Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Основными методами статистических исследований, использованными в практической части служат: метод аналитической сводки и группировки, графический и табличный методы, средние величины и показатели вариации, динамические ряды, корреляционный анализ, а так же индексный метод и метод скользящей средней. Исходными источниками для анализа служат ежемесячные отчёты ООО «Интеграл» за 2007 и 2008 годы, учебные пособия, журналы по статистике и маркетингу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕКОГО ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА
Определение и классификация спроса
Статистические методы анализа спроса
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПРОСА НА МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ ТМ «НОВОТРОИЦКАЯ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Интеграл» и продукции торговой марки «Новотроицкая»
2.2 Использование метода аналитической сводки и группировки
2.3 Анализ показателей средних величин и показателей вариации
2.4 Анализ статистических показателей рядов динамики и метод скользящей средней
2.5 Анализ индексов
2.6 Корреляционный анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 369.84 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6 – Показатели рядов динамики для воды объёмом 2 литра

месяц

Октябрь

-

-

-

-

-

-

-

Ноябрь

-5614

-5614

97,87

97,87

-2,13

-2,13

2636,9

Декабрь

84257

78643

132,65

129,82

32,65

29,82

2580,8

Январь 

-64585

14058

81,13

105,33

-18,87

5,33

3423,4

Февраль

50074

64132

118,03

124,32

18,03

24,32

2777,6

Март 

62838

126970

119,17

148,15

19,17

48,15

3278,3

Апрель 

36487

163457

109,34

161,99

9,34

61,99

3906,7

Май

57003

220460

113,34

183,60

13,34

83,60

4271,6

Июнь 

175936

396396

136,34

250,32

36,34

150,32

4841,6

Июль 

-133145

263251

79,83

199,83

-20,17

99,83

6600,9

Август 

-118527

144724

77,51

155,88

-22,49

54,88

5269,5

Сентябрь 

-7319

137405

98,21

152,11

-1,79

52,11

4080,2


 

На основе полученных показателей рассчитаны средние темпы роста и прироста по формулам (23) и (26):

 

Вывод: изучив и проанализировав полученные значения можно сказать, что своего спрос на минеральную воду постепенно увеличивается в течение весенних месяцев и достигает своего пика в июне, а затем начинает постепенно сокращаться (отрицательное значение показателя абсолютного прироста) и достигает своего минимума в январе, что видно из изменения значения показателя абсолютного прироста на положительное в феврале. Наибольший темп прироста достигается в июне и составляет от 140 % до 180 % для базисных показателей и от 36 % до 70% - для цепных. К тому же средний темп прироста по каждому виду продукции составил за анализируемый период 4 %.

С помощью  метода скользящей средней построены  графики отражения общей тенденции продаж – Рисунки 3, 4, 5. Сущность этого приёма состоит в том, что по исходному уровню ряда определяются средние величины, получаемые из данного, предыдущего и следующего уровней. При этом посредством осреднения эмпирических данных индивидуальные колебания погашаются, и общая тенденция развития явления выражается в виде плавной линии.

 

 

Рисунок 3 - Графическое сравнение исходных данных и полученных методом скользящей средней для бутылки объёмом 0,5 литра

Рисунок 4 - Графическое сравнение исходных данных и полученных методом скользящей средней для бутылки объёмом 1,5 литра

 

Рисунок 5 - Графическое сравнение исходных данных и полученных методом скользящей средней для бутылки объёмом 2 литра

 

Вывод: данные графики иллюстрируют общей тенденции изменения объёмов продаж с помощью усреднённых показателей. На них четко прослеживается сезонное изменение спроса на анализируемую продукцию. Для каждого вида продукции в большей или меньшей степени прослеживается увеличение спроса в летние месяцы и уменьшение зимние. На Рисунке 4 линия перехода отвесная, что говорит о более резком увеличении спроса на минеральную воду объёмом 1,5 литра в конце весны - начале лета. А на продукцию 0,5 литра и 2 литра изменение спроса более плавное, что говорит о меньшей степени зависимости продаж данного вида товара от времени года.

 

2.5 Анализ индексов

 

По формуле  (27) рассчитан индекс сезонности для общего объёма продаж минеральной воды и представлен в Таблице 7:

%

 

Таблица 7 – Показатели индекса сезонности для общего объёма продаж за каждый месяц в процентах

месяц

Индекс сезонности

месяц

Индекс сезонности

Октябрь

5,6

Апрель 

9,1

Ноябрь

5,4

Май

9,7

Декабрь

6,6

Июнь 

14,9

Январь

5,2

Июль 

12,8

Февраль

6,2

Август 

8,6

Март 

7,3

Сентябрь

8,7


 

По нижеследующим формулам рассчитаны индивидуальные индексы цен, физического объёма и товарооборота и представлены в Таблице 8:

 

 

 

Таблица 8 – Индивидуальные индексы цен и физического объёма для всех видов продукции

месяц

0,5 литра

1,5 литра

2 литра

 

 

Октябрь

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Ноябрь

1,0

1,0

0,86

0,86

1,0

1,0

0,98

0,98

1,0

1,0

0,98

0,98

Декабрь

1,0

1,0

0,84

0,97

1,0

1,0

1,20

1,23

1,0

1,0

1,30

1,33

Январь 

1,0

1,0

0,64

0,76

1,0

1,0

0,93

0,78

1,0

1,0

1,05

0,81

Февраль

1,04

1,04

1,0

1,57

1,02

1,02

1,05

1,12

1,02

1,02

1,24

1,18

Март 

1,04

1,0

1,08

1,08

1,02

1,0

1,28

1,22

1,02

1,0

1,48

1,19

Апрель 

1,08

1,03

1,53

1,41

1,05

1,02

1,64

1,28

1,04

1,02

1,62

1,09

Май

1,08

1,0

1,74

1,14

1,05

1,0

1,65

1,01

1,04

1,0

1,84

1,13

Июнь 

1,08

1,0

2,38

1,37

1,05

1,0

2,79

1,69

1,04

1,0

2,50

1,36

Июль 

1,12

1,04

1,99

0,84

1,09

1,04

2,48

0,89

1,07

1,03

1,99

0,79

Август 

1,12

1,0

1,56

0,79

1,09

1,0

1,52

0,61

1,07

1,0

1,55

0,77

Сентябрь 

1,12

1,0

1,59

1,01

1,09

1,0

1,54

1,01

1,07

1,0

1,52

0,98


 

По нижеследующим  формулам рассчитаны общие индексы  цен, физического объёма и товарооборота  и представлены в Таблице 9:

 

 

 

Таблица 9 – Общие индексы цен, физического  объёма и товарооборота

месяц

Октябрь

-

-

-

-

-

-

Ноябрь

1,63

1,63

1,0

1,0

1,63

1,63

Декабрь

1,90

1,83

1,0

1,0

1,90

1,83

Январь 

1,43

1,70

1,0

1,0

1,43

1,70

Февраль

1,79

1,68

1,02

1,02

1,84

1,72

Март 

1,83

2,02

1,0

1,02

1,83

2,07

Апрель 

1,84

2,44

1,02

1,05

1,89

2,55

Май

1,74

2,81

1,0

1,05

1,74

2,95

Июнь 

2,19

3,77

1,0

1,05

2,19

3,95

Июль 

1,52

4,03

1,04

1,09

1,58

4,38

Август 

1,39

3,15

1,0

1,09

1,39

3,42

Сентябрь 

1,67

2,57

1,0

1,09

1,67

2,79


 

Вывод: в результате поведённых расчётов можно сказать, что объём продаж минеральной воды ТМ «Новотроицкая» зависит от сезона, что напрямую иллюстрируют показатели индексов сезонности - в зимние месяцы показатели снижаются, а к лету наоборот возрастают и достигают своего наибольшего значения в июне. На основании расчётов общих индексов можно сказать, что товарооборот постепенно увеличился в два раза, а затем начал снижаться вследствие интервального увеличения цен на 2 % в феврале и апреле, а за тем на 4 % в июле.

 

2.6 Корреляционный анализ

 

По формуле (28) проведены расчёты линейного коэффициента корреляции с использованием средних значений, полученных в пункте 2.2.

 

Вывод: анализируя полученные линейные показатели корреляции можно сказать, что связь между  ценами и объёмами продаж достаточно сильная, так как коэффициент для всех видов упаковок минеральной воды практически равен 0,7. Следовательно, при увеличении цены спрос, а, значит, и объёмы продаж будут возрастать, но не совсем пропорционально. А поскольку коэффициент, не сильно близок к единице, то резкое увеличение цен всё же будет вести к небольшому спаду спроса, что и наблюдалось после последнего повышения цен.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для достижения поставленной задачи, заключённой в  рассмотрении понятия спрос были исследованы и обобщены учебные пособия по маркетингу, экономике и статистике, что дало возможность детально разобрать значение данной экономической категории и обобщить методы, необходимые при её изучении и анализе. Рассматривая методологические положения общей теории статистики, были усвоены наиболее общие показатели, отражающие состояние рыночных объектов. Известно, что любому предприятию необходимо получение достоверной информации о состоянии и развитии рынка, именно поэтому происходит постоянное его исследование. Важное направление исследования рынка – оценка состояния спроса. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то идёт спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Статистический анализ спроса на продукцию служит основой для дальнейшего развития деятельности предприятия. Интенсивность спроса характеризуется уровнем реализации товара, и если этот уровень падает, то необходимо, выявить причину этого спада, проанализировав спрос.

При изучении спроса на минеральную воду ТМ «Новотроицкая», произведённой ООО «Амурская лимонадная компания» в период с октября 2007 года по сентября 2008 года было выявлено, что на рынке продукция представлена в трёх видах. В зависимости от объёма, бутылки бывают 0,5 литра, 1,5 литра и 2 литра. Всего за год было продано 16493956 штук бутылок данной продукции, из них воды объёмом 0,5 лира – 2335842 бутылки, объёмом 1,5 литра – 9389856 бутылок, а объёмом 2 литра - 4768258 бутылок. Видно, что наибольшую долю продаж, а именно – 57 % составляет вода объёмом 1,5 литра, и эта тенденция сохраняется на протяжении уже нескольких лет. Следовательно, есть возможность наращивать производство именно этого вида минеральной воды. Каждый вид имеет свою цену, которая изменялась в течение года четыре раза, а именно 1 октября, 1 февраля, 25 марта и 26 июня. При увеличении цены, не заметно сильное изменение объёмов продаж в сторону снижения, а даже наоборот первой половине это изменение относительно пропорционально. И можно сказать, что связь между ценой и объёмами продаж достаточно сильная (коэффициент корреляции близок к единице), но скорее всего пропорциональное увеличение цены и объёмов продаж обусловлено сезонной зависимостью спроса на данную продукцию. Ведь после августа спрос начинает уменьшаться, а цена остаётся прежней. Исследуя исходные данные с помощью дисперсий, было выявлено, что совокупность данных об объёмах продаж не обладает однородностью, об этом свидетельствует большое значение показателей дисперсии, среднего квадратического отклонения, а так же коэффициента вариации, который приблизительно составил 67 %. При анализе так же выявлено, что спрос на 63 % зависит от вида продукции, т.е. от объёма бутылки минеральной воды. Этот утверждение подкреплено расчётом коэффициента детерминации. Выявлено, что продажи минеральной воды «Новотроицкая» имеют тенденцию увеличиваться в течение весенних месяцев, достигая своего максимума в июне, а затем постепенно снижаться, достигая минимума в январе. Средний темп прироста объёмов продаж в анализируемом году составил 4 %. Рассматривая же отдельно темпы прироста по каждому месяцу, видно, что наибольший прирост наблюдается в июне и составляет в среднем 45 % для цепных показателей или 150 % для базисных.

Информация о работе Статистический анализ потребительского спроса на различные товары и услуги