Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:12, курсовая работа
Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ 4
1.1. Этапы и методы статистических исследований 4
1.2. Понятие и характеристика статистического наблюдения 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИЗМЕ 9
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ И ОШИБОК РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24
К туристическо-экскурсионным
услугам в соответствии с Общероссийским
классификатором услуг
I. Туристические услуги:
II. Экскурсионные услуги:
Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели:
Под средствами
размещения понимаются субъекты, регулярно
или периодически предоставляющие
туристам размещение для ночевки. По
классификации ВТО выделяются две
категории средств размещения: индивидуальные
и коллективные. К последним относятся
фирмы, предоставляющие
К статистическим
показателям деятельности гостиниц
относятся: число гостиниц, общая
площадь (площадь номеров и подсобных
помещений), единовременная вместимость
(число установленных
Учет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:
Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:
или
где Д - доход от основной деятельности; Т - численность занятых; Н- нагрузка на персонал - число обслуженных туристов в среднем на одного занятого; П - длительность пребывания туриста: У - удельная доходность за один место-день.
Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:
Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:
1. Комплексные
поездки, пакеты услуг на
2. Размещение.
3. Питание и напитки;
4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).
5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.
6. Посещение магазинов.
7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образовательные услуги, дорожные расходы).
Первая <Модель соотношения расходов> построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:
1. На основе обследования домохозяйств определяются такие показатели:
2. Учет стоимости тарифов на туристские услуги включает:
3. Умножением
соответствующих показателей (1 и
2) получают оценку расходов
Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых поступлений от туристической сферы и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.
Задание:
В результате выборочного обследования, проводимого в 2005 году среди туристских фирм города, получен ряд распределения. Цель обследования: определить среднемесячное количество реализованных путевок. Полученные данные, представленные в таблице, являются результатом 20%-ного случайного бесповторного отбора.
Количество реализованных |
Число туристских фирм |
до 10 |
3 |
10-20 |
5 |
20-30 |
2 |
30-40 |
10 |
40-50 |
6 |
50 и более |
4 |
По данным 2005 года определить среднее количество реализованных путевок по выборочной совокупности, среднюю ошибку выборки, предельную ошибку выборки, установить границы (пределы), в которых колеблется среднемесячный объем реализованных путевок. Расчет данных производится с вероятностью 0,683. Применить графический метод для наглядного отображения структуры исходных данных.
На основе
обследования проведенного в 2005 году,
т.е. с использованием дисперсии
и предельной ошибки за 2005 год, определить
объем выборки для
Решение:
Структуру исходных данных представим в виде гистограммы
Рис. 1 – Гистограмма
выборочного распределения
Нетрудно увидеть, что распределение близко к нормальному.
Для того,
чтобы рассчитать статистические характеристики
данного интервального
Среднее количество реализованных путевок рассчитаем по формуле средней арифметической взвешенной:
где n – общее число туристических фирм в выборке; xk – усредненное количество реализованных путевок, соответствующих k-му интервалу реализованных путевок; nk – число туристических фирм, соответствующих k-му интервалу реализованных путевок.
Для расчета средней ошибки выборки необходимо предварительно рассчитать выборочную дисперсию выборки:
Промежуточные
расчеты показателей
Таблица 1
Промежуточные
расчеты показателей
k |
xk |
nk |
xk·nk |
x2k·nk |
1 |
5 |
3 |
15 |
75 |
2 |
15 |
5 |
75 |
1125 |
3 |
25 |
2 |
50 |
1250 |
4 |
35 |
10 |
350 |
12250 |
5 |
45 |
6 |
270 |
12150 |
6 |
55 |
4 |
220 |
12100 |
Сумма |
30 |
980 |
38950 | |
Среднее |
32,67 |
1298,33 |
Таким образом:
Средняя ошибка при бесповторном отборе выборки составляет:
где δ - доля выборки в генеральной статистической совокупности, из которой извлечена выборка, объемом n.
В рассматриваемом случае:
Предельная ошибка выборки Δ определяется по формуле:
Здесь t – коэффициент доверия (соответствует заданной доверительной вероятности).
Для доверительной вероятности 0,683 коэффициент доверия составляет 1, следовательно, предельная ошибка равна средней ошибке:
Информация о работе Статистические исследования и особенности выборочного наблюдения в туризме