Статистические исследования и особенности выборочного наблюдения в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ 4
1.1. Этапы и методы статистических исследований 4
1.2. Понятие и характеристика статистического наблюдения 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИЗМЕ 9
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ И ОШИБОК РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

Статистика. Выборочное наблюдение в туризме (курсовая).docx

— 82.64 Кб (Скачать файл)

К туристическо-экскурсионным  услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:

I. Туристические  услуги:

    • услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;
    • туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;
    • туристические походы выходного дня;
    • услуги для делового туризма;
    • рекламно-информационные услуги;
    • услуги по предоставлению мест проживания;
    • прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).

II. Экскурсионные  услуги:

    • реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;
    • экскурсии, которые подразделяются:
    • по видам - обзорные, тематические, музейные, пешеходные;
    • по месту проведения - городские, загородные, на маршрутах выходного дня;
    • по видам используемых транспортных средств - теплоходные, авиационные, автобусные и прочие.

Среди туристических  фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению  и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели:

    • число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров);
    • численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания);
    • основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды).

Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно  или периодически предоставляющие  туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две  категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся  фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц  в семье, а все места подчиняются  единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.

К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая  площадь (площадь номеров и подсобных  помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено  место-дней (в целом и дифференцирование  для российских и иностранных  граждан, прибывших из стран СНГ  и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.

Учет  движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет  проанализировать использование номерного  фонда гостиницы. Единицей учета  выступает один место-день, за который  принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:

Эффективность деятельности фирм в сфере туризма  может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых  поступлений) и социально (рост занятости  при росте спроса на туристические  услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно  охарактеризовать на основе следующей  системы показателей:

или

где Д - доход  от основной деятельности; Т - численность занятых; Н- нагрузка на персонал - число обслуженных туристов в среднем на одного занятого; П - длительность пребывания туриста: У - удельная доходность за один место-день.

Система показателей в сфере туризма  включает следующие основные разделы:

    • показатели спроса на туристические услуги;
    • показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);
    • показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;
    • показатели производства туристических услуг и их реализации;
    • показатели финансового состояния и эффективности туризма;
    • макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

Малоизученным направлением в сфере туризма  является обобщение результатов  деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию  туристических расходов и две  экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:

1. Комплексные  поездки, пакеты услуг на отдых,  комплексные туры.

2. Размещение.

3. Питание  и напитки;

4. Транспорт  (воздушный, водный, сухопутный).

5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.

6. Посещение  магазинов.

7. Прочие  расходы (финансовые, медицинские  и образовательные услуги, дорожные  расходы).

Первая <Модель соотношения расходов> построена  на соотношении данных, характеризующих  расходы на размещение туристов в  коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:

    • сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения,
    • обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;
    • вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;
    • поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая <Модель стоимостного коэффициента расходов> строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:

1. На основе обследования домохозяйств определяются такие показатели:

    • число лиц в путешествующей группе;
    • сезон года, в который осуществлена поездка;
    • продолжительность ночевок по видам размещения;
    • расстояние, покрытое в средствах транспорта.

2. Учет стоимости  тарифов на туристские услуги  включает:

    • стоимость одной ночевки в коллективном средстве размещения в посещаемом месте;
    • стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;
    • стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;
    • средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.

3. Умножением  соответствующих показателей (1 и  2) получают оценку расходов посетителей  на туристское обслуживание.

Составлением  общей суммы расходов посетителей  туристов с их числом, соотношения  доходов, прибыли и налоговых  поступлений от туристической сферы  и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности  развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных  возможностей для развития туристической  индустрии.

 

Глава III. Определение  объема выборки и ошибок

репрезентативности  при проведении выборочных

обследований в туризме.

 

 

Задание:

В результате выборочного обследования, проводимого  в 2005 году среди туристских фирм города, получен ряд распределения. Цель обследования: определить среднемесячное количество реализованных путевок. Полученные данные, представленные в  таблице, являются результатом 20%-ного случайного бесповторного отбора.

Количество реализованных путевок

Число туристских фирм

до 10

3

10-20

5

20-30

2

30-40

10

40-50

6

50 и более

4


 

По данным 2005 года определить среднее количество реализованных путевок по выборочной совокупности, среднюю ошибку выборки, предельную ошибку выборки, установить границы (пределы), в которых колеблется среднемесячный объем реализованных  путевок. Расчет данных производится с  вероятностью 0,683. Применить графический  метод для наглядного отображения  структуры исходных данных.

На основе обследования проведенного в 2005 году, т.е. с использованием дисперсии  и  предельной ошибки за 2005 год, определить объем выборки для планируемого  в 2007 году аналогичного обследования при  условии, что количество туристских фирм в городе уменьшится на 30%. Выводы.

 

Решение:

Структуру исходных данных представим в виде гистограммы

Рис. 1 – Гистограмма  выборочного распределения реализованных  путевок туристическими фирмами  города

 

Нетрудно  увидеть, что распределение близко к нормальному.

Для того, чтобы рассчитать статистические характеристики данного интервального распределения  перейдем от интервального ряда к  моментному. Для этого каждому  интервалу числа реализованных  путевок сопоставим его центральное  значение. Первый интервал уточним  до [0; 10], последний - до [50-60].

Среднее количество реализованных путевок  рассчитаем по формуле средней арифметической взвешенной:

 

где n – общее число туристических фирм в выборке; xk – усредненное количество реализованных путевок, соответствующих k-му интервалу реализованных путевок; nk – число туристических фирм, соответствующих k-му интервалу реализованных путевок.

Для расчета  средней ошибки выборки необходимо предварительно рассчитать выборочную дисперсию выборки:

 

Промежуточные расчеты показателей выборочного  среднее и выборочной дисперсии  представим в таблице 1

Таблица 1

Промежуточные расчеты показателей выборочного  среднее и выборочной дисперсии

k

xk

nk

xk·nk

x2k·nk

1

5

3

15

75

2

15

5

75

1125

3

25

2

50

1250

4

35

10

350

12250

5

45

6

270

12150

6

55

4

220

12100

Сумма

30

980

38950

Среднее

32,67

1298,33


 

Таким образом:

 

 

Средняя ошибка при бесповторном отборе выборки составляет:

 

где  δ  - доля выборки в генеральной  статистической  совокупности, из которой  извлечена выборка, объемом n.

В рассматриваемом  случае:

 

Предельная  ошибка  выборки Δ определяется по формуле:

 

Здесь t – коэффициент доверия (соответствует заданной доверительной вероятности).

Для доверительной  вероятности 0,683 коэффициент доверия  составляет 1, следовательно, предельная ошибка равна средней ошибке:

Информация о работе Статистические исследования и особенности выборочного наблюдения в туризме