Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести экономико-статистический анализ занятости населения России, построение перспектив на будущее.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятия трудовые ресурсы, занятость и безработица;
- проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
- раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
- провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4 % экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30 %), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1999 г. - уже в 2,7 раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1999 г. он составлял уже 80 % от средней зарплаты по народному хозяйству.
На 1 марта 2009 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,1 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 1,9 млн. человек имеют статус безработных и около 1,7 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7 % экономически активного населения).
Если к лицам, уже фактически оказавшимся «на улице», добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12 % экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20 % населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное – существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.
Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать по крайней мере восемь причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.
1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.
2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.
3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных, по-видимому, исключается из официальных данных.
4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятие, сокращающее занятых, скорее всего, находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.
5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование промышленных предприятий, проведенное в июле 2005 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
6. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
7. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.
8. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий «сохраняет» численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда.
Отличительной чертой России являются необычно большой отток из рядов безработных. Сопоставляя ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина – с низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с первого квартала 1998 г. началось увеличение притока, приведшее к тому, что ежемесячный темп притока в ряды безработных составил 0,5 % (от численности занятых).
Хотя показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6 – 7 % безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.
Низкие показатели притока связаны с решением предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но, даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.
Со стороны оттока из рядов безработных данные Федеральной службы занятости показывают, что уровень трудоустройства не только высок - свыше 40 % всего оттока, - но и направляется почти исключительно в государственные предприятия, с постепенным ростом доли сферы услуг и сокращении доли промышленности и сельского хозяйства. Хотя и наблюдается рост средней продолжительности поисков работы, что 60-80 % трудоустраивающихся находят работу менее чем за 4 месяца
3 Статистический анализ занятости населения
3.1 Анализ динамики уровня безработицы
Анализ динамики явления производится на основе рядов динамики. Ряд динамики, или временной ряд – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих развитие изучаемого явления. Основная цель анализа рядов динамики состоит в изучении явления во времени.
По данным различных статистических изданий у нас имеются данные о занятости населения за период 1998 – 2009 гг. К ним относится численность экономически активного населения страны, число безработных, а также число официально зарегистрированных безработных. Ключевым показателем уровня занятости в стране является общий уровень безработицы. Именно его динамику мы и будем анализировать в данной главе. Пользуясь исходными данными, рассчитаем уровни безработицы для всего исследуемого периода.
Таблица 1 - Динамика занятости населения в РФ в 1998 – 2009 гг.Год Численность ЭАН, млн. чел. Численность безработных, млн. чел. Численность официально зарегистрированных безработных, млн. чел. Уровень безработицы, %
1998 71,7 6,6 2,21 9,21
1999 70,9 6,7 2,31 9,45
2000 69,7 6,7 2,46 9,61
2001 68,1 8,1 2,01 11,89
2002 66,7 8,9 1,89 13,34
2003 67,9 8,7 1,48 12,81
2004 71,9 7,6 0,99 10,57
2005 71,1 6,4 1,19 9,00
2006 71,3 5,7 1,14 7,99
2007 71,4 6,2 1,57 8,68
2008 73,8 5,5 1,92 7,45
2009 74,2 5,6 1,84 7,55
Произведем анализ динамики уровня безработицы за 12 лет в период с 1998 по 2009 гг.
Каждый ряд динамики, состоит их двух элементов: показателя времени (указывает моменты или периоды времени к которому относятся приводимые статистические показатели) и уровня ряда (отображает количественную оценку развития явления во времени). Уровнем динамического ряда – y является общий уровень безработицы (коэффициент безработицы). Период времени, к которому относятся рассматриваемые уровни, равен 12 лет.
Анализ динамики начнем с проверки ряда на однородность, а также на аномальные наблюдения.
Проверка динамического ряд на однородность можно осуществить по F-критерию Фишера. Для этого необходимо разбить его на 2 совокупности:
n1 = 8 – число наблюдений первой совокупности;
n2 = 4 – число наблюдений второй совокупности.9,21
9,45
9,61
11,89
13,34
12,81
10,57
9,00
7,99
8,68
7,45
7,55
Критерий Фишера находим по формуле
где σ12 и σ22 – дисперсия по 1-ой и 2-ой выборкам соответственно.
Для расчет дисперсий заполним таблицу:
Таблица 2 – Расчет дисперсий выборокГод y
1998 9,21 2,33
1999 9,45 1,65
2000 9,61 1,27
2001 11,89 1,33
2002 13,34 6,79
2003 12,81 4,31
2004 10,57 0,03
2005 9,00 3,01
Сумма 85,88 20,71
ср. зн. 10,74
2006 7,99 0,01
2007 8,68 0,58
2008 7,45 0,22
2009 7,55 0,14
Сумма 31,67 0,94
ср. зн. 7,92
σ12 = ∑/ 8 = 20,71/ 8 = 2,59
σ22 = ∑/ 4 = 0,92/ 4 = 0,23
Fрасч = 2,59 / 0,23 = 11,26
Данное расчетное значение сравнивают с F-критерием по таблице Фишера для уровня значимости α = 0,05 и числа степеней свободы
V1 = n1 – k – 1 = 8 – 2 – 1 = 5
V2 = n2 – k – 1 = 4 – 2 – 1 = 1
(где k - число выборок).
По таблице Фишера Fкритич = 230,16
Fрасч = 11,26 меньше Fкритич = 230,16, значит данный ряд признается однородным и исследования в дальнейшем проводятся по одной выборке.
Проверим динамический ряд на аномальные наблюдения. Для этого воспользуемся критерием Граббса:
где Тn – критерий Граббса
y – подозреваемое наблюдение.
σ – среднеквадратичное отклонение.
Рассчитаем критерий Граббса для всех наблюдений и представим данные в виде таблицы 3:
Таблица 3 – Расчет критерия Граббса№ года у у-у
(y-y)2 Тn
1 9,21 -0,59 0,34 0,310
2 9,45 -0,35 0,12 0,183
3 9,61 -0,19 0,03 0,098
4 11,89 2,09 4,39 1,109
5 13,34 3,54 12,56 1,876
6 12,81 3,01 9,09 1,596
7 10,57 0,77 0,60 0,410
8 9,00 -0,80 0,63 0,421
9 7,99 -1,81 3,26 0,956
10 8,68 -1,12 1,25 0,591
Информация о работе Статистика численности населения Республики Башкортостан