Статистическое изучение состояния здоровья населения и развития системы здравоохранения в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить роль медико-социальных факторов в формировании здоровья населения и разработать региональную модель организации профилактической работы с различными возрастными группами.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты формирования и развития системы здравоохранения в Ульяновском регионе, состояние здоровья населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ……………………………………………………….. 5
1.1. Процесс управления здравоохранением ...….……………………. –
1.2. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона ……. 6
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНА ……………………………………….……………………………… 12
2.1. Анализ существующей системы здравоохранения ………………... –
2.2.Территориальные программы государственных гарантий, действующие на территории г. Ульяновска ..…………………………. 24
3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ...........................................………………………………… 28
3.1. Проблемы системы здравоохранения региона и предложения по их решению ………………………………………………………...………… –
3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением ……………………………………………………..……. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………...... 44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………... 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА статистика.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Основой системы организации  медицинского обеспечения детей  подросткового возраста должна являться разноуровневая профилактика, предполагающая контроль за состоянием здоровья и  факторами, определяющими его формирование, ранняя коррекция нарушений здоровья и развития, снижение влияния управляемых неблагоприятных факторов. Основной объём данной работы должен проводиться на уровне первичной медико-санитарной помощи, то есть в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Кроме того, необходимо предусмотреть развитие и стационарного звена, как организационной системы, обеспечивающей профилактику инвалидности и смертности. В связи с этим приоритетной задачей является научное обоснование и широкое внедрение организационных моделей и технологий, обеспечивающих реализацию профилактических программ по снижению заболеваемости, инвалидности, смертности при оказании медицинской помощи детям на всех уровнях.

Образ жизни характеризуется низкой физической активностью, как горожан, так и сельских жителей (около 70%), нерегулярным питанием (40%). Более 29% детей, проживающих в городе и более 20% сельских жителей ежедневно 3 часа и более работают на компьютере. После занятий в школе испытывают повышенное утомление и головную боль 46,1% городских детей и 52,1% сельских. При этом спят менее 8 часов и поздно отходят ко сну соответственно 50,5% и 41,6% детей. Это свидетельствует о высокой учебной нагрузке в сочетании с неадекватным возрасту отдыхом. Употребляют алкоголь 10% горожан и 17,3% сельских подростков, курят, соответственно, 7,8% и 6,5%.

В деятельности системы оказания профилактической помощи детям подросткового возраста выявлен ряд существенных недостатков:

- снижение охвата детей 15-17 лет  профилактическими медицинскими  осмотрами (на 4,9%);

- ухудшение качество проведения  профилактических осмотров;

- несоблюдение требований действующих  нормативных документов по технологии  проведения профилактических осмотров;

- отсутствие учёта при оценке  состояния здоровья и медицинском  контроле за ростом и развитием  ребёнка факторов медико-социального риска;

- недостаточный уровень охвата  детей диспансерным наблюдением;

- снижение за последние годы  медицинской активности детей  и родителей, профилактической  активности врачей-педиатров участковых;

- недостаточный уровень проведения  работы по вторичной и третичной профилактике среди детей подросткового возраста (рост инвалидности и смертности от управляемых причин);

- недостаточный уровень знаний  врачей по вопросам физиологии  и патологии подросткового возраста, проблемам первичной профилактики

Основными негативными, и при этом прогрессирующими, тенденциями являются: снижение уровня численности практически здоровых учащихся, которое характерно для периода обучения детей в школе и достигает по ее окончании критического уровня; сокращение числа детей, занимающихся физической культурой и спортом; ухудшение качества работы спортивных школ и детских спортивно-оздоровительных лагерей; низкий уровень оснащенности материально-технической базы общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ и клубов физической подготовки; отток квалифицированных кадров и по-следующая замена их педагогами более низкой квалификации; рост малолетней преступности, наркомании, увеличение числа беспризорных детей, подверженных влиянию уличных криминальных законов.

Проще всего объяснить большую часть негативных тенденций действительно имеющимися трудностями в финансовом и правовом обеспечении. Но суть сегодняшнего переходного периода как раз заключается в преодолении объективных и субъективных трудностей, поиске путей решения ключевых проблем, для чего потребуется не один день и не один год.

 

Среди многочисленных проблем в  физическом воспитании подрастающего  поколения выделяются главные:

методология и педагогика не успевают за темпами изменения общественного  сознания, социальной перестройки общества, а дистанция между управлением образования и его обеспечением растет;

уровень физического здоровья, развития и подготовленности выпускников  средних и высших школ не соответствует  в полной мере уровню, необходимому для восполнения трудового и оборонного потенциала страны;

детско-юношеские клубы физической подготовки дублируют работу детско-юношеских  спортивных школ, подчас не выполняя своих  прямых функций — массовой общефизической подготовки детей;

тренерско-преподавательский  корпус, сформировавшийся в доперестроечный период, в последние годы заметно «феминизировался», а вследствие оттока кадров — искусственно «постарел»;

вызывает большую тревогу отсутствие в регионе надлежащих научно-методических разработок по физическому воспитанию;

учащиеся не осознают жизненную  необходимость постоянного повышения  уровня физического развития и уровня физической подготовленности;

основной, нерешенной проблемой являются методологические противоречия между  массовостью образования, базирующегося на такой основной форме организации учебного процесса, как школьный урок (класс), и необходимостью индивидуализации процесса обучения. Любые системы жестко спрограммированного физического воспитания могут приносить только временный хороший результат, но они никогда не выдерживают проверки временем из-за их несоответствия изменяющимся ориентирам общества.

 

 

3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением

 

В 2012 году объемы финансирования учреждений здравоохранения Ульяновской области возрастут почти в два раза. Это станет возможным благодаря переходу учреждений здравоохранения на систему одноканального финансирования – финансирования из бюджета ФОМСа.

Благодаря тому, что было подписано соглашение между Фондом обязательного медицинского страхования, региональным министерством здравоохранения и мэрией Ульяновска, регламентирующее этот переход. Согласно документу, деньги в медучреждения будут поступать через медицинский полис обратившегося за помощью пациента. Предполагается, что, благодаря этому, в 2012 году средства ФОМСА закроют несколько статей расходов: зарплата медикам, питание пациентов, медикаменты и инвентарь. По словам руководителя ульяновского отделения ФОМС средства Фонда в 2012 году возрастут почти втрое - с 1 миллиарда 800 тысяч рублей до 4 миллиардов. Как отметил губернатор области Сергей Морозов, одноканальная система решит две задачи: устранит неэффективные расходы в отрасли и поможет создать максимально благоприятные условия и для пациентов, и для медиков, а также существенно увеличит значимость страхового медицинского полиса. По информации министра здравоохранения региона Фeдора Прокина, подушевой норматив на каждого жителя региона вырастет как минимум в три раза: "Сегодня в среднем на одного пациента выделяется порядка четырех тысяч рублей, в 2012 году – в связи с переходом на одноканальное финансирование - ожидается сумма в 12 тысяч рублей. Это будет лучший показатель в ПФО". Изменения коснуться всех учреждений здравоохранения Ульяновска [16].

Определены наиболее значимые направления модернизации системы оказания профилактической помощи детям в учреждениях здравоохранения:

- разработка и принятие на  разных уровнях (региональном, муниципальном)  правовых и нормативных актов,  обеспечивающих эффективное межведомственное  взаимодействие в системе охраны здоровья детей;

- изменение нормативной базы  оказания медицинской помощи  детям подросткового возраста  на амбулаторном уровне для  обеспечения её комплексности:  профилактика, раннее выявление  нарушений здоровья, оздоровление  и лечение детей, в том числе восстановительное, комплексная реабилитация;

- совершенствование нормативного  обеспечения организации деятельности  стационарных учреждений, которая  должна быть ориентирована на  работу с детьми, страдающими  тяжёлыми хроническими болезнями (профилактика инвалидности и смертности);

- подготовка кадров, владеющих  вопросами физиологии, патологии  и охраны здоровья детей подросткового  возраста;

- разработка методической базы  для новой организационной системы  медицинской профилактики, учитывающей приоритетность работы по предупреждению болезней, их исхода в инвалидность, а также случаев предотвратимой смертности детей подросткового возраста.

Сформулированы цель и задачи модернизации системы оказания профилактической помощи, направленной на создание условий, позволяющих обеспечить снижение заболеваемости, инвалидности, смертности среди детей в возрасте 10-17 лет, повышение уровня их социальной адаптации и интеграции в современное меняющееся общество.

Для успешного проведения модернизации разработаны принципы её осуществления, предусматривающие наличие базовой организационной модели, оказание всех видов профилактической помощи, как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях, преимущественное развитие и внедрение современных научно обоснованных форм профилактической работы, существование эффективной системы межведомственного взаимодействия, обеспечение непрерывности преемственности и этапности в проведении профилактической работы с детьми подросткового возраста, учёт региональных и субрегиональных особенностей уровня и структуры заболеваемости, физического развития, инвалидности, смертности, распространённости медико-социальных факторов риска [4].

Достижение цели и решение задач  модернизации на основе разработанных  принципов возможно только при определении конкретных механизмов её реализации:

    • разработка и утверждение региональных правовых и нормативных документов, обеспечивающих на территории адекватное межведомственное взаимодействие в реализации системы мер по охране здоровья детей подросткового возраста; совершенствование системы финансирования деятельности учреждений здравоохранения с учётом переноса части объёмов медицинской помощи в учреждения первичного звена и необходимости адекватного финансового обеспечения работы по первичной профилактике; региональных стандартов оказания профилактической помощи и оснащения учреждений, особенно первичного звена; документов, определяющих, организацию профилактической работы детской поликлиники, её структурных подразделений и специалистов; разработку учётной медицинской документации, позволяющей осуществлять контроль эффективности и качества работы по первичной, вторичной и третичной профилактике;
    • разработка и внедрение на региональном уровне методических документов по профилактике болезней и их прогрессирования у детей подросткового возраста, раннему выявлению нарушений здоровья и развития, возможно раннему восстановительному лечению и реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья; охране соматического, репродуктивного и психического здоровья; по медицинской поддержке детей в образовательных учреждениях; по вопросам подготовки детей к выполнению социальных функций с учётом региональных особенностей и социально-экономической ситуации;
    • разработка и внедрение программ тематического усовершенствования для врачей и среднего медицинского персонала региона, работающих, преимущественно, в учреждениях здравоохранения первичного звена, по вопросам организации и оказания комплексной профилактической помощи детям подросткового возраста, физиологии и патологии подросткового возраста, а также тестовых систем контроля профессиональных знаний медицинских работников по данной проблеме.

Модернизация системы комплексной профилактики охраны здоровья детей всех возрастных групп позволит обеспечить наиболее полное решение проблем, связанных с первичной, вторичной и третичной профилактикой, в том числе с её медико-социальными последствиями. Предлагаемая модернизация позволит устранить существующие недостатки в профилактической работе с детьми подросткового возраста, увеличить её объёмы и, тем самым, способствовать преодолению имеющихся негативных тенденций в динамике состояния здоровья [7].

Принципы проведения модернизации предусматривают наличие базовой организационной модели, оказание всех видов профилактической помощи, как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях, преимущественное развитие и внедрение современных научно обоснованных форм профилактической работы, существование эффективной системы межведомственного взаимодействия, обеспечение непрерывности преемственности и этапности в проведении профилактической работы с детьми подросткового возраста, учёт региональных и субрегиональных особенностей уровня и структуры заболеваемости, физического развития, инвалидности, смертности, распространённости медико-социальных факторов риска.

Практические рекомендации по повышению эффективности системы управления здравоохранением:

1. Совершенствование законодательной базы охраны здоровья детей, в том числе подросткового возраста, путём разработки и принятия Закона Белгородской области «Об охране здоровья детей в Белгородской области».

2. Совершенствование нормативной и методической базы оказания профилактической помощи детям, в том числе подросткового возраста:

– разработка учётной  медицинской документации, позволяющей осуществлять контроль эффективности и качества работы по первичной, вторичной и третичной профилактике;

- принятие нормативных  актов по расширению сети и  совершенствованию работы организационных  структур, оказывающих реабилитационную  помощь детям с нарушениями здоровья и развития: отделений восстановительной медицины, реабилитации (особенно, в учреждениях первичной медико-санитарной помощи).

- разработка и внедрение программ тематического усовершенствования для врачей и среднего медицинского персонала региона, работающих, преимущественно, в учреждениях здравоохранения первичного звена, по вопросам организации и оказания комплексной профилактической помощи детям подросткового возраста, физиологии и патологии подросткового возраста.

3. Использование в структуре профилактических медицинских осмотров прогностических таблиц при определении степени риска формирования и развития нарушений состояния здоровья у детей подросткового возраста под воздействием медико-социальных факторов риска.

Информация о работе Статистическое изучение состояния здоровья населения и развития системы здравоохранения в регионе