Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:33, курсовая работа
Основными методами статистических исследований, использованными в практической части служат: метод аналитической сводки и группировки, графический и табличный методы, средние величины и показатели вариации, динамические ряды, корреляционный анализ, а так же индексный метод и метод скользящей средней. Исходными источниками для анализа служат ежемесячные отчёты ООО «Интеграл» за 2007 и 2008 годы, учебные пособия, журналы по статистике и маркетингу.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА
Определение и классификация спроса
Статистические методы анализа спроса
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА НА МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ ТМ «НОВОТРОИЦКАЯ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Интеграл» и продукции торговой марки «Новотроицкая»
2.2 Использование метода аналитической сводки и группировки
2.3 Анализ показателей средних величин и показателей вариации
2.4 Анализ статистических показателей рядов динамики и метод скользящей средней
2.5 Анализ индексов
2.6 Корреляционный анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 6 – Показатели рядов динамики для воды объёмом 2 литра
месяц |
|
|
|
|
|
|
|
Октябрь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ноябрь |
-5614 |
-5614 |
97,87 |
97,87 |
-2,13 |
-2,13 |
2636,9 |
Декабрь |
84257 |
78643 |
132,65 |
129,82 |
32,65 |
29,82 |
2580,8 |
Январь |
-64585 |
14058 |
81,13 |
105,33 |
-18,87 |
5,33 |
3423,4 |
Февраль |
50074 |
64132 |
118,03 |
124,32 |
18,03 |
24,32 |
2777,6 |
Март |
62838 |
126970 |
119,17 |
148,15 |
19,17 |
48,15 |
3278,3 |
Апрель |
36487 |
163457 |
109,34 |
161,99 |
9,34 |
61,99 |
3906,7 |
Май |
57003 |
220460 |
113,34 |
183,60 |
13,34 |
83,60 |
4271,6 |
Июнь |
175936 |
396396 |
136,34 |
250,32 |
36,34 |
150,32 |
4841,6 |
Июль |
-133145 |
263251 |
79,83 |
199,83 |
-20,17 |
99,83 |
6600,9 |
Август |
-118527 |
144724 |
77,51 |
155,88 |
-22,49 |
54,88 |
5269,5 |
Сентябрь |
-7319 |
137405 |
98,21 |
152,11 |
-1,79 |
52,11 |
4080,2 |
На основе полученных показателей рассчитаны средние темпы роста и прироста по формулам (23) и (26):
Вывод: изучив и проанализировав полученные значения можно сказать, что своего спрос на минеральную воду постепенно увеличивается в течение весенних месяцев и достигает своего пика в июне, а затем начинает постепенно сокращаться (отрицательное значение показателя абсолютного прироста) и достигает своего минимума в январе, что видно из изменения значения показателя абсолютного прироста на положительное в феврале. Наибольший темп прироста достигается в июне и составляет от 140 % до 180 % для базисных показателей и от 36 % до 70% - для цепных. К тому же средний темп прироста по каждому виду продукции составил за анализируемый период 4 %.
С помощью метода скользящей средней построены графики отражения общей тенденции продаж – Рисунки 3, 4, 5. Сущность этого приёма состоит в том, что по исходному уровню ряда определяются средние величины, получаемые из данного, предыдущего и следующего уровней. При этом посредством осреднения эмпирических данных индивидуальные колебания погашаются, и общая тенденция развития явления выражается в виде плавной линии.
Рисунок 3 - Графическое сравнение исходных данных и полученных методом скользящей средней для бутылки объёмом 0,5 литра
Рисунок 4 - Графическое сравнение исходных данных и полученных методом скользящей средней для бутылки объёмом 1,5 литра
Рисунок 5 - Графическое сравнение исходных данных и полученных методом скользящей средней для бутылки объёмом 2 литра
Вывод: данные графики иллюстрируют общей тенденции изменения объёмов продаж с помощью усреднённых показателей. На них четко прослеживается сезонное изменение спроса на анализируемую продукцию. Для каждого вида продукции в большей или меньшей степени прослеживается увеличение спроса в летние месяцы и уменьшение зимние. На Рисунке 4 линия перехода отвесная, что говорит о более резком увеличении спроса на минеральную воду объёмом 1,5 литра в конце весны - начале лета. А на продукцию 0,5 литра и 2 литра изменение спроса более плавное, что говорит о меньшей степени зависимости продаж данного вида товара от времени года.
2.5 Анализ индексов
По формуле (27) рассчитан индекс сезонности для общего объёма продаж минеральной воды и представлен в Таблице 7:
%
Таблица 7 – Показатели индекса сезонности для общего объёма продаж за каждый месяц в процентах
месяц |
Индекс сезонности |
месяц |
Индекс сезонности |
Октябрь |
5,6 |
Апрель |
9,1 |
Ноябрь |
5,4 |
Май |
9,7 |
Декабрь |
6,6 |
Июнь |
14,9 |
Январь |
5,2 |
Июль |
12,8 |
Февраль |
6,2 |
Август |
8,6 |
Март |
7,3 |
Сентябрь |
8,7 |
По нижеследующим формулам рассчитаны индивидуальные индексы цен, физического объёма и товарооборота и представлены в Таблице 8:
Таблица 8 – Индивидуальные индексы цен и физического объёма для всех видов продукции
месяц |
0,5 литра |
1,5 литра |
2 литра | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Октябрь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ноябрь |
1,0 |
1,0 |
0,86 |
0,86 |
1,0 |
1,0 |
0,98 |
0,98 |
1,0 |
1,0 |
0,98 |
0,98 |
Декабрь |
1,0 |
1,0 |
0,84 |
0,97 |
1,0 |
1,0 |
1,20 |
1,23 |
1,0 |
1,0 |
1,30 |
1,33 |
Январь |
1,0 |
1,0 |
0,64 |
0,76 |
1,0 |
1,0 |
0,93 |
0,78 |
1,0 |
1,0 |
1,05 |
0,81 |
Февраль |
1,04 |
1,04 |
1,0 |
1,57 |
1,02 |
1,02 |
1,05 |
1,12 |
1,02 |
1,02 |
1,24 |
1,18 |
Март |
1,04 |
1,0 |
1,08 |
1,08 |
1,02 |
1,0 |
1,28 |
1,22 |
1,02 |
1,0 |
1,48 |
1,19 |
Апрель |
1,08 |
1,03 |
1,53 |
1,41 |
1,05 |
1,02 |
1,64 |
1,28 |
1,04 |
1,02 |
1,62 |
1,09 |
Май |
1,08 |
1,0 |
1,74 |
1,14 |
1,05 |
1,0 |
1,65 |
1,01 |
1,04 |
1,0 |
1,84 |
1,13 |
Июнь |
1,08 |
1,0 |
2,38 |
1,37 |
1,05 |
1,0 |
2,79 |
1,69 |
1,04 |
1,0 |
2,50 |
1,36 |
Июль |
1,12 |
1,04 |
1,99 |
0,84 |
1,09 |
1,04 |
2,48 |
0,89 |
1,07 |
1,03 |
1,99 |
0,79 |
Август |
1,12 |
1,0 |
1,56 |
0,79 |
1,09 |
1,0 |
1,52 |
0,61 |
1,07 |
1,0 |
1,55 |
0,77 |
Сентябрь |
1,12 |
1,0 |
1,59 |
1,01 |
1,09 |
1,0 |
1,54 |
1,01 |
1,07 |
1,0 |
1,52 |
0,98 |
По нижеследующим формулам рассчитаны общие индексы цен, физического объёма и товарооборота и представлены в Таблице 9:
Таблица 9 – Общие индексы цен, физического объёма и товарооборота
месяц |
|
|
|
|
|
|
Октябрь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ноябрь |
1,63 |
1,63 |
1,0 |
1,0 |
1,63 |
1,63 |
Декабрь |
1,90 |
1,83 |
1,0 |
1,0 |
1,90 |
1,83 |
Январь |
1,43 |
1,70 |
1,0 |
1,0 |
1,43 |
1,70 |
Февраль |
1,79 |
1,68 |
1,02 |
1,02 |
1,84 |
1,72 |
Март |
1,83 |
2,02 |
1,0 |
1,02 |
1,83 |
2,07 |
Апрель |
1,84 |
2,44 |
1,02 |
1,05 |
1,89 |
2,55 |
Май |
1,74 |
2,81 |
1,0 |
1,05 |
1,74 |
2,95 |
Июнь |
2,19 |
3,77 |
1,0 |
1,05 |
2,19 |
3,95 |
Июль |
1,52 |
4,03 |
1,04 |
1,09 |
1,58 |
4,38 |
Август |
1,39 |
3,15 |
1,0 |
1,09 |
1,39 |
3,42 |
Сентябрь |
1,67 |
2,57 |
1,0 |
1,09 |
1,67 |
2,79 |
Вывод: в результате поведённых расчётов можно сказать, что объём продаж минеральной воды ТМ «Новотроицкая» зависит от сезона, что напрямую иллюстрируют показатели индексов сезонности - в зимние месяцы показатели снижаются, а к лету наоборот возрастают и достигают своего наибольшего значения в июне. На основании расчётов общих индексов можно сказать, что товарооборот постепенно увеличился в два раза, а затем начал снижаться вследствие интервального увеличения цен на 2 % в феврале и апреле, а за тем на 4 % в июле.
2.6 Корреляционный анализ
По формуле (28) проведены расчёты линейного коэффициента корреляции с использованием средних значений, полученных в пункте 2.2.
Вывод: анализируя полученные линейные показатели корреляции можно сказать, что связь между ценами и объёмами продаж достаточно сильная, так как коэффициент для всех видов упаковок минеральной воды практически равен 0,7. Следовательно, при увеличении цены спрос, а, значит, и объёмы продаж будут возрастать, но не совсем пропорционально. А поскольку коэффициент, не сильно близок к единице, то резкое увеличение цен всё же будет вести к небольшому спаду спроса, что и наблюдалось после последнего повышения цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения поставленной задачи, заключённой в рассмотрении понятия спрос были исследованы и обобщены учебные пособия по маркетингу, экономике и статистике, что дало возможность детально разобрать значение данной экономической категории и обобщить методы, необходимые при её изучении и анализе. Рассматривая методологические положения общей теории статистики, были усвоены наиболее общие показатели, отражающие состояние рыночных объектов. Известно, что любому предприятию необходимо получение достоверной информации о состоянии и развитии рынка, именно поэтому происходит постоянное его исследование. Важное направление исследования рынка – оценка состояния спроса. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то идёт спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Статистический анализ спроса на продукцию служит основой для дальнейшего развития деятельности предприятия. Интенсивность спроса характеризуется уровнем реализации товара, и если этот уровень падает, то необходимо, выявить причину этого спада, проанализировав спрос.
При изучении спроса на минеральную воду ТМ «Новотроицкая», произведённой ООО «Амурская лимонадная компания» в период с октября 2007 года по сентября 2008 года было выявлено, что на рынке продукция представлена в трёх видах. В зависимости от объёма, бутылки бывают 0,5 литра, 1,5 литра и 2 литра. Всего за год было продано 16493956 штук бутылок данной продукции, из них воды объёмом 0,5 лира – 2335842 бутылки, объёмом 1,5 литра – 9389856 бутылок, а объёмом 2 литра - 4768258 бутылок. Видно, что наибольшую долю продаж, а именно – 57 % составляет вода объёмом 1,5 литра, и эта тенденция сохраняется на протяжении уже нескольких лет. Следовательно, есть возможность наращивать производство именно этого вида минеральной воды. Каждый вид имеет свою цену, которая изменялась в течение года четыре раза, а именно 1 октября, 1 февраля, 25 марта и 26 июня. При увеличении цены, не заметно сильное изменение объёмов продаж в сторону снижения, а даже наоборот первой половине это изменение относительно пропорционально. И можно сказать, что связь между ценой и объёмами продаж достаточно сильная (коэффициент корреляции близок к единице), но скорее всего пропорциональное увеличение цены и объёмов продаж обусловлено сезонной зависимостью спроса на данную продукцию. Ведь после августа спрос начинает уменьшаться, а цена остаётся прежней. Исследуя исходные данные с помощью дисперсий, было выявлено, что совокупность данных об объёмах продаж не обладает однородностью, об этом свидетельствует большое значение показателей дисперсии, среднего квадратического отклонения, а так же коэффициента вариации, который приблизительно составил 67 %. При анализе так же выявлено, что спрос на 63 % зависит от вида продукции, т.е. от объёма бутылки минеральной воды. Этот утверждение подкреплено расчётом коэффициента детерминации. Выявлено, что продажи минеральной воды «Новотроицкая» имеют тенденцию увеличиваться в течение весенних месяцев, достигая своего максимума в июне, а затем постепенно снижаться, достигая минимума в январе. Средний темп прироста объёмов продаж в анализируемом году составил 4 %. Рассматривая же отдельно темпы прироста по каждому месяцу, видно, что наибольший прирост наблюдается в июне и составляет в среднем 45 % для цепных показателей или 150 % для базисных.
Информация о работе Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги