных и задач, а также справка по SPSS Base и SPSS Tables.

STATISTICA. Производителем программы является фирма StatSoft Inc. (США) http://www.statsoft.com которая выпускает статистические приложения, начиная с 1985 года. STATISTICA включает большое количество методов статистического анализа (более 250 встроенных функций) объединенных следующими специализированными статистическими модулями: Основные статистики и таблицы, Непараметрическая статистика, Дисперсионный анализ, Множественная регрессия, Нелинейное оценивание, Анализ временных рядов и прогнозирование, Кластерный анализ, Факторный анализ, Дискриминантный функциональный анализ, Анализ длительностей жизни, Каноническая корреляция, Многомерное шкалирование, Моделирование структурными уравнениями и др.

NCSS. Программа развивается с 1981 года и рассчитана на непрофессионалов в области статистической обработки. Интерфейс системы многооконный и как следствие этого явления - немного непривычный в использовании. Все действия пользователя сопровождаются подсказками. Сейчас доступна версия 2004 г.

STATGRAPHICS PLUS. Довольно мощная статистическая программа. Содержит более 250 статистических функций, генерирует понятные, настраиваемые отчеты. Последняя доступная версия - 5.1.  
На какой программе остановить свой выбор? Безусловно, дороговизна программ не позволяет их менять. Поэтому имеет смысл посмотреть демо-версии, разобраться с работой и потом делать окончательный вывод. Русскоязычные версии (с документацией) имеют только SPSS и STATISTICA.

Что касается возможных рекомендаций, то они следующие:

- Если нужен мощный, общепризнанный  пакет с простым и понятным  даже начинающим пользователям  интерфейсом, то лучше воспользоваться  SPSS. 
         -Для начинающих и профессионалов, которым нужна подсказка и развитая документация на русском языке, можно рекомендовать STATISTICA. Это мощное приложение с профессиональными возможностями.

Глава 2. Расчет и анализ статистических показателей, характеризующих уровень образования населения и развития системы обучения

 

2.1 Сводка и группировка статистических данных

 

Сводка – это научная  обработка первичных данных с  целью получения обобщённых характеристик  изучаемого социально-экономического явления по ряду существенных для  него признаков с целью выявления  типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

Проведение сводки включает следующие этапы:

- выбор группировочного признака;

- определение порядка  формирования групп;

- разработка системы статистических  показателей для характеристики  групп и объекта в целом;

- разработка макетов статистических  таблиц для представления результатов  сводки.

Группировка – разбиение  общей совокупности единиц объекта  наблюдения по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой  в количественном и качественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить  структуру совокупности и проанализировать связи между отдельными признаками.

С помощью метода группировок  решаются следующие задачи:

- выделение социально-экономических  типов явлений;

- изучение структуры явления  и структурных сдвигов, происходящих  в нем;

- выявление взаимосвязи  и взаимозависимости между явлениями.

 

                                                                                                          Таблица 2

Совокупность районов  Омской области по числу мест в  дошкольные образовательные учреждения и численности детей, состоящих на учете для определения в ДОУ за  2010 год.

Районы Омской области

Число мест в ДОУ (мест)

Численность детей, состоящих на учете  для определения в ДОУ (чел.)

1

А

2

3

1.

Азовский 

737

433

2.

Большереченский

1035

171

3.

Большеуковский

300

109


4.

Горьковский

655

106

5.

Знаменский 

490

216

6.

Исилькульский

1271

487

7.

Калачинский

1210

934

8.

Колосовский

550

52

9.

Кормиловский

725

437

10.

Крутинский

590

209

11.

Любинский

1624

843

12.

Марьяновский

1150

406

13.

Москаленский

1134

240

14.

Муромцевский

899

20

15.

Называевский

1124

61

16.

Нижнеомский

500

117

17.

Нововаршавский

1396

172

18.

Одесский 

695

104

19.

Оконешниковский

497

10

20.

Павлоградский

722

370

21.

Полтавский 

947

24

22.

Русско-Полянский

893

127

23.

Саргатский

602

202

24.

Седельниковский

615

25

25.

Таврический

1518

531





                                                                                                               

Продолжение таблицы 2

 

26.

Тарский

1520

196

27.

Тевризский

438

196

28.

Тюкалинский

635

432

29.

Усть-Ишимский

602

187

30.

Черлакский 

1145

185

31.

Щербакульский

862

20





               

*[30]

 

Группировку производим по числу мест в дошкольные образовательные  учреждения.

Зададим количество групп – 4, а величину интервала определим по формуле:

                                                               (4)

Обозначим границы группы

1-я  группа 300-631;

2-я группа 631-962;

3-я группа 962-1293;

4-я группа 1293-1624.

                                                                                                          Таблица 3

 Группировка районов  Омской области по числу мест  в дошкольные образовательные  учреждения.                                                                                                     

 Группы районов (мест) 

Число районов 

Число мест в ДОУ 

300-631

10

5184

631-962

10

7770

962-1293

7

8069

1293-1624

4

6058

Итого

31

27081


 

Структурная группировка по числу мест в дошкольные образовательные учреждения будет иметь вид:

Информация о работе Статистические данные в исследовании уровня образования