Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить роль медико-социальных факторов в формировании здоровья населения и разработать региональную модель организации профилактической работы с различными возрастными группами.
Предметом исследования курсовой работы являются теоретические аспекты формирования и развития системы здравоохранения в Ульяновском регионе, состояние здоровья населения.
ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ……………………………………………………….. 5
1.1. Процесс управления здравоохранением ...….……………………. –
1.2. Структура системы здравоохранения Ульяновского региона ……. 6
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОГО РЕГИОНА ……………………………………….……………………………… 12
2.1. Анализ существующей системы здравоохранения ………………... –
2.2.Территориальные программы государственных гарантий, действующие на территории г. Ульяновска ..…………………………. 24
3. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА И ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ...........................................………………………………… 28
3.1. Проблемы системы здравоохранения региона и предложения по их решению ………………………………………………………...………… –
3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением ……………………………………………………..……. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………………...... 44
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………... 46
Основой системы организации
медицинского обеспечения детей
подросткового возраста должна являться
разноуровневая профилактика, предполагающая
контроль за состоянием здоровья и
факторами, определяющими его
Образ жизни характеризуется низкой физической активностью, как горожан, так и сельских жителей (около 70%), нерегулярным питанием (40%). Более 29% детей, проживающих в городе и более 20% сельских жителей ежедневно 3 часа и более работают на компьютере. После занятий в школе испытывают повышенное утомление и головную боль 46,1% городских детей и 52,1% сельских. При этом спят менее 8 часов и поздно отходят ко сну соответственно 50,5% и 41,6% детей. Это свидетельствует о высокой учебной нагрузке в сочетании с неадекватным возрасту отдыхом. Употребляют алкоголь 10% горожан и 17,3% сельских подростков, курят, соответственно, 7,8% и 6,5%.
В деятельности системы оказания профилактической помощи детям подросткового возраста выявлен ряд существенных недостатков:
- снижение охвата детей 15-17 лет
профилактическими
- ухудшение качество проведения профилактических осмотров;
- несоблюдение требований
- отсутствие учёта при оценке
состояния здоровья и
- недостаточный уровень охвата
детей диспансерным
- снижение за последние годы
медицинской активности детей
и родителей, профилактической
активности врачей-педиатров
- недостаточный уровень
- недостаточный уровень знаний
врачей по вопросам физиологии
и патологии подросткового
Основными негативными, и при этом прогрессирующими, тенденциями являются: снижение уровня численности практически здоровых учащихся, которое характерно для периода обучения детей в школе и достигает по ее окончании критического уровня; сокращение числа детей, занимающихся физической культурой и спортом; ухудшение качества работы спортивных школ и детских спортивно-оздоровительных лагерей; низкий уровень оснащенности материально-технической базы общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ и клубов физической подготовки; отток квалифицированных кадров и по-следующая замена их педагогами более низкой квалификации; рост малолетней преступности, наркомании, увеличение числа беспризорных детей, подверженных влиянию уличных криминальных законов.
Проще всего объяснить большую часть негативных тенденций действительно имеющимися трудностями в финансовом и правовом обеспечении. Но суть сегодняшнего переходного периода как раз заключается в преодолении объективных и субъективных трудностей, поиске путей решения ключевых проблем, для чего потребуется не один день и не один год.
Среди многочисленных проблем в физическом воспитании подрастающего поколения выделяются главные:
методология и педагогика не успевают
за темпами изменения
уровень физического здоровья, развития и подготовленности выпускников средних и высших школ не соответствует в полной мере уровню, необходимому для восполнения трудового и оборонного потенциала страны;
детско-юношеские клубы
тренерско-преподавательский корпус, сформировавшийся в доперестроечный период, в последние годы заметно «феминизировался», а вследствие оттока кадров — искусственно «постарел»;
вызывает большую тревогу
учащиеся не осознают жизненную
необходимость постоянного
основной, нерешенной проблемой являются методологические противоречия между массовостью образования, базирующегося на такой основной форме организации учебного процесса, как школьный урок (класс), и необходимостью индивидуализации процесса обучения. Любые системы жестко спрограммированного физического воспитания могут приносить только временный хороший результат, но они никогда не выдерживают проверки временем из-за их несоответствия изменяющимся ориентирам общества.
3.2. Методы повышения эффективности системы управления здравоохранением
В 2012 году объемы финансирования учреждений здравоохранения Ульяновской области возрастут почти в два раза. Это станет возможным благодаря переходу учреждений здравоохранения на систему одноканального финансирования – финансирования из бюджета ФОМСа.
Благодаря тому, что было подписано соглашение между Фондом обязательного медицинского страхования, региональным министерством здравоохранения и мэрией Ульяновска, регламентирующее этот переход. Согласно документу, деньги в медучреждения будут поступать через медицинский полис обратившегося за помощью пациента. Предполагается, что, благодаря этому, в 2012 году средства ФОМСА закроют несколько статей расходов: зарплата медикам, питание пациентов, медикаменты и инвентарь. По словам руководителя ульяновского отделения ФОМС средства Фонда в 2012 году возрастут почти втрое - с 1 миллиарда 800 тысяч рублей до 4 миллиардов. Как отметил губернатор области Сергей Морозов, одноканальная система решит две задачи: устранит неэффективные расходы в отрасли и поможет создать максимально благоприятные условия и для пациентов, и для медиков, а также существенно увеличит значимость страхового медицинского полиса. По информации министра здравоохранения региона Фeдора Прокина, подушевой норматив на каждого жителя региона вырастет как минимум в три раза: "Сегодня в среднем на одного пациента выделяется порядка четырех тысяч рублей, в 2012 году – в связи с переходом на одноканальное финансирование - ожидается сумма в 12 тысяч рублей. Это будет лучший показатель в ПФО". Изменения коснуться всех учреждений здравоохранения Ульяновска [16].
Определены наиболее значимые направления модернизации системы оказания профилактической помощи детям в учреждениях здравоохранения:
- разработка и принятие на
разных уровнях (региональном, муниципальном)
правовых и нормативных актов,
обеспечивающих эффективное
- изменение нормативной базы оказания медицинской помощи детям подросткового возраста на амбулаторном уровне для обеспечения её комплексности: профилактика, раннее выявление нарушений здоровья, оздоровление и лечение детей, в том числе восстановительное, комплексная реабилитация;
- совершенствование
- подготовка кадров, владеющих
вопросами физиологии, патологии
и охраны здоровья детей
- разработка методической базы
для новой организационной
Сформулированы цель и задачи модернизации системы оказания профилактической помощи, направленной на создание условий, позволяющих обеспечить снижение заболеваемости, инвалидности, смертности среди детей в возрасте 10-17 лет, повышение уровня их социальной адаптации и интеграции в современное меняющееся общество.
Для успешного проведения модернизации разработаны принципы её осуществления, предусматривающие наличие базовой организационной модели, оказание всех видов профилактической помощи, как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях, преимущественное развитие и внедрение современных научно обоснованных форм профилактической работы, существование эффективной системы межведомственного взаимодействия, обеспечение непрерывности преемственности и этапности в проведении профилактической работы с детьми подросткового возраста, учёт региональных и субрегиональных особенностей уровня и структуры заболеваемости, физического развития, инвалидности, смертности, распространённости медико-социальных факторов риска [4].
Достижение цели и решение задач модернизации на основе разработанных принципов возможно только при определении конкретных механизмов её реализации:
Модернизация системы комплексн
Принципы проведения модернизации предусматривают наличие базовой организационной модели, оказание всех видов профилактической помощи, как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях, преимущественное развитие и внедрение современных научно обоснованных форм профилактической работы, существование эффективной системы межведомственного взаимодействия, обеспечение непрерывности преемственности и этапности в проведении профилактической работы с детьми подросткового возраста, учёт региональных и субрегиональных особенностей уровня и структуры заболеваемости, физического развития, инвалидности, смертности, распространённости медико-социальных факторов риска.
Практические рекомендации по повышению эффективности системы управления здравоохранением:
1. Совершенствование законодательной базы охраны здоровья детей, в том числе подросткового возраста, путём разработки и принятия Закона Белгородской области «Об охране здоровья детей в Белгородской области».
2. Совершенствование нормативной и методической базы оказания профилактической помощи детям, в том числе подросткового возраста:
– разработка учётной медицинской документации, позволяющей осуществлять контроль эффективности и качества работы по первичной, вторичной и третичной профилактике;
- принятие нормативных
актов по расширению сети и
совершенствованию работы
- разработка и внедрение программ тематического усовершенствования для врачей и среднего медицинского персонала региона, работающих, преимущественно, в учреждениях здравоохранения первичного звена, по вопросам организации и оказания комплексной профилактической помощи детям подросткового возраста, физиологии и патологии подросткового возраста.
3. Использование в структуре профилактических медицинских осмотров прогностических таблиц при определении степени риска формирования и развития нарушений состояния здоровья у детей подросткового возраста под воздействием медико-социальных факторов риска.