Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить роль медико-социальных факторов в формировании здоровья населения и разработать региональную модель организации профилактической работы с различными возрастными группами.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты формирования и развития системы здравоохранения в Ульяновском регионе, состояние здоровья населения.
ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ……………………………………………………….. 5
1.1. Процесс управления здравоохранением ...….……………………. –
1.2. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона ……. 6
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНА ……………………………………….……………………………… 12
2.1. Анализ существующей системы здравоохранения ………………... –
2.2.Территориальные программы государственных гарантий, действующие на территории г. Ульяновска ..…………………………. 24
3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ...........................................………………………………… 28
3.1. Проблемы системы здравоохранения региона и предложения по их решению ………………………………………………………...………… –
3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением ……………………………………………………..……. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………...... 44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………... 46
Ульяновский государственный технический университет
Институт авиационных технологий и управления
Кафедра экономики, управления и информатики
Иванова Е.А.
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность «Бухгалтерский учет»
Предмет: «Статистика»
Группа:
Руководитель: Борисова Т. Ю.
Дата сдачи курсовой работы: «______» _________ 20___г.
Оценка руководителя: ____ (____________) ______________________
«______» _________ 20___г.
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ……………………………………………………….. 5
1.1. Процесс управления здравоохранением ...….……………………. –
1.2. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона ……. 6
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНА ……………………………………….……………………………… 12
2.1. Анализ существующей системы здравоохранения ………………... –
2.2.Территориальные программы государственных гарантий, действующие на территории г. Ульяновска ..…………………………. 24
3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА
РЕКОМЕНДАЦИЙ..................
3.1. Проблемы системы здравоохранения региона и предложения по их решению ………………………………………………………...………… –
3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением ……………………………………………………..……. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………...... 44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………
ВВЕДЕНИЕ
В период масштабных социально-экономических
реформ, происходящих в стране в
последние десятилетия, сформировались
серьёзные демографические
За период с 2007 по 2010 годы численность детского населения уменьшилась на 3,7 млн., причём, в основном, за счёт детей в возрасте 10-17 лет, то есть подросткового возраста (на 3,4 млн.). В этой ситуации сохранение жизни и здоровья каждого ребёнка становится первоочередной задачей государства и общества.
Острота проблем, связанных с формированием здоровья детей на подростковом этапе развития, обусловлена и тем, что подростковый возраст является критическим как с медицинских и психологических позиций, так и с социальной точки зрения. Формирование здоровья ребёнка в этом возрасте происходит под воздействием активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности. В период наиболее выраженного роста и развития организм крайне чувствителен к воздействию социальных факторов. При этом чрезвычайно быстрые и интенсивные перемены последних лет в государстве и обществе определили формирование у современных подростков стереотипов поведения не ориентированных на сохранение и укрепление здоровья.
С целью реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и совершенствования медицинской помощи детям подросткового возраста вышел приказ Минздрава России № 154 от 05.05.2002 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».
Современным российским законодательством значительная часть функций по управлению социальной сферой передана органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по формированию и реализации программ и моделей работы в сфере здравоохранения. При этом до настоящего времени не разработаны научно обоснованные подходы к организации и проведению профилактической работы, а также эффективные модели такой работы с детьми подросткового возраста на региональном уровне.
В связи с изложенным, особую актуальность приобретают научное обоснование и разработка новых подходов к организации и проведению профилактической работы среди населения на уровне субъекта Российской Федерации на основе внедрения новых организационных технологий, учитывающих региональные особенности состояния здоровья, факторы, оказывающие влияние на его формирование и медико-социальную характеристику в современных условиях.
Целью курсовой работы является изучить роль медико-социальных факторов в формировании здоровья населения и разработать региональную модель организации профилактической работы с различными возрастными группами.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты формирования и развития системы здравоохранения в Ульяновском регионе, состояние здоровья населения.
Теоретической и методологической базой исследования являются труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области проблем здоровья населения, формирования и развития системы здравоохранения, а также ресурсы сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Основной объём профилактической работы учреждений здравоохранения в системе мер по охране здоровья обеспечивают амбулаторно-поликлинические учреждения, ведущая и координирующая роль среди которых принадлежит территориальным поликлиникам (первичная, вторичная и третичная профилактика), относящимся к учреждениям первичной медико-санитарной помощи. Определённая роль в системе разноуровневой профилактики принадлежит и стационарным учреждениям (третичная профилактика)
На рисунке 1 показана схематично структура системы управления здравоохранением в Российской Федерации.
Рис. 1 Государственная структура системы управления здравоохранением
По состоянию на 1 января 2011 года в области функционирует 168 лечебно-профилактических учреждений: больниц – 87, диспансеров – 13, поликлиник (амбулаторий) – 58, стоматологических поликлиник – 10, фельдшерско-акушерских пунктов – 553, здравпунктов – 126. Из них 28 государственных учреждений здравоохранения: 13 больниц, 13 диспансеров, 2 амбулаторно-поликлинических учреждения, 29 муниципальных учреждений здравоохранения г. Ульяновска: больниц – 9, амбулаторно-поликлинических учреждений – 20; 5 муниципальных учреждений здравоохранения г. Димитровграда: 4 больницы, 1 стоматологическая поликлиника; 105 муниципальных учреждений здравоохранения районов области: 20 - ЦРБ, 2 - РБ, 38 - участковых больниц, 45 амбулаторно-поликлинических учреждений; 1 учреждение федерального подчинения – Криушинская линейная больница на водном транспорте [5].
Кроме того, 5 санаториев, областная
станция переливания крови,
В государственных учреждениях
здравоохранения функционирует 5282
койки круглосуточного
В муниципальных учреждениях здравоохранения г. Ульяновска функционирует 3194 койки круглосуточного пребывания, 764 места дневного пребывания, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 14765 посещений в смену.
В муниципальных учреждениях здравоохранения г. Димитровграда функционирует 544 койки круглосуточного пребывания, 198 мест дневного пребывания, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 2515 посещений в смену.
В муниципальных учреждениях здравоохранения районов области функционирует 3251 койка круглосуточного пребывания, 916 мест дневного пребывания, мощность учреждений составляет 10222 посещений в смену.
В учреждении федерального подчинения функционирует 30 коек круглосуточного пребывания, мощность амбулаторно-поликлинического учреждения составляет 25 посещений в смену.
Существующая система оказания скорой медицинской помощи населению области, включает в себя 2 станции скорой медицинской помощи, 1 отделение скорой медицинской помощи в г. Ульяновске, 18 отделений скорой медицинской помощи при ЦРБ и 22 отделения СМП при участковых больницах и врачебных амбулаториях. В состав станций, отделений СМП и их филиалов входят 33 врачебных и 95 фельдшерских бригад.
В учреждениях здравоохранения области работают 32,8 тыс. медицинских работников, в том числе 4,3 тыс. врачей и 15,9 тыс. средних медицинских работников.
Система здравоохранения г. Ульяновска представлена медицинскими учреждениями различного профиля. В настоящее время в городе функционирует 29 лечебно-профилактических учреждений. Действует 9 стационаров, 19 поликлиник, 1 врачебная амбулатория, 9 фельдшерско-акушерских пунктов.
В муниципальных учреждениях
34 врача имеют звание «Заслуженный врач России», 27 кандидатов медицинских наук, 106 человек награждены значком «Отличнику здравоохранения», 5 человек имеют звание «Заслуженный работник здравоохранения».
Основной объём профилактической работы учреждений здравоохранения в системе мер по охране здоровья обеспечивают амбулаторно-поликлинические учреждения, ведущая и координирующая роль среди которых принадлежит территориальным поликлиникам (первичная, вторичная и третичная профилактика), относящимся к учреждениям первичной медико-санитарной помощи. Определённая роль в системе разноуровневой профилактики принадлежит и стационарным учреждениям (третичная профилактика) [16].
В настоящее время функционирует структура профилактической деятельности на разных уровнях оказания медицинской помощи: на амбулаторно-поликлиническом и стационарном (рис.2).
Рисунок 2. Структура профилактической деятельности на муниципальном и
региональном (федеральном) уровнях
Ключевым вопросом совершенствования профилактической помощи в системе педиатрических учреждений является увеличение объёма и спектра решаемых ими задач, а также создание соответствующих организационных структур на функциональной основе и разработка организационных алгоритмов их деятельности.
В связи с этим действует трёхуровневая система оказания профилактической помощи населению. Работа на первом и втором уровнях обеспечивается учреждениями здравоохранения муниципальной системы, на третьем – региональными (областными) учреждениями, а при отсутствии возможности оказания помощи – федеральными учреждениями.
Организационная модель базируется на действующей сети педиатрических учреждений. Она предполагает и даёт возможность реализовать непрерывность, преемственность и этапность в проведении профилактической работы, оказание всех видов профилактической помощи, как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях, а также внедрение современных научно обоснованных форм профилактической работы, учитывающих региональные особенности состояния здоровья и частоты факторов риска [8].
Первый уровень (I) обеспечивается поликлиниками, центральными районными больницами, ФАПами, реализуется при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями. Задачи: проведение профилактических медицинских осмотров (город – поликлиника, село – выездные бригады), выявление факторов риска формирования и прогрессирования нарушений здоровья и развития, прогнозирование состояния здоровья, медико-социальный патронаж семей, профилактическое наблюдение за группами высокого биологического и медико-социального риска, диспансерное наблюдение, вакцинопрофилактика, оздоровление и восстановительное лечение детей с функциональными нарушениями, хроническими болезнями, инвалидов, организация, проведение и контроль эффективности и качества оздоровительной и коррекционной работы в образовательных учреждениях, работа по формированию здорового образа жизни, передача сведений о пациентах, нуждающихся в углублённом обследовании и консультациях специалистов на II уровень.
Второй уровень (II) обеспечивается врачами-специалистами и диагностическими службами поликлиник, центральных районных больниц, специализированных диспансеров, главными районными педиатрами. Задачи: оказание консультативной помощи врачами-специалистами, проведение углублённого лабораторного и инструментального обследования, участие в диспансерном наблюдении, проведение восстановительного лечения, разработка (для реализации на I и II уровнях) и контроль эффективности индивидуальных программ профилактики, участие в разработке и реализации на I уровне программ формирования здорового образа жизни, организационно-методическое руководство профилактической работой на I уровне [15].