Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике. Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 8
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 8
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 14
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 18
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 26
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 33
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 36
3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ 45
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА СТАТИСТИКИ 45
3.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ТРЕНДА И МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ 51
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - «Основные экономические и социальные показатели» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 72

Файлы: 1 файл

kursovik_statistika.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной  по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.

3. Выбор конкретной  разновидности товара-представителя  и вида регистрируемой цены. Для  регистрации цены товара-представителя  применяется подробная спецификация  товара - перечень его обобщенных  потребительских признаков. Определение  спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.

Принципиальное отличие  набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке [31].

Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:

-  модальная, 

-  простая средняя арифметическая,

-  взвешенная,

-  случайно отобранная.

По действующей ныне методике регистрируется модальная цена (т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе). Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным  - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:

- выборка, в  которой  пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);

- широко применяемая  в международной практике выборка  пропорционально размерам  (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;

- выборка с учетом  дисперсии, способствующая уменьшению  разброса (дисперсия цены или  дохода в регионе не должна  превышать общей величины дисперсии);

- выборка на основе  интервальной группировки населенных  пунктов (единица с меньшим  объемом признака, например, численности  населения имеет равную вероятность  выбора со всеми единицами  группы);

- гнездовая выборка  (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).

В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной  отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом.

Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса.

Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.

 

 

2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г.

2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г.

 

 

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние  на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение  внешнеэкономических условий стало  серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере.

Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего, в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Реализация антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  способствовала стабилизации социально-экономической  ситуации в стране и переходу к положительным темпам экономического роста. 
В результате в июне - июле 2009 г. произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом исключения сезонного и календарного факторов).

Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 г. является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов экспорта и постепенным восстановлением производственных запасов.

Индекс промышленного  производства за январь - август 2009 г. сократился на 14 % к соответствующему периоду предыдущего года. В большей степени падение затронуло обрабатывающие отрасли промышленности – за период с начала года сокращение составило 19,8 %, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Наиболее сложным был I квартал 2009 г., а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов).

В отличие от промышленности сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризисным  явлениям. В январе - августе производство в сельскохозяйственном секторе экономики снизилось на 3,7 %.

В январе - августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились на 18,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.

Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь - август 2009 г. сократился на 18,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. 

Вместе с тем в  жилищном строительстве в 2009 г. наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого населением за счет собственных и заемных средств (прирост данного показателя за I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года). Хотя в январе - июне ввод жилья за счет средств федерального бюджета сократился на 25,6 %, принятые Правительством Российской Федерации меры по поддержке ипотечного рынка, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода жилья [39].

Объемы потребительского спроса снизились значительно меньше, чем другие компоненты валового внутреннего  продукта. Оборот розничной торговли уменьшился на 4,7 %, объем платных услуг населению – на 3,5 процента.

Под влиянием экономического спада и роста безработицы  реальная заработная плата в январе - августе 2009 г. сократилась на 3,3 процента. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 0,7 % к соответствующему периоду 2008 года. Сказалось повышение пенсий и социальных выплат, а также эффект увеличения покупки населением валюты в начальный период кризиса.

За 2009 г. индекс потребительских цен3 составил 108,1 %, что на 1,6 процентных пункта ниже соответствующего показателя за тот же период предыдущего года. Оценка инфляции в годовом выражении составила 11,6 %.

Внутренние и внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

Приоритетами социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации в 2010-2012 гг. стала реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны. 
К основным приоритетам следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. 
Обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживался курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры. 

Последовательно идет развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

В таблице 1, приложения А указаны основные экономические и социальные показатели [38].

2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

 

 

Средой хозяйственных  процессов в условиях современной  экономики является рынок. Рынком называют систему отношений субъектов ведения хозяйства при купле-продаже товаров и предоставления услуг, которая реализуется через инфраструктуру оптовой и розничной торговли. Статистическое изучение рынка проводится с целью определения сбалансированности товарной и денежной массы, анализа ресурсов и их использования, изучения спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг, обеспечение управления развитием ассортимента и качества товаров и услуг, разработки мероприятий государственного регулирования и защиты отечественного производителя.

При анализе рынка  используют информационное обеспечение  о состоянии и пополнении товарного  ассортимента, товарных запасов, реализации заявок и заказов в отраслях ведения хозяйства, проведении оптовых ярмарок, функционировании товарных бирж, эффективности рекламной деятельности на новые товары и услуги и т. п. Для этого используют такие источники информации:

  • официальная государственная статистика для получения сведений об экономических и социальных процессах, которые позволяют оценить состояние рынка и его зависимость от отдельных факторов;
  • ведомственная статистика - о развитии и результатах деятельности отдельных министерств, ведомств, предприятий и организаций относительно поставок и заявок на товары, которые могут обосновать потребности рынка;
  • результаты выборочных обследований, опрос населения, потребителей, специалистов - о получении данных, которые отсутствуют в официальной государственной и ведомственной статистике (оценка потребительских качеств и ассортимента изделий и услуг по мнению населения, степень и характер неудовлетворенного спроса, мотивы поведения покупателей и др.);
  • мониторинг как специально организованное систематическое обследование для получения данных о регистрации результатов валютных торгов, аукционов;
  • экспертные оценки - о степени сбалансированности рынка, перспективах развития ассортимента товаров и услуг, приоритетах отдельных экономических и управленческих решений и т. п.

Функционирование рынка  товаров и услуг требует инвестиций и текущих затрат на осуществление  рыночных процессов, и важно знать их эффективность и перспективы её изменения. Кроме того, эффект от процессов товарного обращения проявляется и за пределами самой сферы, например, в производстве и потреблении.

Информация о работе Статистика цен