Статистическое изучение состояния здоровья населения и развития системы здравоохранения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить роль медико-социальных факторов в формировании здоровья населения и разработать региональную модель организации профилактической работы с различными возрастными группами.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты формирования и развития системы здравоохранения в Ульяновском регионе, состояние здоровья населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ……………………………………………………….. 5
1.1. Процесс управления здравоохранением ...….……………………. –
1.2. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона ……. 6
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНА ……………………………………….……………………………… 12
2.1. Анализ существующей системы здравоохранения ………………... –
2.2.Территориальные программы государственных гарантий, действующие на территории г. Ульяновска ..…………………………. 24
3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ...........................................………………………………… 28
3.1. Проблемы системы здравоохранения региона и предложения по их решению ………………………………………………………...………… –
3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением ……………………………………………………..……. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………...... 44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………... 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА статистика.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)


Ульяновский государственный технический  университет

Институт авиационных  технологий и управления

Кафедра экономики, управления и информатики

 

 

Иванова Е.А.

 

 

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Специальность «Бухгалтерский учет»

Предмет: «Статистика»

Группа:  

Руководитель: Борисова Т. Ю.

Дата сдачи курсовой работы: «______» _________ 20___г.

Оценка руководителя: ____ (____________)            ______________________ 


                      

«______» _________ 20___г.

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ……………………………………………………….. 5

1.1. Процесс управления здравоохранением ...….……………………. –

1.2. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона ……. 6

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНА ……………………………………….……………………………… 12

2.1. Анализ существующей системы здравоохранения ………………... –

2.2.Территориальные программы государственных гарантий, действующие на территории г. Ульяновска ..…………………………. 24

3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ...........................................………………………………… 28

3.1. Проблемы системы здравоохранения региона и предложения по их решению ………………………………………………………...………… –

3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением ……………………………………………………..……. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………...... 44

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………... 46

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В период масштабных социально-экономических  реформ, происходящих в стране в  последние десятилетия, сформировались серьёзные демографические проблемы. Снижается общая численность населения, сохраняется естественный отрицательный прирост населения (-4,8 на 1 000 человек населения), создается ситуация, когда численность поколения родившихся меньше численности своих родителей. По прогнозам к 2060 году число россиян может снизиться до 75 миллионов человек.

За период с 2007 по 2010 годы численность детского населения уменьшилась на 3,7 млн., причём, в основном, за счёт детей в возрасте 10-17 лет, то есть подросткового возраста (на 3,4 млн.). В этой ситуации сохранение жизни и здоровья каждого ребёнка становится первоочередной задачей государства и общества.

Острота проблем, связанных с формированием  здоровья детей на подростковом этапе  развития, обусловлена и тем, что  подростковый возраст является критическим как с медицинских и психологических позиций, так и с социальной точки зрения. Формирование здоровья ребёнка в этом возрасте происходит под воздействием активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В период наиболее выраженного роста и развития организм крайне чувствителен к воздействию социальных факторов. При этом чрезвычайно быстрые и интенсивные перемены последних лет в государстве и обществе определили формирование у современных подростков стереотипов поведения не ориентированных на сохранение и укрепление здоровья.

С целью реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и совершенствования медицинской помощи детям подросткового возраста вышел приказ Минздрава России № 154 от 05.05.2002 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Современным российским законодательством  значительная часть функций по управлению социальной сферой передана органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по формированию и реализации программ и моделей работы в сфере здравоохранения. При этом до настоящего времени не разработаны научно обоснованные подходы к организации и проведению профилактической работы, а также эффективные модели такой работы с детьми подросткового возраста на региональном уровне.

В связи с изложенным, особую актуальность приобретают научное обоснование и разработка новых подходов к организации и проведению профилактической работы среди населения на уровне субъекта Российской Федерации на основе внедрения новых организационных технологий, учитывающих региональные особенности состояния здоровья, факторы, оказывающие влияние на его формирование и медико-социальную характеристику в современных условиях.

Целью курсовой работы является изучить  роль медико-социальных факторов в формировании здоровья населения и разработать региональную модель организации профилактической работы с  различными возрастными группами.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты  формирования и развития системы здравоохранения в Ульяновском регионе, состояние здоровья населения.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды  ведущих зарубежных и отечественных  специалистов в области проблем здоровья населения, формирования и развития системы здравоохранения, а также ресурсы сети Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованных источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА  УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

 

 

    1. Процесс управления здравоохранением

 

Основной объём профилактической работы учреждений здравоохранения в системе мер по охране здоровья обеспечивают амбулаторно-поликлинические учреждения, ведущая и координирующая роль среди которых принадлежит территориальным поликлиникам (первичная, вторичная и третичная профилактика), относящимся к учреждениям первичной медико-санитарной помощи. Определённая роль в системе разноуровневой профилактики принадлежит и стационарным учреждениям (третичная профилактика)

На рисунке 1 показана схематично структура системы управления здравоохранением в Российской Федерации.

Рис. 1 Государственная  структура системы управления здравоохранением

    1. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона

 

По состоянию на 1 января 2011 года в области функционирует 168 лечебно-профилактических учреждений: больниц – 87, диспансеров – 13, поликлиник (амбулаторий) – 58, стоматологических поликлиник – 10, фельдшерско-акушерских пунктов – 553, здравпунктов – 126.  Из них 28 государственных учреждений здравоохранения: 13 больниц, 13 диспансеров, 2 амбулаторно-поликлинических учреждения, 29 муниципальных учреждений здравоохранения г. Ульяновска: больниц – 9, амбулаторно-поликлинических учреждений – 20;  5 муниципальных учреждений здравоохранения г. Димитровграда: 4 больницы, 1 стоматологическая поликлиника; 105 муниципальных учреждений здравоохранения  районов области:  20 - ЦРБ, 2 -  РБ, 38 - участковых больниц, 45 амбулаторно-поликлинических учреждений; 1 учреждение федерального подчинения – Криушинская линейная больница на водном транспорте [5].

 Кроме того, 5 санаториев, областная  станция переливания крови, областное  бюро судебно-медицинской экспертизы, областной центр медицинской  профилактики, областной дом ребенка,  центр медицины катастроф, медицинский  информационно-аналитический центр, 2 самостоятельных станции скорой медицинской помощи, 553 ФАП, 126 здравпунктов. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений области составляет 30428 посещений в смену. Функционирует всего 12271 койка круглосуточного пребывания, развернуто 2512 мест дневного пребывания.

В государственных учреждениях  здравоохранения функционирует 5282  койки круглосуточного пребывания, 634 места дневного пребывания, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 2926 посещений в смену.

В муниципальных  учреждениях здравоохранения г. Ульяновска функционирует 3194 койки круглосуточного пребывания, 764 места дневного пребывания, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 14765 посещений в смену.

В муниципальных  учреждениях здравоохранения г. Димитровграда функционирует 544 койки круглосуточного пребывания, 198 мест дневного пребывания, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 2515 посещений в смену.

В муниципальных  учреждениях здравоохранения  районов области функционирует 3251 койка круглосуточного пребывания, 916 мест дневного пребывания, мощность учреждений составляет 10222 посещений в смену.

В учреждении федерального подчинения функционирует 30 коек круглосуточного  пребывания, мощность амбулаторно-поликлинического учреждения составляет 25 посещений в смену.

Существующая система оказания скорой медицинской помощи населению  области, включает в себя 2 станции  скорой медицинской помощи, 1 отделение  скорой медицинской помощи в г. Ульяновске, 18 отделений скорой медицинской помощи при ЦРБ и 22 отделения СМП при участковых больницах и врачебных амбулаториях. В состав станций, отделений СМП и их филиалов входят 33 врачебных и 95 фельдшерских бригад. 

В учреждениях здравоохранения  области работают 32,8 тыс. медицинских  работников, в том числе 4,3 тыс. врачей и 15,9 тыс. средних медицинских работников.

Система здравоохранения г. Ульяновска представлена медицинскими учреждениями различного профиля. В настоящее  время в городе функционирует 29 лечебно-профилактических учреждений. Действует 9 стационаров, 19 поликлиник, 1 врачебная амбулатория, 9 фельдшерско-акушерских пунктов.

В муниципальных учреждениях здравоохранения  работает более 12,5 тыс. человек, в том  числе врачей −14%; средних медицинских  работников −50%.

34 врача имеют звание «Заслуженный врач России», 27 кандидатов медицинских наук, 106 человек награждены значком «Отличнику здравоохранения», 5 человек имеют звание «Заслуженный работник здравоохранения».

Основной объём профилактической работы учреждений здравоохранения в системе мер по охране здоровья обеспечивают амбулаторно-поликлинические учреждения, ведущая и координирующая роль среди которых принадлежит территориальным поликлиникам (первичная, вторичная и третичная профилактика), относящимся к учреждениям первичной медико-санитарной помощи. Определённая роль в системе разноуровневой профилактики принадлежит и стационарным учреждениям (третичная профилактика) [16].

В настоящее время  функционирует структура профилактической деятельности на разных уровнях оказания медицинской помощи: на амбулаторно-поликлиническом и стационарном (рис.2).

 


Рисунок 2. Структура профилактической деятельности на муниципальном и

региональном (федеральном) уровнях

 

Ключевым вопросом совершенствования  профилактической помощи в системе педиатрических учреждений является увеличение объёма и спектра решаемых ими задач, а также создание соответствующих организационных структур на функциональной основе и разработка организационных алгоритмов их деятельности.

В связи с этим действует трёхуровневая система оказания профилактической помощи населению. Работа на первом и втором уровнях обеспечивается учреждениями здравоохранения муниципальной системы, на третьем – региональными (областными) учреждениями, а при отсутствии возможности оказания помощи – федеральными учреждениями.

Организационная модель базируется на действующей сети педиатрических учреждений. Она предполагает и даёт возможность реализовать  непрерывность, преемственность и  этапность в проведении профилактической работы, оказание всех видов профилактической помощи, как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях, а также внедрение современных научно обоснованных форм профилактической работы, учитывающих региональные особенности состояния здоровья и частоты факторов риска [8].

Первый уровень (I) обеспечивается поликлиниками, центральными районными больницами, ФАПами, реализуется при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями. Задачи: проведение профилактических медицинских осмотров (город – поликлиника, село – выездные бригады), выявление факторов риска формирования и прогрессирования нарушений здоровья и развития, прогнозирование состояния здоровья, медико-социальный патронаж семей, профилактическое наблюдение за группами высокого биологического и медико-социального риска, диспансерное наблюдение, вакцинопрофилактика, оздоровление и восстановительное лечение детей с функциональными нарушениями, хроническими болезнями, инвалидов, организация, проведение и контроль эффективности и качества оздоровительной и коррекционной работы в образовательных учреждениях, работа по формированию здорового образа жизни, передача сведений о пациентах, нуждающихся в углублённом обследовании и консультациях специалистов на II уровень.

Второй уровень (II) обеспечивается врачами-специалистами и диагностическими службами поликлиник, центральных районных больниц, специализированных диспансеров, главными районными педиатрами. Задачи: оказание консультативной помощи врачами-специалистами, проведение углублённого лабораторного и инструментального обследования, участие в диспансерном наблюдении, проведение восстановительного лечения, разработка (для реализации на I и II уровнях) и контроль эффективности индивидуальных программ профилактики, участие в разработке и реализации на I уровне программ формирования здорового образа жизни, организационно-методическое руководство профилактической работой на I уровне [15].

Информация о работе Статистическое изучение состояния здоровья населения и развития системы здравоохранения в регионе