Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике. Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 8
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 8
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 14
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 18
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 26
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 33
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 36
3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ 45
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА СТАТИСТИКИ 45
3.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ТРЕНДА И МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ 51
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - «Основные экономические и социальные показатели» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 72
Принципы построения индексов: изменение одного фактора при неизменном значении всех остальных, при этом если обобщающий экономический показатель представляет собой произведение количественного (объемного) и качественного показателей-факторов, то при определении влияния количественного фактора качественный показатель фиксируется на базисном уровне, а при определении влияния качественного фактора количественный показатель фиксируется на уровне отчетного периода.
В статистической практике
индексы применяются при
Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим признакам:
1. В зависимости от объекта исследования:
индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления)
индексы качественных показателей
(индексы цен, себестоимости, з
К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;
2. По степени охвата элементов совокупности:
3. В зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на:
4. В зависимости от базы сравнения различают:
В целом индексный метод направлен на решение следующих задач:
Индексный метод использует принятые символы, для обозначения индексируемой величины:
i – индивидуальный индекс,
I – общий (сводный, агрегатный) индекс,
p – цена,
q – количество, объем,
pq – количество, объем
в стоимостном выражении (
z – себестоимость,
zq – объем затрат на производство,
r – урожайность,
s – посевные площади,
rs – валовый сбор с/х культур,
1 – текущий или сравниваемый отчетный период,
0 – базисный период.
Индексный метод использует цепной и базисный метод расчета. Это значит, что база сравнения может быть выбрана как постоянная (базисный метод) (за базу сравнения принимается первый уровень ряда) или как переменная (цепной метод) (за базу сравнения принимается предыдущий уровень).
Индексный метод позволяет провести разложение по факторам не только относительных, но и абсолютных отклонений обобщающего показателя. В этом случае влияние отдельных факторов определяется с помощью разности между числителем и знаменателем соответствующих индексов, т. е. также при расчете влияния одного фактора элиминируется влияние другого:
Y = а*b, |
(3.1) |
где а – количественный фактор,
b – качественный.
Тогда:
a 1*b 0—a 0*b 0– абсолютный прирост результирующего показателя за счет фактора а;
a 1*b 1—a 1*b 0– абсолютный
прирост результирующего
a 1*b 1—a 0*b 0– абсолютный
прирост результирующего
Данный принцип разложения абсолютного прироста (отклонения) обобщающего показателя по факторам пригоден для случая, когда число факторов равно двум (один из них количественный, другой – качественный), а анализируемый показатель представлен как их произведение.
Теория индексов не дает общего метода разложения абсолютных отклонений обобщающего показателя по факторам при числе факторов более двух. Для решения этой задачи используется метод цепных подстановок.
Индексный метод является также важнейшим аналитическим средством выявления связей между явлениями. При этом применяются уже не отдельные индексы, а их системы [33].
Рассмотрим сущность
индексного метода на конкретном примере.
Например если анализируемая организация
выпускает разнородную
Таблица 3.1 - Информация об объеме и стоимости выпускаемой продукции
Виды продукции |
Количество (штук) |
Цена за 1 штуку (рублей) |
Стоимость продукции (рублей) | ||||
|
|
|
|
|
|
| |
Мыло хозяйственное |
10 |
13 |
5 |
5 |
50 |
65 |
65 |
Зубная паста |
15 |
12 |
3 |
2 |
45 |
36 |
24 |
Туалетная бумага |
20 |
22 |
1 |
2 |
20 |
22 |
44 |
Итого: |
- |
- |
- |
- |
115 |
123 |
133 |
В рассматриваемом примере мы исчислим аналитические индексы, где в качестве индексируемого признака берется объем выпускаемой продукции, а в качестве весового признака — цена за единицу продукции. На основе данных, приведенных в таблице, рассчитаем общий индекс объема продукции:
(3.2) | |
На полученный нами результат оказали влияние два фактора:
изменение количества продукции;
изменение цен на продукцию.
Следует отдельно определить:
индекс изменения количества (объема) продукции при условии ее оценки в одинаковых ценах;
индекс изменения цен на продукцию при условии ее одинакового объема.
Вначале найдем индекс изменения количества продукции:
(3.3) | |
Затем определим индекс изменения цен на продукцию:
(3.4) | |
В рассматриваемом примере индекс изменения количества показывает увеличение объема продукции на или на 8 рублей, то есть (123 — 115). Индекс изменения цен свидетельствует о повышении цен на продукцию на , что составляет 10 рублей, то есть (133 — 123).
Если сложить влияние индексов получим общий индекс объема продукции — 18 рублей.
С помощью индексов можно сравнивать данные за ряд лет, например, путем расчетов темпов роста продукции в сопоставимых ценах.
В таблице 1 приложения В приведены основные формулы исчисления сводных (общих) индексов.