Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа
Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике. Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 8
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 8
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 14
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 18
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 26
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 33
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 36
3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ 45
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА СТАТИСТИКИ 45
3.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ТРЕНДА И МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ 51
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - «Основные экономические и социальные показатели» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 72
Используя данные таблицы 2.3 можно сделать вывод, что в сентябре 2012г. отмечалось удорожание отдельных видов продуктов переработки зерна. Цены на муку пшеничную за месяц увеличились на 6,1%, крупы манную, овсяную, перловую, а также пшено - на 3,4-3,9%, овсяные хлопья "Геркулес", горох и фасоль, хлеб, макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта - на 1,6-2,6%.
Из наблюдаемых видов
В группе алкогольных напитков более всего подорожала водка - на 1,6%.
Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 2,3% дороже стала икра лососевых рыб, на 1,6% - национальные сыры и брынза, на 1,4% - перец черный (горошек). На 0,6-0,9% возросли цены на чай, кофе натуральный в зернах и молотый, сельдь, консервы рыбные, маргарин, молоко питьевое цельное пастеризованное, мороженое сливочное, отдельные виды кондитерских изделий и молочной продукции. Обеды в столовых, кафе, закусочных стали обходиться дороже на 0,7%.
Вместе с тем цены на большинство видов овощей и фруктов снизились. Заметнее всего подешевели капуста белокочанная свежая - на 21,5%, лук репчатый - на 18,8%, свёкла, морковь, картофель и виноград - на 11,2-15,6%. Одновременно, цены на бананы выросли на 19,5%, апельсины - на 16,8%, лимоны - на 4,0%.
На 0,4% дешевле стали рыба мороженая неразделанная и кофе натуральный растворимый.
В сентябре 2012г. цены на продовольственные товары выросли на 0,1% (в сентябре 2011г. - снизились на 0,6%) [38].
Индекс потребительских
цен (ИПЦ) измеряет изменение цен
потребительских товаров и
Методология исчисления ИПЦ, применяемая в большинстве стран, может быть кратко представлена следующим образом:
1. исходной точкой расчета ИПЦ является формирование потребительской корзины, охватывающей набор товаров и услуг, приобретаемые домашними хозяйствами для цели конечного потребления. Как правило, потребительская корзина представляет собой группировку потребительских расходов домашних хозяйств по наиболее важным товарным группам (число таких групп обычно варьируется от 300 до 400). С целью группировки потребительских расходов международные организации рекомендуют использовать международную Классификацию индивидуального потребления по целям (КИПЦ), в которой различается несколько уровней агрегирования. Наиболее высокий уровень агрегирования называется разделом (например, продукты питания и неалкогольные напитки); каждый раздел подразделяется на группы (например, продукты питания); каждая группа подразделяется на классы (например, хлебобулочные изделия); наконец, классы подразделяются на подклассы;
2. на следующем этапе определяются
доли в общем объеме потребительской корзины
всех упомянутых выше разделов, групп,
классов и подклассов классификации. Эти доли, именуемыевесами, устанавливают
3. на следующем этапе происходит формирование списка товаров-представителей, характерных для каждой упомянутой выше товарной группой; при этом для каждого товара-представителя обеспечивается подробное описание его технико-экономических параметров и характеристик, которые влияют на его цену;
4. далее происходит сбор данных о ценах товаров-представителей, для чего создается перечень торговых точек, в которых должна быть произведена регистрация цен. Данные о средних ценах товаров-представителей позволяют исчислить индивидуальные индексы цен на эти товары.
Важным элементом методологии исчисления ИПЦ является обеспечение идентичности товаров-представителей не только с точки зрения технико-экономических характеристик, но также с точки зрения условий продажи.
В случаях, когда характеристики схожих товаров-представителей в сравниваемых периодах различны, необходимо внесение коррективов к ценам с целью приведения их к сравнимому виду. В специальной литературе и в международных рекомендациях этот метод получил название гедонических индексов.
Теория статистики цен исходит из предположения о том, что различия в ценах на один и тот же товар, как правило, отражают различия в качестве; и следовательно, изменение средней цены в результате изменения удельного веса продаж по различным ценам должно отражаться не как изменение ИПЦ, а как изменение физического объема. Однако в некоторых случаях различия в ценах на тот же самый товар могут быть результатом так называемой дискриминации цен, которая особенно часто возникает при продаже услуг (транспортных, медицинских, образовательных) различным категориям потребителей. Например, для пенсионеров могут устанавливаться более низкие ставки тарифа за транспортные услуги, чем для других пассажиров.
Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс. Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к базисным и обратно (произведение Iцеп > Iбаз), так как позитивна корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.
Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл.
Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет.
Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.
Ряды динамики содержат два вида показателей:
Правильное построение рядов динамики предполагает выполнение ряда требований:
Статистические показатели могут характеризовать либо результаты изучаемого процесса за период времени, либо состояние изучаемого явления на определенный момент времени, т.е. показатели могут быть интервальными (периодическими) и моментными. Соответственно первоначально ряды динамики могут быть либо интервальными, либо моментными. Моментные ряды динамики в свою очередь могут быть с равными и неравными промежутками времени.
Первоначальные ряды динамики могут быть преобразованы в ряд средних величин и ряд относительных величин (цепной и базисный). Такие ряды динамики называют производными рядами динамики.
Изучение сезонных колебаний
проводится с целью выявления
закономерно повторяющихся
Средняя величина за каждый месяц исчисляется по формуле средней арифметической простой. Например, за январь 2202 = (2106 +2252 +2249):3.
Индекс сезонности исчисляется путем деления средних величин за каждый месяц на общую среднюю месячную величину, принятую за 100%. Средняя месячная за весь период может быть исчислена путем деления общего расхода горючего за три года на 36 месяцев (1188082 т : 36 = 3280 т) или путем деления на 12 суммы средних месячных, т.е. суммарного итога по гр. 6 (2022 + 2157 + 2464 и т.д. + 2870) : 12.
Таблица 2.4 - Сезонные колебания потребления горючего в сельскохозяйственных предприятиях района за 3 года
Месяцы |
Расход горючего, тонн |
Сумма за 3 года, т (2+3+4) |
Средняя месячная за 3 года, т |
Индекс сезонности, % | ||
1 год |
2 год |
3 год | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Январь |
2106 |
2252 |
2249 |
6607 |
2202 |
67,1 |
Февраль |
2120 |
2208 |
2142 |
6470 |
2157 |
65,7 |
Март |
2300 |
2580 |
2512 |
7392 |
2464 |
75,1 |
Апрель |
3056 |
3300 |
3412 |
9768 |
3256 |
99,2 |
Май |
3380 |
3440 |
3469 |
10289 |
3430 |
104,6 |
Июнь |
4044 |
4210 |
4210 |
12464 |
4155 |
126,6 |
Июль |
4280 |
4184 |
4296 |
12760 |
4253 |
130,0 |
Август |
4088 |
4046 |
4020 |
12154 |
4051 |
123,5 |
Сентябрь |
3604 |
3622 |
3631 |
10857 |
3619 |
110,3 |
Октябрь |
3818 |
3636 |
3583 |
11037 |
3679 |
112,1 |
Ноябрь |
3120 |
3218 |
3336 |
9674 |
3224 |
98,3 |
Декабрь |
2778 |
2802 |
3030 |
8610 |
2870 |
87,5 |
Итого |
38694 |
39498 |
39890 |
118082 |
3280 |
100,0 |
Для наглядности на основе индексов сезонности строится график сезонной волны (рисунок 2.2). По оси абсцисс располагают месяцы, а по оси ординат — индексы сезонности в процентах (таблица 2.4, гр.7). Общая средняя месячная за все годы располагается на уровне 100%, а средние месячные индексы сезонности в виде точек наносят на поле графика в соответствии с принятым масштабом по оси ординат. Точки соединяют между собой плавной ломаной линией.
Рисунок 2.2 - Сезонные колебания потребления горючего в сельскохозяйственных предприятиях за 3 года.
В приведенном примере годовые объемы расхода горючего различаются незначительно. Если же в ряду динамики наряду с сезонными колебаниями имеется ярко выраженная тенденция роста (снижения), т.е. уровни в каждом последующем году систематически значительно возрастают (уменьшаются) по сравнению с уровнями предыдущего года, то более достоверные данные о размерах сезонности получим следующим образом:
Переход за каждый год от абсолютных месячных значений показателей к индексам сезонности позволяет устранить тенденцию роста (снижения) в ряду динамики и более точно измерить сезонные колебания.
В условиях рынка при заключении договоров на поставку различной продукции (сырья, материалов, электроэнергии, товаров) необходимо располагать информацией о сезонных потребностях в средствах производства, о спросе населения на отдельные виды товаров. Результаты исследования сезонных колебаний важны для эффективного управления экономическими процессами.
В статистике, планировании
и анализе хозяйственной