Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:33, курсовая работа
Основными методами статистических исследований, использованными в практической части служат: метод аналитической сводки и группировки, графический и табличный методы, средние величины и показатели вариации, динамические ряды, корреляционный анализ, а так же индексный метод и метод скользящей средней. Исходными источниками для анализа служат ежемесячные отчёты ООО «Интеграл» за 2007 и 2008 годы, учебные пособия, журналы по статистике и маркетингу.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА
Определение и классификация спроса
Статистические методы анализа спроса
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА НА МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ ТМ «НОВОТРОИЦКАЯ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Интеграл» и продукции торговой марки «Новотроицкая»
2.2 Использование метода аналитической сводки и группировки
2.3 Анализ показателей средних величин и показателей вариации
2.4 Анализ статистических показателей рядов динамики и метод скользящей средней
2.5 Анализ индексов
2.6 Корреляционный анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 2 - Данные об изменение цен на минеральную воду ТМ «Новотроицкая» в течение 2007-2008 годов в рублях
Дата изменения цен |
0,5 литра |
1,5 литра |
2 литра | |
С 1 октября |
Базовая |
7,0 |
9,90 |
12,80 |
Розничная |
10,0 |
12,70 |
15,0 | |
С 1 февраля |
Базовая |
7,30 |
10,20 |
13,10 |
Розничная |
10,40 |
13,0 |
15,30 | |
С 25 марта |
Базовая |
7,50 |
10,40 |
13,30 |
Розничная |
10,75 |
13,30 |
15,60 | |
С 26 июня |
Базовая |
7,80 |
10,80 |
13,70 |
Розничная |
11,20 |
13,80 |
16,10 |
Вывод: проанализировав данные объёмов продаж и изменений цен за 12 месяцев по трем видам объёмов бутылок минеральной воды можно сказать, что наибольший объём продаж для всех видов товара приходиться на летние месяцы. Своего пика продажи достигают в июне, и составляют 342507 штук для упаковки 0,5 литра, 1451866 – 1,5 литра, и 660094 – 2 литра. Наименьшим спросом минеральная вода пользуется в зимние месяцы. Для воды объёмом 0,5 и 1,5 литра это январь, а объёмом 2 литра это ноябрь. Данная тенденция наглядно представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Тенденция изменения объёмов продаж минеральной воды ТМ «Новотроицкая»
Так же из итоговых цифр видно, что наибольшей популярностью пользуется вода в упаковке 1,5 литра, причём это тенденция сохраняется на протяжении уже нескольких лет, что видно из таблицы в Приложении Б. Цены на данную продукцию постепенно изменялись четыре раза за год. На воду 0,5 литра розничная цена поднялась с 10,0 до 11,20 рублей, на 1,50 литра – с 12,70 до 13,80 рублей, а на 2 литра – с 15,0 до 16,10 рублей. Наибольшее увеличение цен наблюдалось в конце марта, но на спрос это никак не повлияло, т.к. тенденция к росту объёмов продаж сохранилась.
2.3 Анализ показателей средних величин и показателей вариации
По формуле (9) определён размах вариации по каждой группе показателей объёма продаж воды.
штук
штук
штук
штук
А также размах вариации базовых и розничных цен для каждого вида упаковок:
рублей рублей
рублей рублей
рублей рублей
Вывод: анализируя полученные данные, можно сказать, что размах продаж минеральной воды в течение года по всем видам упаковок равно 1599545 штук бутылок, а если рассматривать каждый вид упаковки отдельно, то размах для упаковки 0,5 литра равен 250470 штук, для упаковки 1,5 литра – 966737, а для упаковки 2 литра - 402010. Анализируя размаха цен показывает, что за год базовые цены увеличились на 80 копеек для продукции 0,5 литра, и на 90 копеек - для продукции 1,50 и 2 литра. Рост розничных цен оказался более высоким и составил 1,20 рублей для бутылок объёмом 0,5 литра, и 1,10 рублей – для объёма 1,50 и 2 литра.
По формуле (3), определен средний объём бутылки при разовой покупке, где частотой признака стал объём продаж минеральной воды.
Таблица 3 – Средний объём бутылки при разовой покупке
Месяц |
Средний объём, л |
Месяц |
Средний объём, л |
Октябрь |
1,48 |
Апрель |
1,49 |
Ноябрь |
1,51 |
Май |
1,49 |
Декабрь |
1,55 |
Июнь |
1,49 |
Январь |
1,55 |
Июль |
1,49 |
Февраль |
1,52 |
Август |
1,64 |
Март |
1,53 |
Сентябрь |
1,48 |
На основании расчётов анализируемых данных объёма продаж за 12 месяцев можно сделать вывод, что средний объём бутылки минеральной воды при покупке составляет 1,5 литра. Это говорит о том, что в будущем производители могут наращивать объёмы производства воды именно этого вида продукции для увеличения прибыли от продажи.
Так же, используя формулу (2), вычислен среднемесячный объём продаж по каждому виду упаковок.
Определены средние цены по каждому виду объёмов упаковки.
На основании исследованных объёмов продаж сделан вывод, что среднее число продаж бутылок минеральной воды ТМ «Новотроицкая» в месяц по всем видам упаковки равно 458165,44 штук, если же рассматривать отдельно каждый вид упаковок, то среднемесячные продажи 0,5 литра, 1,5 литра и 2 литров равны соответственно 194653, 782488 и 397355штукам. Из этого следует, что лидером продаж является вода в упаковке равной 1,5 литрам. Проанализировав изменения цен, можно сказать, что в средняя цена минеральной воды объёмом 0,5 литра равна 10,60 рублей, воды объёмом 1,5 литра – 13,20 рублей, а объёмом 2 литра – 15,50 рублей.
Сделан дисперсионный анализ для данных объёмов продаж за 12 месяцев, где группировочным признаком выступил объём бутылки минеральной воды, и, следовательно, дисперсия рассчитана для трёх групп. Определено влияние литража на объёмы продаж.
Значения групповых средних рассчитаны в выше. Далее по формуле (13) найдены значения внутригрупповых дисперсий.
Рассчитана по формуле (14) средняя из групповых дисперсий.
Найдено среднее квадратическое отклонение.
Для того чтобы рассчитать межгрупповую дисперсию по формуле (15), определена общая средняя:
Найдена общая дисперсия по формуле (11).
Полученное значение проверено с помощью правила сложения дисперсий по формуле (16):
Определены коэффициент детерминации (D) и коэффициент вариации ( ):
D % %
Вывод: анализируя полученные данные можно сказать, что значения данных объёмов продаж отклоняются от среднего значения примерно на 72799,9 штук по воде в упаковке 0,5 литра, на 295279,3 для упаковки 1,5 литра и на 113227,9 для 2-литровой бутылки. Так же анализируя полученный показатель детерминации, можно сделать вывод, что объём продаж на 63 % зависит от объёма упаковки воды. В относительном выражении совокупность не однородна, т.е. наблюдается большой разброс значений совокупности объёмов продаж вокруг средней, что демонстрируют полученные показатели дисперсии, как внутригрупповые, так и межгрупповые, а так же коэффициент вариации, который близок к единице, что говорит о зависимости спроса от месяца года.
2.4 Анализ статистических показателей рядов динамики и метод скользящей средней
Найдены абсолютное значение одного процента прироста, абсолютные базисные и цепные приросты по каждому виду упаковки по формуле (19) и (20). По формулам (21) и (22) рассчитаны темпы роста объёмов продаж. А по формулам (24) и (25) – темпы прироста объёмов продаж товара.
Аналогично данные показатели рассчитаны для минеральной воды объёмом 0,5 литра, 1,5 литра и 2 литра и представлены в Таблицах 4, 5 и 6.
Таблица 4 – Показатели рядов динамики для воды объёмом 0,5 литра
месяц |
, штук |
, штук |
, % |
, % |
, % |
, % |
|
Октябрь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ноябрь |
-19721 |
-19721 |
86,32 |
86,32 |
-13,68 |
-13,86 |
1441,9 |
Декабрь |
-3476 |
-23197 |
97,21 |
83,91 |
-2,79 |
-16,09 |
1244,7 |
Январь |
-28960 |
-52157 |
76,07 |
63,83 |
-23,93 |
-36,17 |
1209,9 |
Февраль |
52507 |
350 |
157,05 |
100,24 |
57,05 |
0,24 |
920,4 |
Март |
11357 |
11707 |
107,86 |
108,12 |
7,86 |
8,12 |
1445,4 |
Апрель |
64108 |
75815 |
141,12 |
152,58 |
41,12 |
52,58 |
1559,0 |
Май |
30351 |
106166 |
113,80 |
173,63 |
13,80 |
73,63 |
2200,1 |
Июнь |
92147 |
198313 |
136,81 |
237,53 |
36,81 |
137,53 |
2503,6 |
Июль |
-56028 |
142285 |
83,64 |
198,68 |
-16,36 |
98,68 |
3425,1 |
Август |
-60869 |
81416 |
78,75 |
156,46 |
-21,25 |
56,46 |
2864,8 |
Сентябрь |
3121 |
84537 |
101,38 |
158,63 |
1,38 |
58,63 |
2256,1 |
Таблица 5 – Показатели рядов динамики для воды объёмом 1,5 литра
месяц |
|
|
|
|
|
|
|
Октябрь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ноябрь |
-11821 |
-11821 |
97,72 |
97,72 |
-2,28 |
-2,28 |
5195,3 |
Декабрь |
116948 |
105127 |
123,03 |
120,23 |
23,03 |
20,23 |
5077,1 |
Январь |
-139531 |
-34404 |
77,66 |
93,38 |
-22,34 |
-6,62 |
6246,6 |
Февраль |
57879 |
23475 |
111,93 |
104,52 |
11,93 |
4,52 |
4851,3 |
Март |
121694 |
145169 |
122,41 |
127,94 |
22,41 |
27,94 |
5430,1 |
Апрель |
188898 |
334067 |
128,42 |
164,30 |
28,42 |
64,30 |
6647,0 |
Май |
4351 |
338418 |
100,51 |
165,14 |
0,51 |
65,14 |
8536 |
Июнь |
593915 |
932333 |
169,22 |
279,46 |
69,22 |
179,46 |
8579,51 |
Июль |
-161578 |
770755 |
88,87 |
248,36 |
-11,13 |
148,36 |
14518,7 |
Август |
-499393 |
271362 |
61,30 |
152,23 |
-38,70 |
52,23 |
12902,9 |
Сентябрь |
9617 |
280979 |
101,22 |
154,08 |
1,22 |
54,08 |
7908,9 |
Информация о работе Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги