Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа
Целью данной работы является проведение исследования статистических методов изучения условий труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть условия труда на предприятии.
2) Изучить критерии оценки условий труда на предприятии (в организации).
3) Описать технику безопасности на предприятии.
В практической части работы представлено решение задач по теме исследования.
1. Теоретическая часть…………………………………………………………..3
1.1. Введение…………………………………………………………….……….3
1.2. Условия труда на предприятии……………………...…………………....4
1.3. Критерии оценки условий труда на предприятии (в организации)……10
1.4. Техника безопасности на предприятии…………………………………12
1.5. Заключение………………………………………………………………..17
1.6. Список использованной литературы……………………………………18
2. Практическая часть……………………………….…………………………19
2.1. Задание 1……………………………………………………… ………….19
2.2. Задание 2………………………………………………………………….25
2.3. Задание 3…………………………………………………………………..30
2.4. Задание 4…………………………………………………………………..35
2.5. Задание 5…………………………………………………………………..40
2.6. Задание 6………………………………………………………………….44
Министерство сельского хозяйства
ФГОУ ВПО Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина
Кафедра Финансы и диагностика предприятия
Курсовая работа
На тему: «Статистические методы изучения условий труда»
Выполнила:
Студентка 2 курса ИЭФ 22 группы
Преподаватель:
Москва 2012.
Содержание:
1. Теоретическая часть……………………………
1.1. Введение…………………………………………………………
1.2. Условия труда на предприятии……………………...………………….
1.3. Критерии оценки условий труда на предприятии (в организации)……10
1.4. Техника безопасности на предприятии…………………………………12
1.5. Заключение……………………………………………………
1.6. Список использованной литературы……………………………………18
2. Практическая часть………………………………
2.1. Задание 1……………………………………………………… ………….19
2.2. Задание 2………………………………………………………
2.3. Задание 3………………………………………………………
2.4. Задание 4………………………………………………………
2.5. Задание 5………………………………………………………
2.6. Задание 6………………………………………………………
1. Теоретическая часть.
1.1.Введение. Обеспечение повышения производительности труда является необходимой предпосылкой устойчивого экономического роста страны.
Совершенствование методологии статистического исследования социально-экономических факторов роста производительности труда в промышленности является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем российской статистической науки и практики. Принципиально новые положения, вошедшие в формирование стратегии социально-экономического развития народного хозяйства страны на современном этапе, заострили внимание и обусловили поиск более эффективного подхода к данному вопросу.
Несмотря на значительное число исследований в области производительности труда, некоторые важные аспекты данной проблемы изучены в недостаточной мере. Это касается, прежде всего, исследования социально-экономических факторов роста производительности труда в промышленности. Сосредоточение внимания на повышении производительности труда за счет использования современных достижений науки и техники ослабило стремление ученых и практиков к изучению социальной стороны производства, быта, досуга, что не могло не привести к снижению заинтересованности работников в результатах труда, ослаблению дисциплины и другим негативным явлениям.
Целью данной работы является проведение исследования статистических методов изучения условий труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть условия труда на предприятии.
2) Изучить критерии оценки условий труда на предприятии (в организации).
3) Описать технику безопасности на предприятии.
В практической части работы представлено решение задач по теме исследования.
1.2. Условия труда на предприятии. Человек трудится в определенной производственной среде, которая воздействует на него и влияет на результативность труда, а при несоблюдении некоторых требований делает труд невозможным. Поэтому благоприятные условия труда являются необходимым элементом организации труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. Факторов, воздействующих на человека, на его здоровье и работоспособность, много. Чтобы в них разобраться, необходимо их классифицировать. Если все эти факторы условно поместить в некоторую замкнутую фигуру и разделить ее на четыре сектора, то каждый из них будет представлять какую-то определенную совокупность факторов, формирующих условия труда. По признаку зависимости от места и источника происхождения все факторы можно разделить на две большие группы: 1) факторы, не зависящие от особенностей производства (сектора 1, 2); 2) факторы, определяемые особенностями производства (сектора 3, 4). Каждую из указанных групп факторов в свою очередь можно также разделить на две части. Среди факторов, не зависящих от особенностей производства, выделяют факторы естественно-природные, которые определяются географическим районом местоположения предприятия (сектор 1), и факторы социально-экономические, определяемые обшей экономической ситуацией в стране, системой принятого в государстве трудового законодательства, совокупностью социальных благ и гарантий (сектор 2). Другая часть объединяет факторы, зависящие от особенностей данного производства и его коллектива. Эти факторы в свою очередь формируются, с одной стороны, под воздействием особенностей применяемой на данном производстве техники, технологии, установленной организации производства и труда. Эту группу называют производственными факторами (сектор 3). С другой стороны, условия на предприятии формируются также под воздействием особенностей персонала. Эту группу факторов можно назвать социально-психологическими (сектор 4). Рассмотрим подробнее все группы факторов. Естественно-природные факторы (сектор 1) включают в себя факторы: географо-климатические — географическую широту, высоту над уровнем моря, рельеф местности, климат, подвижность и влажность воздуха и др.; геологические — условия залегания полезных ископаемых, горное давление, температуру, влажность в рабочей зоне, замкнутость пространства; биологические — особенности флоры и фауны данной местности, контакт человека с опасными животными, птицами, насекомыми, микроорганизмами, растениями. Человек имеет ограниченные возможности непосредственного влияния на естественно-природные факторы. Но игнорировать их нельзя, с ними необходимо считаться и принимать опосредствованные меры, защищающие от неблагоприятного их воздействия. Социально-экономические факторы (сектор 2) определяют положение трудящихся в обществе в целом. Они находят свое выражение в Конституции РФ; в Трудовом кодексе Российской Федерации; других законах и нормативных актах, регламентирующих оплату труда, подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала; в совокупности социальных благ и гарантий. Нормативно-правовые акты государства устанавливают продолжительность рабочего времени в смену и неделю, санитарные нормы и правила, возраст выхода на пенсию, льготы по беременности и родам, льготы многодетным семьям, учащимся без отрыва от производства и др. Помимо этого на условия труда оказывает большое влияние общее социально-экономическое положение в стране и регионе. Производственные факторы (сектор 3) — наиболее обширная группа факторов, порождаемых особенностями данного производства и формирующих специфические условия труда. Среди них выделяют факторы: технико-технологические, определяемые особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда и др. Под воздействием этой подгруппы факторов формируются величины физической и нервно-психической нагрузок на организм человека, а труд может быть признан нормальной тяжести и напряженности, тяжелым, напряженным, особо тяжелым, особо напряженным; санитарно-гигиенические, к которым относятся: микроклимат (температура, влажность, атмосферное давление и скорость движения воздуха), шум, вибрация, запыленность, загазованность, излучения (тепловое, ультрафиолетовое, электромагнитное, ионизирующее и др.), освещенность (общая и местная), контакт частей тела с водой, маслом, вредными и опасными веществами, объем и общее состояние рабочих помещений. В соответствии с сочетанием этих факторов условия труда могут быть признаны нормальными, вредными или особо вредными; опасности механических повреждений, поражения электрическим током, химическими веществами, радиацией и др.; эргономические (инженерно-психологические), определяемые степенью приспособленности конструкций машин и оборудования к психофизиологическим и антропометрическим характеристикам предполагаемых исполнителей; удобством планировки техники, оснастки, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса; удобством и эффективностью обслуживания машин, механизмов, оборудования; эстетические, определяемые архитектурно-планировочными и художественными решениями интерьеров и экстерьеров помещений, эстетически выразительной формой и цветовой гаммой средств труда, спецодежды, соответствующим оформлением зон отдыха, цеховой графикой, выбором лакокрасочных покрытий и другими художественными средствами; организационные, к которым относятся: уровень разделения труда, формы его кооперации, состояние нормирования труда, сменность работы, внутрисменный режим труда и отдыха, организация рабочих мест, рабочая поза, система обслуживания рабочих мест и др.; материальные, вытекающие из принятых на предприятий форм, систем и размеров оплаты труда, доплат, надбавок, премирования; хозяйственно-бытовые на производстве, складывающиеся из организации внутрисменного питания работников, медицинского обслуживания, наличия бытовок, умывальников, душей, туалетов и их состояния, наличия стирки, химчистки, ремонта спецодежды и обуви, системы уборки рабочих мест, помещений, территории и т.п. Социально-психологические факторы (сектор 4) определяются составом и особенностями персонала предприятия. Здесь можно выделить несколько подгрупп: а) социальный и демографический (половозрастной) состав персонала; б) совокупность интересов работников, их ценностных ориентации; в) стиль руководства в подразделениях и на предприятии и другие моменты. Под их воздействием формируется морально-психологический климат на предприятии, выражающийся в уровне стабильности персонала, его сплоченности, характере взаимоотношений между группами работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе. Каждый из рассмотренных факторов внешней производственной среды характеризуется определенным показателем или их совокупностью и оказывает то или иное воздействие на состояние человека, его работоспособность. При превышении нормируемых уровней каждый из санитарно-гигиенических факторов неблагоприятен для здоровья и работоспособности человека. Если же одновременно действуют несколько неблагоприятных факторов внешней среды, то они взаимно усиливают вредное воздействие каждого из них. Существуют три направления совершенствования условий труда: 1) минимизация воздействия некоторых факторов, таких, например, как: шум, вибрация, загазованность, запыленность, ионизирующие излучения, опасность получения механических травм и др.; 2) максимизация таких факторов, как: эргономическая, эстетическая и организационная комфортность на рабочих местах, морально-психологический климат в коллективе, безопасность труда, хозяйственно-бытовая обустроенность на производстве и др.; 3) оптимизация таких факторов, как: освещенность, микроклимат, демографическая и социальная структура персонала, материальные условия труда и др. Конкретные меры по улучшению условий труда необходимо рассматривать по каждому из факторов, на них воздействующих. В процессе труда человек нуждается в периодическом кратковременном отдыхе для поддержания на определенном уровне своей работоспособности. На предприятии в целом, а иногда и в от дельных его подразделениях устанавливается единый для предприятия (подразделения) режим труда и отдыха, представляющий собой порядок чередования периодов работы и перерывов на отдых и их продолжительность. Такой режим (режимы) устанавливается исходя из конкретных особенностей деятельности на предприятии (в подразделении). Чередование периодов труда и отдыха имеет свои закономерности в течение рабочей смены (рабочего дня), недели, месяца, года.
В связи с этим различают внутрисменные, многосменные — недельные и годовые режимы труда и отдыха. Внутрисменный режим устанавливается с учетом фазного изменения работоспособности человека в течение рабочего дня. Существует три фазы работоспособности: врабатывание, нарастание трудоспособности; устойчивая высокая работоспособность; снижение работоспособности, утомление. После обеденного перерыва эти фазы повторяются, однако они изменяются по продолжительности и величине: фаза врабатывания менее продолжительна, фаза устойчивой работоспособности не достигает до обеденного уровня, фаза утомления наступает раньше и длится дольше, чем до обеденного перерыва. Фаза врабатывания, или адаптации, характеризуется нарастающей работоспособностью, что выражается в улучшении психофизиологических показателей работников и результатов их труда. Продолжительность фазы врабатывания может длиться от нескольких минут до 1,5 ч, что зависит от особенностей выполняемой работы и самого человека. Фаза высокой устойчивой работоспособности может продолжаться 2—3 ч и более. Для нее характерны наименьшие затраты труда на выполнение определенной работы, высокие показатели ее качества. В это время работник, как правило, достигает наилучших результатов деятельности. Фаза падения работоспособности наступает в результате накапливающегося утомления. Снижается внимание, замедляются реакции на внешние раздражители, возрастает вероятность ошибочных действий, замедляется скорость решения производственных задач, ухудшаются общие результаты работы. Задача установления рационального режима труда и отдыха состоит в том, чтобы обеспечить быструю врабатываемость людей, максимально увеличить период устойчивой высокой работоспособности и сократить фазу утомления. На предприятиях нередко используется функциональная музыка — музыка, сопровождающая процессы труда в производственной обстановке для повышения работоспособности. Многосменные недельные режимы труда и отдыха используются на предприятиях, работающих в несколько смен: днем, вечером, а иногда и ночью. После продолжительного отдыха достигнуть сразу высокой работоспособности очень трудно. В середине недели работоспособность имеет наивысшие показатели, а к концу недели она заметно снижается. Большие проблемы возникают у предприятий, специфика деятельности которых предполагает многосменную работу, особенно работу в ночную смену. Нормальный суточный цикл человека таков, что наибольшая работоспособность у него приходится на утренние и дневные часы. В это время активизируются все жизненные функции организма: повышаются температура тела, мышечная активность, деятельность нервной системы и сердца, возбудимость зрительных и слуховых анализаторов. Вечером и особенно в ночные часы работоспособность резко снижается. Все это следует учитывать при определении времени начала и окончания рабочих смен, времени перерывов на отдых и личные надобности. Продолжительность работы ночью должна быть меньше, чем днем. В ночные смены обязательны перерывы на обед и регламентированный отдых. Чередование смен следует устанавливать в соответствии с естественным суточным ритмом: утро — день — вечер — ночь. Продолжительность работы в одну и ту же смену должна быть такой, чтобы не создавать условия для частой перестройки динамического стереотипа. При решении этого вопроса следует идти на компромисс между биологическими и социальными потребностями человека. Биологические закономерности функционирования организма диктуют необходимость перехода из одной смены в другую через значительные (до одного месяца) промежутки времени. Социальные потребности требуют частой перемены сменности работы. Компромиссным может быть решение, когда «пересменки» происходят раз в 5—7 дней.
1.3. Критерии оценки условий труда на предприятии (в организации). В зависимости от баланса организма человека и окружающей его среды могут возникнуть благоприятные и неблагоприятные условия труда.
Благоприятными можно
считать условия, при которых
совокупность образующих их элементов
не оказывает отрицательного влияния
на организм человека, а, напротив, способствует
его духовному и физическому
развитию, повышению интереса к работе,
большей удовлетворенности
Поэтому на предприятии очень важно правильно определять содержание элементов, составляющих условия труда, объективно оценивать их комплексное влияние на человека в процессе труда, а также систематически анализировать изменение условий труда под воздействием совершенствования производства и гуманизации труда. Для этой цели специалистами НИИ труда разработана количественная оценка условий труда на основе расчета индивидуальных коэффициентов по отдельным факторам (элементам) условий труда и интегрального коэффициента по совокупности индивидуальных коэффициентов (т.е. по всем факторам).
В качестве критериев оценки условий труда приняты четыре группы показателей: тяжесть работы в соответствии с медико-физиологической классификацией; соблюдение предельно допустимой концентрации (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) производственной среды; степень комфортности условий труда; соблюдение работниками требований охраны труда и техники безопасности (ОТ и ТБ).
Влияние каждого показателя учитывается на конкретном рабочем месте при его паспортизации и аттестации, а изменение условий труда по результатам проведенных мероприятий оценивается на основе интегрального коэффициента. Степень благоприятности условий труда для человека характеризуется широким диапазоном — от самых хороших, комфортных до самых плохих, рискованных. Для такой оценки все работы разделены на шесть категорий тяжести труда.
Комфортными считаются условия труда, при которых выполняемая работа по психофизиологическим критериям относится к первой категории тяжести. По санитарно-гигиеническим критериям производственная среда не содержит отклонений от установленных ПДК и ПДУ. По эстетическим критериям отвечает современным требованиям и рекомендациям, по социально-психологическим критериям создана благоприятная атмосфера среди работающих, обеспечивающая соблюдение техники безопасности и охраны труда.
Рискованными являются условия труда, при которых выполняемая работа по психофизиологическим критериям относится к шестой категории тяжести. По санитарно-гигиеническим критериям производственная среда имеет значительные отклонения от установленных ПДК и ПДУ (например, шум, достигающий 70—120 дБ) по многим элементам, не уделяется внимание использованию эстетических факторов, не соблюдаются требования ОТ и ТБ, люди работают в условиях постоянного риска утраты трудоспособности и здоровья. Таким образом, интегральная оценка условий труда в каждом конкретном случае основана на определении реального соотношения содержащихся в них элементов комфорта и риска.
1.4. Техника безопасности на предприятии. Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.
В целях обеспечения охраны труда на предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.
В рамках обеспечения охраны труда на предприятии, на заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:
Информация о работе Статистические методы изучения условий труда