Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике. Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 8
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 8
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 14
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 18
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 26
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 33
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 36
3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ 45
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА СТАТИСТИКИ 45
3.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ТРЕНДА И МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ 51
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - «Основные экономические и социальные показатели» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 72
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ГОСУНИВЕРСИТЕТ – УНПК»
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Мировая экономика и статистика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика»
на тему: Статистика цен
Работу выполнил(а) студент(ка)
Казакова Е.Е.
группа 2-1 Э ЦДО г. Орел
|
Замечания по работе |
Работу проверила
к.э.н., доцент Краснобокая И.А. |
Отметка о защите__________________дата «___»_________20___г.
Подпись преподавателя_________________
Орел 20__
ТЕМА: Статистика цен
Обеспечение высокой квалификации специалистов в области государственного и муниципального управления невозможно без серьезной статистической подготовки, так как одной из главных сторон их деятельности является работа с числовым материалом.
Термин “статистика”
употребляется в различных
Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль значений, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.
Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные социально-экономические показатели.
Многоаспектный комплекс проблем, именуемый статистикой цен, существует как самостоятельный блок показателей и является составной частью социально-экономической статистики и статистики финансов.
Статистика цен всегда использовалась для решения всех государственных программ экономического и социального развития страны, для принятия и анализа выполнения перспективных планов. Значение всестороннего изучения цен в настоящее время трудно переоценить. Оно возрастает в связи с анализом осуществляемой в стране экономической реформы.
В современных условиях
цены являются сложной экономической категорией, основой
рыночного механизма, а ценообразование
– инструментом маркетинга. Взаимосвязь
цен с системой народнохозяйственных,
Всестороннее изучение цен предполагает использование всего арсенала статистических методов: выборочные обследования, абсолютные и относительные величины, группировки, средние величины, индексы, ряды динамики, показатели вариации, корреляционный анализ, графический метод и д. р. Практически государственная статистика более широко применяет выборочные обследования, метод средних величин, индексный и графический методы. В научных исследованиях в области статистики цен используются также другие методы.
Государственной статистикой предусматривается перспективное совершенствование статистики цен как важнейшего блока социально-экономической статистики и статистики финансов. Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике [6].
Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.
И это особенно важно при переходе России к рыночной экономики многие предприятия столкнулись с серьезными проблемами, так как раньше не задумывались о затратах на производство, не думали о рынках сбыта и не занимались ценообразованием. Вследствие этого многие отечественные товары оказались неконкурентоспособными и проиграли свои позиции иностранным аналогичным товарам, которые были дешевле и качественнее, что отвечало потребительским требованиям. Вот почему сегодня статистика является важнейшим звеном во всей экономике, предъявляя дополнительные требования к управленческому персоналу[10]. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
Цена1 - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество.
Цены, процессы их образования
и изменения представляют собой
предмет статистического
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор
рынка, с помощью которого
Рыночная цена выполняет различные функции:
- посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги;
- важный показатель
конъюнктуры рынка, фактор
- инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения;
- главная составляющая
инфляционных процессов,
- мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;
- орудие конкурентной борьбы.
Цены классифицируют по различным направлениям:
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения. При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
- розничные цены, по
которым товары реализуются
- закупочные цены, по
которым государство покупает
продукцию у
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
- цены франко-отправления
(на товары ограниченного
- цены франко-назначения,
включающие транспортные
- контрактные (договорные)
цены - цены фактической
- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
- цены предложения
(цены продавца, или стартовые), по
которым продавец желает
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Они отличаются от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
- жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
- регулируемые (допускаются
изменения в определенных
- свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре
устанавливается исходная цена
и оговаривается порядок (
- с последующей фиксацией:
в договоре определяются
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1.Расчетные цены, которые
обосновываются поставщиком
2.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные
- для обмена между цехами
- мировые (выступают
в качестве условной средней
стоимости товаров,
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
- скидки за оплату наличными;
- сезонные скидки за покупку вне сезона;
- скидка за количество или серийность при покупке количества товара, увеличивающегося по сравнению с заранее определенным;