Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 07:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных показателей бюджета Амурской области.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить значение и социально - экономическую роль бюджета;
раскрыть состав доходов бюджета Амурской области;
указать направления расходов бюджета Амурской области;
Введение
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы
3. Статистическое изучение бюджета амурской области
3.1 Анализ доходов бюджета Амурской области
3.2 Анализ расходов и дефицита бюджета Амурской области
3.3 Целевые программы и мероприятия в Амурской области
Заключение
Библиографический список
Приложения
2. Основные показатели
Цель статистики бюджета - дать достоверную характеристику показателей бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:
1) общую величину и структуру доходов и расходов бюджета;
2) размер дефицита или профицита;
3) источники финансирования бюджетного дефицита;
В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.
Основными показателями статистики государственного бюджета являются:
1) доходы;
2) расходы;
3) официальные трансферты;
4) чистое кредитование
(кредитование за вычетом
5) дефицит (превышение расходов над доходами);
6) профицит (превышение доходов над расходами).
Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.
Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию "доходы", чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией "расходы" как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.
Дефицит бюджета (ДБ) исчисляется как сумма доходов (Д) и полученных трансфертов (Т) за вычетом суммы расходов (Р) и чистого кредитования (Кч):
ДБ = (Д +Т) - (Р + Кч) (1)
Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).
Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит.
При статистическом изучении бюджета рассчитываются показатели структуры. Анализ структуры доходов и расходов в динамике позволяет сделать выводы о структурных сдвигах. Определение степени исполнения бюджета происходит на основе сравнения фактических показателей доходов и расходов с расчетными (плановыми) показателями.
Важным вопросом при
изучении динамики бюджетных показателей
является приведение рядов к сопоставимому
виду. Несопоставимость возникает из-за
изменения бюджетных
3. Статистическое изучение
3.1 Анализ доходов бюджета Амурской области
Величину и структуру доходов бюджета Амурской области представим в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ доходов бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.
Источники дохода |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Сумма на год в тыс. руб. |
Уд. вес в % к "Всего доходов" |
Сумма на год в тыс. руб. |
Уд. вес в % к "Всего доходов" |
Сумма на год в тыс.руб. |
Уд. вес в % к "Всего доходов" | |
Налоговые Доходы |
||||||
Всего |
9231753 |
55,2 |
10069555 |
55,5 |
13598965 |
56,7 |
В том числе: |
||||||
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
5780800 |
34,5 |
6197907 |
34,2 |
8973856 |
37,4 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
932252 |
5,6 |
1045071 |
5,8 |
1373273 |
5,7 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
296427 |
1,8 |
344386 |
1,9 |
481058 |
2,0 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
1946027 |
11,6 |
2210818 |
12,2 |
2419753 |
10,1 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС. |
276147 |
1,6 |
271138 |
1,5 |
350865 |
1,5 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
100 |
0,0 |
235 |
0,0 |
160 |
0,0 |
Неналоговые Доходы |
||||||
Всего |
7505053 |
44,8 |
8076228 |
44,5 |
10383028 |
43,3 |
В том числе: |
||||||
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
10300 |
0,1 |
6623 |
0,0 |
2849 |
0,0 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ |
93210 |
0,6 |
111241 |
0,6 |
35061 |
0,1 |
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
80433 |
0,5 |
161480 |
0,9 |
147636 |
0,6 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
68953 |
0,4 |
79139 |
0,4 |
41650 |
0,2 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
1858 |
0,0 |
2700 |
0,0 | ||
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
1273 |
0,0 |
700 |
0,0 |
631 |
0,0 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
292 |
0,0 |
1000 |
0,0 |
2543 |
0,0 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1474 |
0,0 |
1500 |
0,0 |
1500 |
0,0 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
31053 |
0,2 |
||||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
7249118 |
43,3 |
7681634 |
42,3 |
10148458 |
42,3 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
16736806 |
100,0 |
18145783 |
100,0 |
23981993 |
100,0 |
Анализ доходной части бюджета Амурской области
за 2007-2009 гг. показал, что на протяжении
исследуемых трех лет налоговые доходы
составляют большую часть к общей сумме
доходов - около 56,0%, а неналоговые - около
44%. За 2007 г. налоговых доходов было 9231753
тыс.руб., из них наибольший уд. вес к общей
сумме доходов составили налоги на прибыль
и доходы - 34,5%, а неналоговые - 7505053 тыс.
руб. и из них наибольший уд. вес к общей
сумме доходов составили 43,3% - безвозмездные
поступления. Итак, безвозмездные поступления
в областном бюджете занимают весомую
часть в сумме общих доходов. К ним относятся
субвенции, субсидии и дотации. Например:
дотации бюджетам на поддержку мер по
обеспечению сбалансированности бюджетов;
дотации от других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации; субвенции
на оплату жилищно-коммунальных услуг
отдельным категориям граждан; субвенции
на обеспечение мер социальной поддержки
для лиц, награжденных знаками "Почетный
донор СССР", "Почетный донор России";
субвенции на поощрение лучших учителей;
субвенции бюджетам на обеспечение жильем
отдельных категорий граждан; субсидии
бюджетам на мероприятия по организации
оздоровительной кампании детей; субсидии
бюджетам субъектов Российской Федерации
на поддержку элитного семеноводства;
субсидии бюджетам на финансирование
сельского хозяйства; субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации на ежемесячное
денежное вознаграждение за классное
руководство; прочие безвозмездные поступления
в бюджеты субъектов Российской Федерации
от федерального бюджета; прочие безвозмездные
поступления от федерального бюджета;
межбюджетные трансферты, передаваемые
бюджетам субъектов Российской Федерации
на переселение граждан из закрытых административно-
3.2 Анализ расходов и дефицита
бюджета Амурской области
Анализ расходной части также указывает на рост расходов бюджета. Особенностью является то, что межбюджетные трансферты уменьшаются, так за три года их удельный вес к общему итогу расходов снизился с 52,1% до 26,8%, однако, вместе с тем они составляют наибольший удельный вес в общей сумме расходов.
А также удельный вес расходов на социальную политику с 2007 г. по 2009 г. сравнительно резко увеличились на 15,8% (21,9% -6,1%), и наблюдается быстрый прирост удельного веса расходов на национальную экономику 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 7,1% (19,5% -12,4%).
Также наблюдаются снижение расходов по следующим статьям: ЖКХ; культура, кинематография и СМИ; и увеличение расходов на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику.
Все подробнее можно рассмотреть на данных анализа расходной части областного бюджета представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ расходов бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.
Наименование расходов |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |||
Сумма на год в тыс. руб. |
Уд. вес в % к "Итого расходов" |
Сумма на год в тыс.руб. |
Уд. вес в % к "Итого расходов" |
Сумма на год в тыс.руб. |
Уд. вес % "Итого расходов" | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
346389 |
1,9 |
623444 |
3,2 |
1475369 |
5,8 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
5521 |
0,0 |
6354 |
0,0 |
5292 |
0,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
793500 |
4,4 |
892832 |
4,5 |
1607120 |
6,3 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
2212014 |
12,2 |
2433624 |
12,4 |
4947802 |
19,5 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
58911 |
0,3 |
37324 |
0,2 |
7799 |
0,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
20441 |
0,1 |
21476 |
0,1 |
34414 |
0,1 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
1353662 |
7,5 |
1627948 |
8,3 |
1812752 |
7,1 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
405292 |
2,2 |
208775 |
1,1 |
156385 |
0,6 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
2380222 |
13,1 |
2441456 |
12,4 |
2963349 |
11,7 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
1109258 |
6,1 |
2172833 |
11,0 |
5562618 |
21,9 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
9450719 |
52,1 |
9236413 |
46,9 |
6792447 |
26,8 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
18135929 |
100,0 |
19702479 |
100,0 |
25365347 |
100,0 |
Далее необходимо провести анализ дефицита бюджета Амурской области. Расчеты приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ дефицита бюджета Амурской области.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
Темп прироста 2008/2007, тыс.руб. |
2009 год |
Темп прироста 2009/2008, тыс.руб. |
Доходы, тыс.руб. |
16736806 |
18145783 |
1408977 |
23981993 |
5836210 |
Расходы, тыс.руб. |
18135929 |
19702479 |
1566550 |
25365347 |
5662868 |
Дефицит, тыс.руб. |
-1399123 |
-1556696 |
-157573 |
-1383354 |
173342 |
Дефицит, % |
-7,7 |
-7,9 |
-0,2 |
-5,5 |
2,4 |
В ходе анализа было выявлено, что бюджет Амурской области является дефицитным. Однако нужно заметить, что дефицит областного бюджета за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизился на 173342 тыс.руб., а процент дефицита на 2,4%.
Графически показатели представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика доходов, расходов и бюджетного дефицита Амурской области, 2007 - 2009 г.г.
Можно углубить анализ на примере расходов областного бюджета. Сравним 2007 г. с 2006 г. (см. Приложение А). В 2007 году бюджет Амурской области выделяет денежные средства на 5026598 тыс. руб. больше, чем в 2006 году. Это способствовало к сокращению финансирования общегосударственных вопросов на 237062 тыс. руб., что составило 39,9%, национальной обороны на 10389 тыс. руб., что составило 65,3% и сокращению финансирования жилищно-коммунального хозяйства на 54254, что составило 51,6%. Но увеличило финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 141250 тыс. руб., что составило 21,7%, национальной экономики на 739252 тыс. руб., что составило 50,7%, охраны окружающей среды на 6320 тыс. руб., что составило 44,8%, образования на 160033 тыс. руб., что составило 13,4%, культуры, кинематографии и средств массовой информации на 201866 тыс. руб., что составило 99,0%, здравоохранения и спорта на 337585 тыс. руб., что составило 17,0%, социальной политики на 812736 тыс. руб., что составило 244,4 % межбюджетных трансфертов на 2929261 тыс. руб., что составило 44,1%.
Сравним 2008 г. с 2007 г. (см. Приложение Б). В 2008 году бюджет Амурской области выделяет денежные средства на 1443819 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Это способствовало к сокращению финансирования культуры, кинематографии и средств массовой информации на 196943 тыс. руб., что составило 48,5% и межбюджетных трансфертов на 411433 тыс. руб., что составило 4,3%. Но увеличило финансирование общегосударственных вопросов на 265745 тыс. руб., что составило 74,3%, национальной обороны на 833 тыс. руб., что составило 15,1%, национальной безопасности и правоохранительной деятельности на 99762 тыс. руб., что составило 12,6%, жилищно-коммунального хозяйства на 1463 тыс. руб., что составило 2,9%, охраны окружающей среды на 1035 тыс. руб., что составило 5,1%, образования на 271692 тыс. руб., что составило 20,0%, здравоохранения и спорта на 114855 тыс. руб., что составило 4,9% и социальной политики на 1020460 тыс. руб., что составило 89,1%.
Информация о работе Статистическое изучение бюджета Амурской области