Статистика как наука и её информационная база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:17, реферат

Описание работы

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» (статус), что означает состояние, положение вещей, событий. От корня этого слова образовалось итальянское слово «stato» - государство. В различных государствах, государственных деятелей, политиков называли «statista» (статиста). От этого же корня образовалось и существительное «statistica» (статистика). Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.
С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта). С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни. С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.

Файлы: 1 файл

Вопросы по статистике.docx

— 369.88 Кб (Скачать файл)

Статистика как наука и её информационная база

  1. Организация отечественной статистики.

 

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» (статус), что означает состояние, положение вещей, событий. От корня этого слова образовалось итальянское слово «stato» - государство. В различных государствах, государственных деятелей, политиков называли «statista» (статиста). От этого же корня образовалось и существительное «statistica» (статистика). Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.

С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта). С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни. С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.

Наконец, в  естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам.

Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Русская статистика не была свободна  от многих недостатков, связанных  с

мировоззрением ее представителей и вытекающих из социальных условий

дореволюционной России. Тем  не менее, будучи тесно связанной практической

работой с земскими и городскими статистическими учреждениями, она

способствовала не только развитию статистической науки в  России, но и

улучшению деятельности дореволюционных  статистических органов.

Пореформенный период (1861-1917) вошел в историю как период развития

правительственной и земской  статистики. Огромный статистический материал,

собранный и разработанный  земскими статистиками, стал надежной основой

глубоких исследований экономики  пореформенной России, в первую очередь,

русской деревни. Статистический науке этого периода была присуща глубокая

теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль в разработке общей

концепции математической статистики.

Российская статистика (конец XVIII века- 20-е годы XIX века) отражала

изменение экономической  политики государства, её функции, организации  и

методы работы, то есть  стали проявляться черты орудия социального познания.

Появился новый тип  статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение

узких по содержанию оперативных  запросов, а на получение разнообразных

статистических данных о  состоянии социально-экономической  жизни, - возникла так называемая познавательная статистика.

Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько    уникальных

статистических    работ, послуживших  базой  для   последующего  развития

статистической практики и становления российской статистической науки.

Важнейшие из этих работ: генеральная  опись Малороссии; генеральное межевание

и топографические  описания губернии, включавшие описания отдельных  районов

страны с их историческими, географическими, административными и

экономическими характеристиками.

Изменения  в  структуре   государственного управления были вызваны

необходимостью решать новые  задачи экономического и социального  развития

России. Настоятельная потребность  в накоплении статистических данных, в их

изучении и осмыслении, в совершенствовании самих методов организации и

проведения  исследований  способствовали развитию научных статистических

разработок.

Сложившаяся в России организация  правительственной статистики представляла несомненный шаг вперед по сравнению с существующей в начале XIX века. К.Ф. Герман преподавал статистику в учебных заведениях России, написал первые учебные пособия «Краткое руководство ко всеобщей теории статистики для употребления в училищах российской Империи» (1808 г.) и «Всеобщая теория статистики для обучающихся сей науке» (1809 г.). где были изложены основные положения, раскрывающие статистику как науку.

Как представитель и последователь  описательной школы К.Ф. Герман считал, что предметом статистики является государство. Статистика, по его словам, есть «основательное познание государства  в какое-либо известное время». Вместе с тем он не ограничивался лишь чистыми описаниями. В его работах  уже присутствуют элементы анализа, группировки, динамические сопоставления  и пр. Он уделял большое внимание истории статистики, критической  оценке достоверности используемых статистических данных, объективности  статистики.


 

Ученые, внесшие  вклад в развитие статистики

–        Уильям Петти – основатель статистики. Его заслуга в том, что он впервые применил числовой метод для анализа закономерностей общественной жизни. Работа – "Политическая арифметика".

–        Адольф Кетле – бельгийский статистик. Доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни обладают внутренней закомерностью и необходимостью.

–        К.Ф. Герман – русский статистик ("Всеобщая теория статистики").

–        В.И. Ленин – теория группировок, теория статистического наблюдения.

–        Целый ряд других ученых.

2.Предмет,  метод и информационная база науки «Статистика».

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические  явления жизни;

2) количественная сторона этих  явлений в конкретных условиях  места и времени.

Посредством статистических показателей  статистика изучает все явления  и процессы, протекающие в жизни  общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Статистическая  методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

Статистические методы рассматриваются  как методы анализа количественных данных. Статистические методы анализа  нечисловой информации, анализа временных  рядов и прогнозирования, а также  эконометрического моделирования  не входят в предмет статистики и  интерпретируются как самостоятельные, используемые независимо от собственно статистических методов.

По технологии формирования и условиям применения различают три группы статистических методов:

методы, формируемые и применяемые  при организации и проведении массовых наблюдений (сбор, регистрация  и оценка первичных данных, контроль их полноты, точности и достоверности, анализ общественного мнения и т.д.);

методы статистических группировок, применяемые при обработке данных (систематизация и классификация  собранных данных, их форматизация и обработка, включая компьютерную, организация и ведение баз данных и баз значений);

методы обобщения собранных  и обработанных данных (определение  показателей однородности данных путем  исчисления абсолютных, относительных  и средних величин, а также  показателей вариации; изучение взаимосвязей и закономерностей изменения  обобщающих данных, включая двумерный  и многомерный регрессионный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.).

Все статистические методы взаимосвязаны  и представляют единую систему, применение которой гарантирует правильность и достоверность получаемых результатов. Существенно важно, что современные статистические методы используются не только для исчисления значений тех или иных показателей, но и для проверки достоверности их исчисления там, где статистические тесты отсутствуют или вызывают сомнение.

Статистическое наблюдение. Сводка и группировка данных

3.Понятие  и виды статистического наблюдения.

 

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического  исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной  и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях  развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица  статистического наблюдения – это  элемент изучаемого объекта, который  представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками.

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата единиц совокупности;

Виды статистического  наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

·  Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

·  Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.

По полноте охвата единиц совокупности различают следующие  виды статистического наблюдения:

Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

Несплошное наблюдение подразделяется на:

  • Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
  • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
  • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
  • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

 

4.Назначение  и виды группировок.

В соответствии с основными тремя задачами, решаемыми с использованием группировок, принято выделять три основных видов группировок: типологические, структурные, аналитические. 
Типологические группировки обеспечивают разграничение массовых явлений на качественно однородные совокупности. При этом качественно однородными совокупностями считаются такие, все единицы которых подчинены определенному закону развития (качеству объекта). Примерами типологических группировок могут служить расчленение при изучении народного хозяйства – на отрасли при изучении отдельной отрасли (например, связи) – на подотрасли основной деятельности (почтовую связь, телефонную связь и т.д.). Группировки, применяемые для изучения структуры массовых явлений, называются структурными. С помощью таких группировок можно изучить состав (структуру) качественно однородной совокупности. Например, состав населения по полу, возрасту, образованию, национальности и другим признакам. 
Аналитическая группировка ставит своей целью выявить и установить количественное выражение степени связи между факторным и результативным признаками (явлениями) в конкретных условиях места и времени. Ведь один и тот же фактор в одних условиях может оказывать сильное влияние на результативный признак (явление), в других – слабое. В этом случае говорят о наличии или отсутствии связи между изучаемыми признаками (явлениями). 
Аналитические группировки строятся по факторному признаку (явлению). Например, изучая взаимосвязь между производительностью труда и себестоимостью продукции предприятия следует сгруппировать по уровню производительности труда.Данные приведенной аналитической группировки показывают четкую зависимость снижения себестоимости продукции от роста производительности труда. 
Группировка изучаемого явления может быть произведена по одному или нескольким признакам. Если группировка образована по одному признаку, то она называется простой группировкой. Если для выделения групп берется одновременно два или более признака, при этом группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому признаку, то такая группировка называется комбинационной (сложной).

Информация о работе Статистика как наука и её информационная база