Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Основными методами статистических исследований, использованными в практической части служат: метод аналитической сводки и группировки, графический и табличный методы, средние величины и показатели вариации, динамические ряды, корреляционный анализ, а так же индексный метод и метод скользящей средней. Исходными источниками для анализа служат ежемесячные отчёты ООО «Интеграл» за 2007 и 2008 годы, учебные пособия, журналы по статистике и маркетингу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА
Определение и классификация спроса
Статистические методы анализа спроса
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА НА МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ ТМ «НОВОТРОИЦКАЯ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Интеграл» и продукции торговой марки «Новотроицкая»
2.2 Использование метода аналитической сводки и группировки
2.3 Анализ показателей средних величин и показателей вариации
2.4 Анализ статистических показателей рядов динамики и метод скользящей средней
2.5 Анализ индексов
2.6 Корреляционный анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 369.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ им. П.А. СТОЛЫПИНА

Факультет экономики  и управления

Программа первого  высшего профессионального образования  по

Специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии 

(операции  с недвижимым имуществом)»

Кафедра математики и статистики

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:  Статистика

на тему: «Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги»

 

 

Выполнила: студент 2 курса, 217гр, очной формы  обучения, специальности 080502.65 «Экономика и  управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»

Куценко Александр  Александрович

Руководитель: Фадеева Н. П.

 

Саратов 2012

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА
    1. Определение и классификация спроса
    2. Статистические методы анализа спроса

2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  СПРОСА НА МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ  ТМ «НОВОТРОИЦКАЯ»

2.1 Краткая характеристика ООО «Интеграл» и продукции торговой марки «Новотроицкая»

2.2 Использование  метода аналитической сводки  и группировки

2.3 Анализ  показателей средних величин  и показателей вариации

2.4 Анализ  статистических показателей рядов  динамики и метод скользящей  средней

2.5 Анализ  индексов

2.6 Корреляционный  анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С ростом материальной обеспеченности у населения  возникает всё большее желание  удовлетворять безгранично растущие потребности. Для удовлетворения повышенных запросов населения к ассортименту и качеству товаров торговым организациям, предприятиям необходимо всесторонне изучать потребительский спрос. Его учёт является обязательным условием функционирования как государственной, так и иной формы собственности коммерческих торговых организаций, предприятий, компаний, фирм. Без систематического изучения спроса невозможно успешно решать задачи по удовлетворению потребностей населения, хозяйственных и социальных организаций в продуктах (товарах, услугах, интеллектуальной собственности).

Цель  заключается в том, чтобы разобраться в сущности понятия «спрос» и оценить состояние рынка минеральной воды в период с октября 2007 года по сентябрь 2008 года в г. Благовещенске. Задачи, поставленные в данной работе, состоят в рассмотрение понятия спроса как экономической категории и объекта статистического изучения; в теоретическом изучении статистических методов анализа дисциплины «Общая теория статистики»; а так же в непосредственном применение данных методов для проведения исследования спроса.

Предметом исследования данной работы является спрос на продукцию. В качестве объекта исследования выбрана минеральная вода ТМ «Новотроицкая», производимая в ООО «Амурская лимонадная компания», входящем в группу производственных компаний ООО «Интеграл».

Основными методами статистических исследований, использованными в практической части служат: метод аналитической  сводки и группировки, графический  и табличный методы, средние величины и показатели вариации, динамические ряды, корреляционный анализ, а так же индексный метод и метод скользящей средней. Исходными источниками для анализа служат ежемесячные отчёты ООО «Интеграл» за 2007 и 2008 годы, учебные пособия, журналы по статистике и маркетингу.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА

 

    1. Определение и классификация спроса

 

Важное  направление исследования рынка  – оценка состояния спроса. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то идёт спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Несмотря  на кажущуюся простоту понятия «спрос», его трактовку как экономической  категории специалисты воспринимают по-разному. Спрос как экономическая категория характеризует объём товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определённой цене на протяжении определённого периода времени на определённом рынке. Можно так же сказать, что спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и прочих равных условиях. На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряжённые (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

Существуют  табличный, графический и аналитический способы отображения спроса. В таблице можно представить ранжированный ряд значений цены продукции в порядке её возрастания или убывания и соответствующее ей число единиц товара, на которое предъявлен спрос. Графическое изображение даёт возможность увидеть направления его изменения, что широко применяется для прогнозирования спроса, определения типа товаров, по которым он изучается, рассчитать степень гибкости спроса по отношению к основным, влияющим на него факторам. Аналитический способ позволяет проанализировать сложившуюся тенденцию спроса на основные товары и спрогнозировать ситуацию на перспективу.

Спрос может  быть потенциальным и реальным. Реальный спрос подкрепляется денежной возможностью покупателя, то есть отражает платёжеспособность. Потенциальной спрос ещё не означает, что все 100 % потребителей могут купить данный товар, часть их, имея желание приобрести товар, в данное время не сможет это сделать из-за отсутствия средств. В таких случаях говорят: есть потенциальный спрос, но в данный период нет реального спроса.

В зависимости  от ситуации на рынке товаров и  услуг различают следующие виды спроса:

  1. Отрицательный. Ситуация, при которой потенциальный потребитель недолюбливает товар и согласна даже на определённые издержки, лишь бы избежать его покупки.
  2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или не знают о нём, о месте его продажи.
  3. Скрытый. Многие потребители испытывают сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Может иметь место в следующих ситуациях: предприятие-изготовитель не имеет информации о возникшем спросе; предприятие-изготовитель только узнал о возникшем спросе, и торопится его удовлетворить; желание потребителей иметь товар, на который отсутствует предложение, и поэтому его не спрашивают в магазинах.
  4. Падающий. Ситуация, когда рано или поздно любая организация сталкивается с падением спроса на один или несколько своих товаров.
  5. Нерегулярный. Сбыт колеблется в течение определённых промежутков времени (часа, дня, недели, месяца, сезона), что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Это характерно для пищевой промышленности, предприятий с сезонным характером производства и других.
  6. Полный. О полном спросе говорят, когда сложилось наиболее благоприятное соотношение между спросом и предложением, как для производителя. Так и для потребителя продукции. Возникший спрос полностью удовлетворяется.
  7. Чрезмерный. О чрезмерности спроса говорят, когда спрос на продукцию организации превышает её производительные возможности.
  8. Иррациональный. Спросу на товары, вредные для здоровья (алкогольные напитки, табачные изделия).

Спрос является одной из наиболее сложных для рассмотрения экономических категорий. Рассмотрим ниже причины затрудняющие исследования.

  1. Спрос, выражающийся в желании или потребности чего-либо, не поддаётся точному, количественному измерению.
  2. Анализ спроса предполагает исследование товаров или услуг, предлагаемых для продажи. Отсюда область экономического анализа лежит в сфере их реализации. Там же сосредоточена значительная часть аналитической информации.
  3. Информация о спросе и особенностях его динамики рассредоточена по сферам производства и обращения.
  4. Анализ спроса присутствует во всех видах временного анализа деятельности субъекта рынка – предварительном, оперативном и последующем.
  5. Количество факторов спроса огромно.
  6. Причины изменения спроса заключены в деятельности предприятия-изготовителя продукции. В процессах, лежащих в его внешней среде, и во взаимодействии внешней и внутренней среды.
  7. Спрос динамичен одновременно в пространстве и во времени. Объём продаж одного и того же товара различается даже в двух соседних магазинах или в одном и том же в разное время.
  8. Методы получения информации и её анализ существенно различаются.
  9. Несмотря на то, что спрос частично лежит вне сферы деятельности производственного предприятия, на продукцию которого он предъявляется, его фактическая величина, и её измерение прямо влияют и на его финансовые результаты, и на результаты деятельности торговой организации.

Анализ  спроса на продукцию и услуги предприятия  является одним из важнейших направлений  анализа деятельности предприятия. Он универсален одновременно и на макроуровне, и на микроуровне. На макроуровне он помогает анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен на товарооборот, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические забастовки и изменение политической ситуации. На микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля – анализа прохождения и достижения поставленных целей, передачи уточнённой в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия. Он присутствует во всех видах временного анализа хозяйственной деятельности – предварительном, оперативном и последующем.

Каждому предприятию для планирования объёмов производства и реализации продукции или объёма оказания услуг необходимо знать в каком объёме, по какой цене и кому оно будет продавать свой товар. От этого зависят, в конечном счете, объём продаж и прибыли предприятия. Очевидно, что в условиях рыночной экономики анализ спроса на продукцию и услуги должен быть вынесен в ряд аналитических задач на первое место с целью управления им в соответствии со стратегией, избранной конкретным предприятием, Потребности населения в тех или иных товарах и услугах различают по степени их эластичности, т.е. изменчивости под влиянием ряда факторов, главным образом от величины дохода. Изменчивость потребления отдельных групп населения под влиянием дохода измеряется коэффициентом эластичности (гибкости) потребления. Он показывает процент изменения среднего потребления отдельных товаров, групп товаров под влиянием увеличения среднедушевого дохода на 1%. Этот коэффициент сильно варьируется по отдельным группам товаров.

Для того чтобы определить коэффициент эластичности ( ), нужно процент прироста потребления товара на одного человека разделить на процент прироста дохода на одного человека:

 

 (1)

 

Коэффициент эластичности потребления может  принимать разные значения.

  1. Если коэффициент эластичности меньше 1, то потребление увеличивается медленнее, чем растет доход. Таким образом, этот товар можно отнести к группе малоэластичных, доля расходов на его приобретение сокращается (сахар, картофель, хлеб и др.).
  2. Если коэффициент эластичности равен 1, то потребление изменяется пропорционально росту доходов населения (фрукты, колбасные изделия и др.).
  3. Если коэффициент эластичности больше 1, то в этом случае потребление опережает рост денежных доходов, и товар будет иметь высокую эластичность спроса (мебель, ковровые изделия, ткани и др.).

Можно выделить несколько задач, определяющих содержание анализа спроса:

  1. анализ потребности в выпускаемой или реализуемой продукции, выполняемой работе или оказываемой услуге;
  2. изучение спроса на товары, работы или услуги и влияющих на него факторов;
  3. анализ воздействия спроса на результаты деятельности предприятия;
  4. исследование спроса как фактора экономического риска;
  5. разработка плана производства и реализации продукции.

 

    1. Статистические методы анализа спроса

 

Методология анализа подчинена целям исследования и в известной мере обусловлена  имеющимися статистическими данными. Не следует во всех случаях стремиться к использованию сложных методов, если нужные выводы можно получить на основе более простых способов анализа. Статистические методы исследования – не самоцель, а средство получения  обоснованных оценок и выводов об изучаемом рыночном процессе или  явлении.

Статистическая сводка и группировка. Сводка – особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения. Группировкой называют расчленение множества наблюдаемых единиц статистической совокупности на однородные группы по определённым, существенным для них признакам. Она важна и как способ выделения типических однородных групп из многоструктурной и неоднородной рыночной совокупности, и как метод анализа структуры изучаемого явления, и как способ выявления связей и зависимостей. Главный вопрос процесса группировки – это выбор группировочного признака и выделение групп. Необходимо использовать тот, который разграничивал бы типы по главной сущности. Результаты группировки оформляют в виде группировочных таблиц, делающих информацию обозримой.

По задачам  систематизации данных выделяют типологическую, структурную и аналитическую группировки. С помощью типологической группировки определяются основные типы явлений и процессов в изучаемой статистической совокупности. Структурная группировка характеризует состав (структуру) изучаемой статистической совокупности. Например, группировка рабочих цеха по квалификации. Аналитическая группировка определяет связи между двумя или более признаками. С её помощью устанавливают наличие связи между группировочными признаками – факторами и результативным признаком.

По количеству признаков группировки делят  на простые (по одному признаку) и сложные (по двум и более признакам – комбинированные и многомерные). Комбинированные группировки строятся путём разбиения каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками и используются при изучении сложных многофакторных экономических процессов. Результаты таких группировок приводят в виде комбинационных таблиц.

Информация о работе Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги