Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике. Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕИ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 8
1.1 ПОНЯИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ЦЕН И ИНФЛЯЦИЯ 8
1.2 ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ЦЕН 14
1.3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦЕНАМИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН 18
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН В РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ ЗА 2009-2012 Г.Г. 23
2.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗУРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ЦЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 26
2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ 33
2.4 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННОСТИ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ И ИНДЕКСОВ 36
3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ 45
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ ИНДЕКСНОГО МЕТОДА СТАТИСТИКИ 45
3.2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЦЕН НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ТРЕНДА И МОДЕЛИ РЕГРЕССИИ 51
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИКИ ЦЕН 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А - «Основные экономические и социальные показатели» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Индексы потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Основные формулы исчисления сводных (общих) индексов 72

Файлы: 1 файл

kursovik_statistika.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Состояние рынка можно  охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Так основными показателями конъюнктуры рынка являются:

  • масштаб рынка – его емкость, объем операций по купле-продажи товаров (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
  • степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения;
  • динамика рынка (изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);
  • степень деловой активности (число и размер заказов, объемов и динамика сделок и т.п.);
  • уровень рыночного риска (оценка вероятности потерь поражения на рынке);
  • уровень устойчивости (колеблемости) основных параметров рынка в динамике и пространстве – показатели вариации;
  • сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
  • цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке (стадии экономического или сезонного цикла);
  • средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Приведенная система показателей конъюнктуры рынка позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка, прежде всего с позиции маркетинговых действий фирмы, т.е. благоприятна ли конъюнктура для осуществления поставленных целей [28].

Центральным показателем  статистики рынка товаров и услуг  является товарооборот, под которым  понимается объем продаж товаров  в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения к конечному потребителю.

Его рассматривают как показатель:

  • стоимости товарной массы,
  • денежной выручки продавцов,
  • расходов покупателей на приобретение товаров.

Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют индексы  цен, показывающие изменение цены. Рассмотрим динамику индексов потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (приложение Б таблица Б.1).

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие  выводы: в начале нового учебного года на 7,5% стали дороже услуги высшего образования, на 4,3% - среднего образования, на 4,6% увеличилась стоимость проживания в студенческом общежитии, на 2,3% - занятий на курсах иностранных языков.

Среди других наблюдаемых  видов услуг на 4,9% подорожал газ  сжиженный (за месяц с человека), на 3,2% выросла ставка за пользование потребительским кредитом, на 1,6-2,7% - цены на билеты в театры, на замену элементов питания в наручных часах, стоимость абонементов в плавательные бассейны и группы общей физической подготовки.

Вместе с тем на 16,0-16,4% снизились тарифы на проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования. На 0,2-3,7% стали дешевле услуги воздушного транспорта, путевки на отдых в Турцию, Испанию, в дома отдыха, пансионаты и санатории на территории России, поездки в Китай, абонентская плата за доступ к сети Интернет, годовая стоимость полиса добровольного страхования легкового автомобиля [38].

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце сентября 2012г. составила 2550,8 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость снизилась на 1,7%, а с начала года - выросла на 5,4% (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 - Стоимость минимального набора продуктов питания в сентябре 2012 года

Федеральные округа

Стоимость 
набора, 
рублей

Изменение 
стоимости 
набора к предыдущему месяцу, 
%

Максимальная и минимальная  
стоимость набора внутри федерального округа

субъект  
Российской Федерации

стоимость набора,  
рублей

1

2

3

4

5

Центральный

2566,3

97,5

г.Москва 
Орловская область

2996,1 
2012,9

Северо-Западный

2834,5

97,9

Мурманская область 
Новгородская область

3064,7

 
2607,2

Южный

2405,8

99,9

Краснодарский край 
Волгоградская область

2548,6

 
2303,3

Северо-Кавказский

2459,0

99,1

Чеченская Республика 
Кабардино-Балкарская Республика

2720,2 

2276,1

Приволжский

2288,6

97,6

Пермский край 
Саратовская область

2496,8 
2035,2

Уральский

2815,5

99,5

Тюменская область 
Курганская область

3180,9 

2448,9

Сибирский

2640,5

99,1

Забайкальский край 
Омская область

2943,3 

2199,7

Дальневосточный

3733,1

98,5

Чукотский авт.округ 
Амурская область

6705,6 

3204,7


 

Стоимость набора в Москве в конце сентября 2012г. составила 2996,1 рубля и за месяц стала ниже на 2,6% (с начала года - выросла на 5,9%), в Санкт-Петербурге - 2898,4 рубля и снизилась на 1,9% (с начала года - выросла на 3,6%).

На рисунке 2.1 представлена структура минимального набора продуктов питания в расчете на одного человека в месяц в сравнении  сентября 2011 и сентября 2012 года.

Рисунок 2.1 – Структура  стоимости минимального набора продуктов  питания (в процентах, в расчете  на одного человека в месяц)

 

Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров, представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров.

на конец периода, в  процентах

 

 

К предыдущему месяцу

Сентябрь 2012г. к

Январь- 
сентябрь 
2012г. к  
январю- 
сентябрю  
2011г.

Справочно 
сентябрь  
2011г. 
к декабрю 2010г.

июль

август

сентябрь

декабрю 
2011г.

сентябрю  
2011г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ткани

100,3

100,4

100,2

103,2

104,4

104,8

104,7

Одежда и белье

100,2

100,4

100,8

103,6

105,8

106,2

105,0

Трикотажные изделия

100,3

100,4

100,8

103,3

105,4

105,9

105,0


Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

Обувь

100,0

100,3

100,9

102,6

104,7

105,0

103,4

Моющие и чистящие средства

100,4

100,3

100,3

106,1

108,1

109,8

106,9

Табачные изделия

101,5

103,5

102,4

119,3

122,9

120,7

117,5

Электротовары и другие 
бытовые приборы

100,1

100,1

100,5

101,9

102,7

102,3

101,2

Телерадиотовары

99,9

99,7

99,8

99,5

99,8

99,7

99,3

Строительные материалы

100,7

100,6

100,4

104,6

105,7

106,8

106,9

Бензин автомобильный

100,0

100,5

102,0

104,0

105,0

107,9

113,9

Медикаменты

100,5

100,3

100,4

104,9

107,3

106,6

104,0


 

Анализируя данные таблицы  можно сделать вывод, что в 2012 году продолжается рост цен на табачные изделия. Ускорились темпы роста цен на нефтепродукты. Среди наблюдаемых видов медикаментов и медицинских товаров цены на валидол и колдрекс увеличились на 3,3% и 2,9% соответственно, медицинские термометры ртутные - на 2,0%, аспирин отечественный, левомеколь, амброксол, поливитамины, корвалол - на 1,0-1,9%, эналаприл, анальгин, валокордин - на 0,7-0,9%. В то же время цены на аллохол, йод, настойку пустырника, сульфацетамид, диазолин снизились на 0,7-1,3%.

Одновременно на 0,3-0,7% стали дешевле проигрыватели DVD, персональные компьютеры, фотоаппараты, карты памяти (флэш-карты), велосипеды для дошкольников.

 

2.3 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОЛЕБЛЕМОСТИ И СООТНЕШЕНИЯ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

 

При анализе колеблемости динамических рядов наряду с выделением случайных колебаний, возникает задача изучения периодических колебаний. Как правило, изучение периодических («сезонных») колебаний необходимо с целью исключения их влияния на общую динамику для выявления «чистой» (случайной) колеблемости.

В широком понимании  к сезонным относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутригодичных изменений, т.е. более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней. Часто эти колебания могут быть не связаны со сменой времен года. К сезонным явлениям относят, например, потребление электроэнергии; неравномерность производственной деятельности в отраслях пищевой промышленности, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья; перевозки пассажирским транспортом; спрос на многие виды продукции и услуги.

Как бы ни проявлялась  сезонность, она наносит большой  ущерб национальной экономике, связанной с неравномерным использованием оборудования и рабочей силы, с неравномерной загрузкой транспорта, необходимостью создания резервов мощностей и т.д. Комплексное регулирование сезонных изменений по отдельным отраслям должно основываться на исследовании сезонных отклонений [34].

Многие временные ряды имеют ярко выраженные сезонные компоненты, повторяющиеся с определенной периодичностью. Эта периодичность имеет место каждый год.

Если в анализируемой  временной последовательности наблюдаются  устойчивые отклонения от тенденции (в большую или в меньшую сторону), то можно предположить наличие в ряду динамики некоторых (одного или нескольких) колебательных процессов.

Это особенно заметно, когда изучаемые явления имеют сезонный характер, — возрастание или убывание уровней повторяется регулярно с интервалом в один год (например, производство молока и мяса по месяцам года, потребление топлива и электроэнергии для бытовых нужд, сезонная продажа товаров и т.д.).

Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования сезонности:

  1. выявить наличие сезонности;
  2. численно выразить сезонные колебания;
  3. выделить факторы, вызывающие сезонные колебания;
  4. оценить последствия сезонных колебаний;
  5. провести математическое моделирование сезонности.

Для измерения сезонных колебаний статистикой предложены различные методы. Наиболее простые и часто употребляемые из них:

  1. метод абсолютных разностей;
  2. метод относительных разностей;
  3. построение индексов сезонности.

Первые два способа  предполагают нахождение разностей  фактических уровней и уровней, найденных при выявлении основной тенденции развития (тренда).

Применяя способ абсолютных разностей, оперируют непосредственно размерами этих разностей, а при использовании метода относительных разностей, определяют отношение абсолютных размеров указанных разностей к выровненному уровню. При выявлении основной тенденции используют либо метод скользящей средней, либо аналитическое выравнивание. В некоторых случаях в стационарных рядах можно пользоваться разностью фактических уровней и средним месячным уровнем за год.

В таблице 2.3 приведены  индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров [33].

 

Таблица 2.3 Индексы цен  на отдельные группы и виды  продовольственные товары

на конец периода, в  процентах

 

К предыдущему месяцу

Сентябрь 2012г. к

Январь- 
сентябрь 
2012г. к  
январю- 
сентябрю 
2011г.

Справочно 
сентябрь  
2011г. 
к декабрю 2010г.

июль

август

сентябрь

декабрю 
2011г.

сентябрю 
2011г.

1

2

3

4

5

6

7

8

продовольственные товары 
без алкогольных напитков

100,9

99,2

100,0

104,8

106,6

102,4

101,5

хлеб и хлебобулочные  изделия

100,9

102,2

102,1

106,9

107,5

104,6

108,3

крупа и бобовые

100,0

101,6

101,2

91,5

81,0

73,8

103,9

макаронные изделия

100,4

101,8

101,5

103,2

102,6

100,2

103,9

мясо и птица

101,2

101,4

101,1

107,3

109,6

108,1

106,9

рыба и морепродукты

100,1

100,2

100,2

101,3

103,8

105,6

107,6

молоко и молочная продукция

100,1

100,2

100,6

101,4

103,9

104,2

103,7

масло сливочное

100,0

100,2

100,6

100,3

102,8

103,6

104,0

масло подсолнечное

100,0

100,1

102,2

95,9

95,4

94,9

105,1

яйца

99,9

100,4

108,1

91,2

101,2

107,0

95,7

сахар-песок

102,7

101,8

94,6

109,9

95,4

82,0

85,8

плодоовощная продукция

103,5

89,2

94,4

112,3

113,1

83,1

74,8

алкогольные напитки

102,2

101,2

101,0

109,7

111,8

109,5

106,3

Информация о работе Статистика цен