Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:50, курсовая работа
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся:
- получение статистической информации о товарообороте торговли;
- анализ выполнения плана товарооборота;
- анализ динамики товарооборота торговли;
Введение …………………………………………………………………………3
1. Статистический анализ торговли ……………………………………………6
2. Исходные данные ……………………………………………………………..9
3. Статистический анализ структуры …………………………………………10
4. Динамика показателей ………………………………………………………14
5. Вариационный анализ ……………………………………………………….24
6. Индексный факторный анализ ………………………………………………31
7. Корреляционно-регрессионный анализ …………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………44
Список литературы ……………………………………………………………...47
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Статистический анализ торговли
Москва
2007
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Статистический анализ
2. Исходные данные ……………………………………
3. Статистический анализ структуры …………………………………………10
4. Динамика показателей ………………………
5. Вариационный анализ …………………………
6. Индексный факторный анализ ………………………………………………31
7. Корреляционно-регрессионный
Заключение ………………………………………………………………………44
Список литературы ……………………………………………………………...47
Введение
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.
В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ торговли.
Задачи статистики торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения потребительскими товарами, показать, в какой мере развитие торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся:
- получение статистической
- анализ выполнения плана
- анализ динамики товарооборота торговли;
- расчет и анализ товарной
структуры товарооборота
- анализ организационной и
Решая поставленные задачи, статистика торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.
Методология статистики торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.
Основным источником информации о
розничном товарообороте
1.1 Статистика и ее информационная база
Статистика разработала особые, присущие только данной науке методы и приемы исследования, которые составляют статистическую методологию.
Любое экономическое исследование содержит три стадии:
1. Статистическое наблюдение;
2. Сводка материалов статистического наблюдения;
3. Анализ.
На первом этапе происходит
сбор первичного материала методом
массового статистического
На втором этапе производится сводка материалов статистического наблюдения с целью выделения однородных статистических совокупностей. Для этого используется метод статистических группировок, табличный и графический.
На третьем этапе в процессе анализа и выявления статистических закономерностей, их взаимосвязей, используя балансовый метод, дисперсионный анализ, регрессионно-корреляционный анализ, рассчитывают обобщающие показатели:
- Абсолютные и относительные величины;
- Средние величины;
- Показатели вариации;
- Показатели тесноты связи;
- Скорость изменения явления во времени;
- Индексы,
проводят индексно-факторный анализ.
Товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
Розничный товарооборот
относится к числу важнейших
народнохозяйственных показателей. Он
отражает экономические и социально-
В сфере товарного
обращения розничный
Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.
Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве основных задач,
стоящих перед статистикой
- определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;
- контроль за ходом
выполнения плановых
- определение товарной
структуры розничного
- изучение покупательского спроса населения и степени его удовлетворения;
- исследование динамики
и структуры среднедушевого
- исследование закономерностей
развития товарооборота в
- изучение региональных
особенностей развития
- анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми пред приятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и заканчивая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке.
Анализ выполнения планируемых результатов товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.
Выполнение плана товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.
1.2. Статистические показатели деятельности предприятий торговли.
Показатели деятельности предприятий торговли за период с 2005 по 2011 гг. были взяты из официальных источников – сайта Госкомстата РФ, а также из ежегодного статистического сборника за 2011 г. (таблицы 1-4).
Таблица 1
Объем торговли на душу населения по типам товаров
Годы |
Руб. (в фактически действовавших ценах) | ||
всего |
в том числе | ||
продовольственные товары |
непродовольственные товары | ||
2005 |
13451 |
6212 |
7232 |
2006 |
16162 |
7511 |
8651 |
2007 |
21181 |
9775 |
11406 |
2008 |
26109 |
12162 |
13947 |
2009 |
31573 |
14581 |
16992 |
2010 |
39228 |
17939 |
21289 |
2011 |
49179 |
22561 |
26618 |
Источник: http://www.gks.ru/free_doc/
Таблица 2
Оборот розничной торговли, млрд. руб.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Оборот |
1797,39 |
2352,27 |
3070,01 |
3765,36 |
4529,29 |
5641,85 |
7038,27 |
Источник: http://www.gks.ru/scripts/db_
Таблица 3
Индекс физического объема оборота розничной торговли
(в % к предыдущему периоду)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Индекс |
95,6 |
94,2 |
109 |
111 |
109,3 |
108,8 |
113,3 |
112,8 |