Статистические методы изучения коньюктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой заключается в изучении статистических методов анализа конъюнктуры рынка.
В расчётной части необходимо решить задачи на исследование совокупности, выявление наличия корреляционной связи меду признаками (зависимость цены 1 кв.м общей площади жилья от его места расположения), применение выборочного метода в финансово-экономических задачах и использование индексного метода в задачах.
В аналитической части работы продемонстрированы методы оценки и анализа изменения параметров рынка с помощью динамических рядов на примере оборота розничной торговли в России с 2003 по 2008 годы.
Для автоматизированного статистического анализа данных в работе используется табличный процессор MS Excel.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть………………………………………………………….4
1.1. Конъюнктура рынка как объект статистического изучения…..…………4
1.2. Система статистических показателей, характеризующих конъюнктуру рынка …………………………………………………………………………….6
1.3. Применение метода анализа рядов динамики в изучении конъюнктуры рынка ………………………...................................................................................8
5. Расчетная часть………………………………………………………………..12
6. Аналитическая часть………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

кр по статистике.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

    Одной из важнейших задач статистики является изучение изменений анализируемых  показателей во времени, т.е. их динамика. Это возможно сделать при помощи анализа рядов динамики. Ряд динамики – это хронологически упорядоченный ряд числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени. Основные элементы ряда динамики – время t и конкретное значение показателя y. Строя и анализируя ряды динамики, мы можем выявить и измерить закономерности рынка во времени. Необходимо отделить основную тенденцию – тренд от случайных влияний. Ряды могут быть моментными и интервальными. Ряды динамики подразделяют на ряды динамики абсолютных, средних и относительных величин. Уровни динамики должны быть сопоставимы по методологии расчёта показателя, территории, продолжительности периодов, охватываемого объекта, единицам измерения и другим признакам.

    При анализе интенсивности изменений  рынка во времени используют показатели, получаемые в результате сравнения  уровней: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. В систему средних  показателей входят средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста. Сравниваемый уровень называют отчётным, а уровень, с которым производят сравнение – базисным. Важнейший статистический показатель анализа динамики – это абсолютное изменение – абсолютный прирост. Абсолютное изменение характеризует увеличение или уменьшение ряда за определённый промежуток времени. Для оценки рыночной конъюнктуры, это, безусловно, важный показатель. Чтобы оценить интенсивность (изменения уровня динамического ряда за какой-либо промежуток времени) исчисляются темпы роста (снижения). Интенсивность изменения оценивается отношением отчётного уровня к базисному. Коэффициент роста – показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы – показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производят сравнение. Темп роста – это показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в процентах. Темп прироста (сокращения) показывает относительную оценку скорости измерения уровня ряда в единицу времени. Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу сравнения. Темп прироста может быть положительным, отрицательным или нулевым. С помощью этих показателей можно отслеживать тенденции развития рынка: какие товары пользуются спросом, а на какие он падает; выпуск каких товаров целесообразно планировать и т.д.

       Ряды динамики позволяют выявить сезонную компоненту в динамике рыночных явлений. Сезонные колебания – регулярно повторяющиеся подъёмы и снижение уровней динамического ряда внутри года на протяжении ряда лет. Сезонные колебания характеризуются в статистике индексами сезонности. Средние показатели сезонности для одноименных кварталов используются в анализе для того, чтобы исключить сезонность из данных и включить сезонность в прогноз. Исключение сезонности позволяет получить более ясную картину тенденции.

      Долгосрочные  прогнозы требуют изучения более  полной картины поведения рынка. Необходимо изучить причины, условия  формирования объекта исследования. Для этого анализируют системы  рядов динамики, изучают корреляцию на основе рядов динамики.

     Статистические методы изучения рыночной конъюнктуры

  • Метод группировки - позволяет проанализировать  структурные сдвиги в рыночных процессах, выявить влияние на рыночную  конъюнктуру крупных рыночных компонентов.
  • Индексный метод применяется при  изучении динамических характеристик рыночных явлений и процессов.
  • Метод анализа динамических рядов позволяет проследить изменения показателей  товарного или территориального рынка во времени.

    Ряд динамики (временной ряд) - это ряд  статистических данных, отражающих развитие конкретного явления. Анализируя их можно выделить важную информацию о динамике рынка, установить тенденции и закономерности, рассчитать необходимые средние и относительные показатели за исследуемый отрезок времени.

  •         Расчёт трендовых моделей. С помощью трендового анализа  можно  разложить наблюдаемые колебания элементов  динамического ряда на составляющие: тренд, сезонные колебания, конъюнктурные колебания. Содержательность анализа можно повысить, сравнивая тесноту связи между рядами при выделенном тренде и без него. Здесь можно выделить особенно ценную дополнительную информацию о  исследуемом процессе.
  • Регрессионный анализ позволяет решать более сложные задачи, чем трендовый. С его помощью можно получить  числовую характеристику характера связей между изучаемыми рыночными показателями. Регрессионный анализ играет важную роль среди других методов  изучения рынка. Содержательный анализ регрессионных моделей – задача исследователя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Расчётная часть

      По  результатам выборочного наблюдения на рынке недвижимости города за неделю получены следующие данные (выборка 20%-ная механическая с пропорциональным отбором внутри типических групп) о цене 1 кв. метра общей площади однокомнатных квартир:

      В проводимом статистическом исследовании объекты недвижимости выступают как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образует вся недвижимость города. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Рейтинг района города по удалённости от центра и Цена 1 кв. м общей площади квартиры.

      Выборочные  данные представлены в табл.1.

Таблица 1

Исходные  данные

№ п/п Рейтинг района города по удалённости от центра Цена 1 кв.м общей  площади квартиры, у.е. № п/п Рейтинг района города по удалённости от центра Цена 1 кв.м общей  площади квартиры, у.е.
1 2 361,1 21 2 405,2
2 5 186,7 22 5 210,5
3 2 177,6 23 5 193,3
4 1 406,4 24 1 437,5
5 5 310,2 25 4 267,8
6 6 321,0 26 2 340,9
7 3 390,4 27 2 394,9
8 3 187,3 28 5 266,7
9 2 403,1 29 3 157,9
10 1 433,3 30 2 359,2
11 6 187,3 31 4 286,1
12 1 386,1 32 1 380,8
13 3 138,9 33 4 284,2
14 1 481,4 34 3 350,0
15 4 256,2 35 3 392,5
16 4 266,9 36 2 480,5
17 6 117,0 37 3 402,8
18 6 293,9 38 1 394,1
19 1 500,0 39 4 350,1
20 2 350,0 40 2 363,0

Задание 1

    По  исходным данным:

  1. Постройте статистический ряд распределения объектов недвижимости по признаку - цена 1 кв.м общей площади квартиры, образовав шесть групп с равными интервалами.
  2. Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.

    Сделайте  выводы по результатам выполнения задания.

    Задание 2

    По  исходным данным:

  1. Установите наличие и характер связи между признаками – рейтинг района месторасположения квартиры по удалённости от центра (чем выше значение рейтинга, тем дальше от центра) и цена 1 кв.м общей площади квартиры методом аналитической группировки, образовав шесть групп с равными интервалами по факторному признаку.
  2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

          Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Задание 3

      По  результатам выполнения задания 1 с  вероятностью 0,997 вычислите:

  1. Ошибку выборки средней цены 1 кв.м общей площади однокомнатной квартиры и границы, в которых будет находится средняя цена 1 кв.м общей площади однокомнатной квартиры в генеральной совокупности.
  2. Ошибку выборки доли квартир со средней ценой 1 кв.м общей площади 308,5 у.е. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Задание 4

      Имеются следующие данные об обороте розничной  торговли на вещевых, смешанных и  продовольственных рынках городов  региона:

Город Объём продаж в сопоставимых ценах, млн.руб. 2-й  год в %

к 1-му году

3-й  год в %

ко 2-му году

в сопоставимых ценах 

(ценах  1-го года)

1-й  год 3-й  год
I 1906,2 2319,9 109,0 115,0
II 42,8 49,7 103,0 103,0
III 369,3 459,6 120,0 112,0
IV 11,6 12,2 94,0 107,0
V 606,0 672,2 99,0 82,0
 

      По  каждому городу и для всех городов  вместе вычислите базисные (к 1-му году) индексы:

  • оборота розничной торговли в текущих ценах;
  • оборота розничной торговли в сопоставимых ценах;
  • цен;
  • абсолютные приросты оборота розничной торговли за счёт изменения физического объёма продажи товаров, за счёт изменения цен на товары.

    Сделайте  выводы.  
     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

       Задание 1.

     Решение:

     По  исходным данным:

     1). Построить статистический ряд распределения организаций по признаку - Цена 1кв. м. общей площади квартиры, образовав шесть групп с равными интервалами. 

     Величина интервала в ряду распределения определяется по формуле:

      ;      где n-число групп         

       

     Таблица 1. Ряд распределения затрат по цене за 1кв. м. общей площади квартиры.

Группы  районов

по цене 1 кв.м. общей

площади квартиры

Число квартир Накопленные частоты
Абсолют. Относит.
x f d=  
117-180,8 4 10,0 4
180,8-244,6 5 12,5 9
244,6-308,4 7 17,5 16
308,4-372,2 9 22,5 25
372,2-436 11 27,5 36
436-500,0 4 10,0 40
Всего      40      100,0       

Информация о работе Статистические методы изучения коньюктуры рынка