Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:17, реферат
Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» (статус), что означает состояние, положение вещей, событий. От корня этого слова образовалось итальянское слово «stato» - государство. В различных государствах, государственных деятелей, политиков называли «statista» (статиста). От этого же корня образовалось и существительное «statistica» (статистика). Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.
С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта). С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни. С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.
Статистика как наука и её информационная база
Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» (статус), что означает состояние, положение вещей, событий. От корня этого слова образовалось итальянское слово «stato» - государство. В различных государствах, государственных деятелей, политиков называли «statista» (статиста). От этого же корня образовалось и существительное «statistica» (статистика). Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.
С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта). С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни. С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.
Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам.
Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Русская статистика не была свободна от многих недостатков, связанных с
мировоззрением ее представителей и вытекающих из социальных условий
дореволюционной России. Тем не менее, будучи тесно связанной практической
работой с земскими и городскими статистическими учреждениями, она
способствовала не только развитию статистической науки в России, но и
улучшению деятельности дореволюционных статистических органов.
Пореформенный период (1861-1917) вошел в историю как период развития
правительственной и земской статистики. Огромный статистический материал,
собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой
глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь,
русской деревни. Статистический науке этого периода была присуща глубокая
теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль в разработке общей
концепции математической статистики.
Российская статистика (конец XVIII века- 20-е годы XIX века) отражала
изменение экономической политики государства, её функции, организации и
методы работы, то есть стали проявляться черты орудия социального познания.
Появился новый тип статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение
узких по содержанию оперативных запросов, а на получение разнообразных
статистических данных о
состоянии социально-
Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько уникальных
статистических работ, послуживших базой для последующего развития
статистической практики и становления российской статистической науки.
Важнейшие из этих работ: генеральная опись Малороссии; генеральное межевание
и топографические описания губернии, включавшие описания отдельных районов
страны с их историческими, географическими, административными и
экономическими
Изменения в структуре государственного управления были вызваны
необходимостью решать новые задачи экономического и социального развития
России. Настоятельная потребность в накоплении статистических данных, в их
изучении и осмыслении, в совершенствовании самих методов организации и
проведения исследований способствовали развитию научных статистических
разработок.
Сложившаяся в России организация правительственной статистики представляла несомненный шаг вперед по сравнению с существующей в начале XIX века. К.Ф. Герман преподавал статистику в учебных заведениях России, написал первые учебные пособия «Краткое руководство ко всеобщей теории статистики для употребления в училищах российской Империи» (1808 г.) и «Всеобщая теория статистики для обучающихся сей науке» (1809 г.). где были изложены основные положения, раскрывающие статистику как науку.
Как представитель и последователь описательной школы К.Ф. Герман считал, что предметом статистики является государство. Статистика, по его словам, есть «основательное познание государства в какое-либо известное время». Вместе с тем он не ограничивался лишь чистыми описаниями. В его работах уже присутствуют элементы анализа, группировки, динамические сопоставления и пр. Он уделял большое внимание истории статистики, критической оценке достоверности используемых статистических данных, объективности статистики.
Ученые, внесшие вклад в развитие статистики
– Уильям Петти – основатель статистики. Его заслуга в том, что он впервые применил числовой метод для анализа закономерностей общественной жизни. Работа – "Политическая арифметика".
– Адольф Кетле – бельгийский статистик. Доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни обладают внутренней закомерностью и необходимостью.
– К.Ф. Герман – русский статистик ("Всеобщая теория статистики").
– В.И. Ленин – теория группировок, теория статистического наблюдения.
– Целый ряд других ученых.
2.Предмет, метод и информационная база науки «Статистика».
Предметом статистической науки являются:
1) массовые социально–
2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.
Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.
Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.
Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.
Статистические методы рассматриваются
как методы анализа количественных
данных. Статистические методы анализа
нечисловой информации, анализа временных
рядов и прогнозирования, а также
эконометрического
По технологии формирования и условиям применения различают три группы статистических методов:
методы, формируемые и применяемые при организации и проведении массовых наблюдений (сбор, регистрация и оценка первичных данных, контроль их полноты, точности и достоверности, анализ общественного мнения и т.д.);
методы статистических группировок,
применяемые при обработке
методы обобщения собранных и обработанных данных (определение показателей однородности данных путем исчисления абсолютных, относительных и средних величин, а также показателей вариации; изучение взаимосвязей и закономерностей изменения обобщающих данных, включая двумерный и многомерный регрессионный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.).
Все статистические методы взаимосвязаны
и представляют единую систему, применение
которой гарантирует
Статистическое наблюдение. Сводка и группировка данных
3.Понятие
и виды статистического
Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.
Начальной стадией экономико–
Объектом статистического
Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)
Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:
· Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
· Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.
Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.
Несплошное наблюдение подразделяется на:
4.Назначение и виды группировок.
В
соответствии с основными тремя задачами,
решаемыми с использованием группировок,
принято выделять три основных видов группировок:
типологические, структурные, аналитические.
Типологические группировки обеспечивают
разграничение массовых явлений на качественно
однородные совокупности. При этом качественно
однородными совокупностями считаются
такие, все единицы которых подчинены
определенному закону развития (качеству
объекта). Примерами типологических группировок
могут служить расчленение при изучении
народного хозяйства – на отрасли при
изучении отдельной отрасли (например,
связи) – на подотрасли основной деятельности
(почтовую связь, телефонную связь и т.д.).
Группировки, применяемые для изучения
структуры массовых явлений, называются структурными. С
помощью таких группировок можно изучить
состав (структуру) качественно однородной
совокупности. Например, состав населения
по полу, возрасту, образованию, национальности
и другим признакам.
Аналитическая группировка ставит
своей целью выявить и установить количественное
выражение степени связи между факторным
и результативным признаками (явлениями)
в конкретных условиях места и времени.
Ведь один и тот же фактор в одних условиях
может оказывать сильное влияние на результативный
признак (явление), в других – слабое. В
этом случае говорят о наличии или отсутствии
связи между изучаемыми признаками (явлениями).
Аналитические группировки
строятся по факторному признаку (явлению). Например,
изучая взаимосвязь между производительностью
труда и себестоимостью продукции предприятия
следует сгруппировать по уровню производительности
труда.Данные приведенной
аналитической группировки показывают
четкую зависимость снижения себестоимости
продукции от роста производительности
труда.
Группировка изучаемого явления может
быть произведена по одному или нескольким
признакам. Если группировка образована
по одному признаку, то она называется
простой группировкой. Если для выделения
групп берется одновременно два или более
признака, при этом группы, образованные
по одному признаку, подразделяются на
подгруппы по другому признаку, то такая
группировка называется комбинационной
(сложной).
Информация о работе Статистика как наука и её информационная база